Дата: 15.03.22г.
Конспект урока № 103
Класс: 3-Б
Предмет: математика
Тема. Приёмы устных вычислений вида 260+310, 670-140
Методическая цель урока: познакомить с приёмами вычислений вида 260 +310,
670 – 140.
Планируемые результаты:
Предметные: научить выполнять сложение и вычитание вида 260+310, 670-140; решать задачи изученных видов.
Метапредметные
Регулятивные: развивать умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Коммуникативные: развивать умение оформлять свои мысли в устной форме; использовать математическую терминологию; слушать и понимать речь других;
Познавательные: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; понимание значения математических знаний в собственной жизни; способность к оценке своей учебной деятельности и одноклассников.
Тип урока : открытие нового знания
Оборудование: презентация, кораблики с числами, бутылка с посланием, морские звёзды для рефлексии.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой урока
Игра « Как живёшь?»( Слайд №1,2 )
Эмоциональный настрой урока.
- Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие с нашим хорошим знакомым. Отгадайте, кто он?
Загадка
Возле самой кромки моря
Он с друзьями любит спорить:
У кого клешни длинней?
Боком кто бежит быстрей?(Краб)
( Слайд№3)
3. Минутка чистописания.
- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно.
- Итак, сделаем первую запись: дата, вид работы (классная)
- Чтобы наше морское путешествие прошло удачно, нужно расставить корабли в порядке увеличения. ( на доске)
( 285, 869, 348, 500, 606, 118, 832,222)
- Отдать швартовый! (Слайд №4)
3.Актуализация опорных знаний
Устный счёт
- Проверяем провизию на кораблях. Капитан Краб переживает, хватит ли нам продуктов?
Математический диктант
- Найдите сумму чисел 900 и 30.(930)
- Уменьшите 600 на 200. (400).
- Первое слагаемое 60, второе 70. Найдите сумму. (130).
- На сколько 540 больше, чем 570? (На 30).
- Из какого числа вычли 310 и получили 70? (380).
- Увеличьте 206 на 50. (256).
- Найдите разность чисел 736 и 6. (730).
- Запиши соседей числа 900
-Самое большое трёхзначное число (999)
-Запиши число в котором 49 десятков (490)
Логические задачи( Слайд №5)
-Мы продолжаем путешествие по морю. Кажется, начинается шторм. И чтобы его успешно пережить нужно решить 4 логические задачи.
Задача №1
На двух полках лежало 60 ракушек, на каждую полку положили ещё столько же ракушек, сколько было на ней. Сколько ракушек стало на двух полках после этого? (120 ракушек.)
Задача№2
10 крабов построились в хоровод и каждый взял за клешню обоих своих соседей. Сколько клешней оказались свободными? (Ни одной.)
Задача № 3
Расставаясь, моряки обменялись рукопожатиями: каждый пожал руку другому. Всего было 10 рукопожатий. Сколько было моряков?(5 моряков.)
Задача№4
Капитану и его сыну вместе 40 лет. Сколько лет им будет
вместе через 3 года? (46 лет.)
- Молодцы! Мы успешно преодолели морской шторм
Задание
- После шторма мы сбились с курса. На наш корабль поступила радиограмма. Она пришла зашифрованная. Помогите Капитану Крабу найти правильный путь.
Расставьте между числами 9999 знаки арифметических действий, так что бы получилось 100. (99+ 9:9=100) (Слайд№6,7 )
3. Самоопределение к деятельности.
- Путешествие – это неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное. С чем мы встретимся? Еще неизвестно, какие трудности нас поджидают? Всё заволокло туманом, ничего не видно.(Зарядка для глаз)(Слайд № 8)
Рассмотри выражения. Чем они похожи, чем отличаются?
76+12= 760+120=
65 -32= 650-320=
-Как решить примеры первого столбика?
-Можно ли применить аналогичный способ для решения примеров второго столбика?
Учащиеся комментируют решение примеров.
Выполняется запись на доске и в тетрадях:
760+120= (700+100)+ (60+20)=880
650-320=(600-300)+ (50-20)=330
- Туман немного развеялся. А чтобы стало лучше видно, нужно научиться находить значения выражений данного вида.
4. Определение темы урока и его цели
-Значит, какова тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу поставим? Мы узнаем…, мы будем учиться…
5.Работа над новым материалом
Работа по учебнику.
-Объясняет учитель как выполняли вычисления в учебнике на стр. 69.
-Какой ещё способ решения подобных примеров вы узнали?
-Какой способ вам кажется удобнее?
- Сколькими способами можно найти значение данных выражений?
1 способ: Из уменьшаемого сначала вычитаем сотни вычитаемого, а затем десятки вычитаемого.
2 способ: Из сотен вычитаем сотни, из десятков — десятки.
Вывод: Мы будем использовать разные способы вычисления, использовать наиболее рациональный.
стр.69 №1
-Наш корабль в открытом море. А здесь повсюду подстерегают нас опасности. Перед нами айсберг. ( Слайд № 9)
Что такое айсберг?
Чтобы избежать столкновения, необходимо правильно рассчитать градус отклонения от курса .
- Благодаря вашим умениям мы избежали столкновения с айсбергом.
с.69№2 (коллективное выполнение с комментированием, устно )
- Время обеда . Как называют повара на корабле? Помогите коку правильно рассчитать пропорции для приготовления пищи
А для этого вспомним, сколько граммов в 1кг?
Работа над геометрическим материалом (Слайд№10)
-Перед нами остров . Форму какой геометрической формы он напоминает? Занесём данные о нём в бортовой журнал. (Начерти квадрат со стороной 4 см . Найди его периметр и площадь.)
-Давайте высадимся на остров и познакомимся с его жителями.
Физкультминутка « Делай так.» ( Слайд №11)
6.Закрепление изученного материала
Работа над задачей ( Слайд № 12)
-Остров позади и что же ждёт нас впереди? За бортом бутылка, а в ней послание:
Что за чудо – вот так чудо:
Сверху - блюдо, снизу - блюдо.
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги?( Черепаха)( Слайд №13)
- У морских зелёных черепах вместо лап – ласты. Выбравшись из воды, задними лапами они вырывают в песке ямку и откладывают в неё яйца. Это подруга нашего Краба. Она не может сосчитать сколько маленьких черепашек появится на свет в их семействе.
Задача (Слайд №14)
20 черепах отложили в песок по 8 яиц, 10 черепах по 12 яиц. Сколько всего маленьких черепашек ожидают в этой семье?
7.Рефлексия (Слайд № 15)
- Черепашка довольна вашими математическими способностями и дарит вам в знак благодарности эти морские звёздочки.(дети выбирают цвет морской звезды)
Было интересно и легко на уроке ( зелёная)
На уроке я испытывал некоторые трудности( жёлтая)
Мне нужна помощь, я ничего не понимал ( красная)
8. Домашнее задание стр.69 №5, 6 ( объяснение учителем задачи)
9. Итог урока.
- Было ли наше путешествие полезным?
- Что нового узнали?
- Что помогло вам преодолеть трудности?
Спасибо всем вам за урок. ( Слайд № 16)