СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Прикладной модуль «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности» ориентирован на анализ научных, публицистических, официально-деловых текстов, содержащих профессиональную лексику; составление собственных текстов разных стилей на темы, связанные с будущей профессией.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Красноярский технологический техникум пищевой промышленности»
Методическая разработка
прикладного модуля «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности»»
ОУД.01 РУССКИЙ ЯЗЫК
Специальность: 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Разработчик: Трифонова Г.М.,
преподаватель русского языка и литературы
2022
Введение
Актуальность создания прикладного модуля «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности» обусловлена рядом нормативных документов, среди которых Концепция преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденная распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2021 г. № Р-98.
Цель Концепции: повышение качества преподавания общеобразовательных учебных дисциплин с учетом стратегических направлений (вызовов) развития системы среднего профессионального образования и совершенствование учебного процесса организаций, реализующих основные образовательные программы среднего профессионального образования.
К 2024 году во всех учреждениях СПО планируется внедрить методики преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования с включением прикладных модулей, соответствующих профессиональной направленности.
Преподавание ОД «Русский язык» с профессиональной направленностью позволит повысить эффективность учебного процесса, так как обучающийся займет активную позицию при изучении дисциплины, рассматривая его как образовательный процесс, который для него имеет личностный смысл.
Прикладной модуль «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности» ориентирован на анализ научных, публицистических, официально-деловых текстов, содержащих профессиональную лексику; составление собственных текстов разных стилей на темы, связанные с будущей профессией.
Основной становится работа над профессионально-ориентированными текстами. Обучающиеся получают новую информацию и систематически пополняют терминологический словарный запас. Тексты использованы из учебников и учебных пособий по специальным дисциплинам. Важен факт того, что выбраны доступные для понимания тексты, с небольшим количеством слов с неизвестным значением, что не затрудняет усвоение коммуникативно-актуальной лексики. Связь текста с будущей специальностью повышает мотивацию к обучению русскому языку.
В процессе изучения прикладного модуля наблюдается профессиональная направленность, интеграция с дисциплинами профессионального цикла, что побуждает обучающихся к осознанию значимости полученных знаний по русскому языку в отношении к выбранной специальности.
Паспорт прикладного модуля «Стилистика русского языка
с учетом профессиональной направленности»
2.1 Область применения прикладного модуля
Прикладной модуль «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности» разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) и Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО), предъявляемых к формированию общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
2.2 Место прикладного модуля в структуре ООП
Прикладной модуль «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности» входит в раздел «Язык и речь. Функциональные стили речи» дисциплины од.01 «Русский язык». Освоение прикладного модуля осуществляет взаимосвязь учебного материала с дисциплинами общегуманитарного и социально-экономического цикла, общепрофессиональными учебными дисциплинами и профессиональными модулями: ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи, ОГСЭ.05 Психология общения, ОП.12 Деловая культура, ОП.06 Правовые основы профессиональной деятельности, ПМ.01 Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента (в части формирования профессиональной лексики и грамотности речи).
2.3 Цели и планируемые результаты освоения прикладного модуля
Цели освоения прикладного модуля:
формирование умений работы с профессионально ориентированными текстами;
отработка функциональной грамотности при ипользовании специальных текстов;
совершенствование умения использовать приемы переработки устного и письменного текста;
повышение уровня речевой культуры учебно-научного и профессионального общения, культуры публичной и разговорной речи.
Задачи освоения прикладного модуля:
совершенствовать умение редактировать текст;
расширять словарный запас профессиональной лексики и фразеологии;
обучать созданию собственных текстов разных стилей с использованием профессиональной лексики.
В результате изучения прикладного модуля студент должен освоить соответствующие общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ПК.01Организация и ведение процессов приготовления и подготовки к реализации полуфабрикатов для блюд, кулинарных изделий сложного ассортимента
ПК 2.4. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, круп, бобовых, макаронных изделий сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания
ПК 2.8. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур горячих блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.
ПК 3.7. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных блюд, кулинарных изделий, закусок, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.
ПК 4.2. Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных десертов сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.
ПК 4.6. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур холодных и горячих десертов, напитков в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания.
ПК 5.6. Осуществлять разработку, адаптацию рецептур хлебобулочных, мучных кондитерских изделий, в том числе авторских, брендовых, региональных с учетом потребностей различных категорий потребителей.
ПК 6.2. Осуществлять текущее планирование, координацию деятельности подчиненного персонала с учетом взаимодействия с другими подразделениями.
ПК 6.3. Организовывать ресурсное обеспечение деятельности подчиненного персонала.
ПК 6.4. Осуществлять организацию и контроль текущей деятельности подчиненного персонала.
Освоение содержания прикладного модуля ««Стилистика русского языка в рамках профессиональной направленности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
Коды результатов | Планируемые результаты освоения прикладного модуля включают |
ЛР 01 | российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн) |
ЛР 04 | сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
ЛР 06 | толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям |
ЛР 07 | навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
ЛР 09 | готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности |
ЛР 13 | осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем |
МР 02 | умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты |
МР 04 | готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
МР 08 | владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
МР 09 | владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ПР 01 | сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике |
ПР 02 | владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью |
ПР 03 | владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации |
ПР 04 | владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров |
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт: | - в анализе научных, публицистических, официально-деловых текстов, содержащих профессиональную лексику; - в составлении собственных текстов разных стилей на темы, связанные с будущей профессией; - в использовании приемов информационной переработки устного и письменного текстов; - в редактировании тексов, в том числе собственных; - в работе с профессионально ориентированными текстами; - в пользовании справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка; - в создании устных и письменных монологических и диалогических высказываний, в том числе с использованием терминологического аппарата своей профессии. |
уметь: | - определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей; - различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка; - оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств; - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; - работать с разными источниками специальных текстов и дифференцировать специальные тексты по видам и назначению; - пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка; - осуществлять деятельность по составлению «Словаря профессии». |
знать: | - содержание понятий «язык и речь», «речевое общение», «стилистические средства», «стиль речи»; - особенности функциональных стилей речи, их жанры; - функционально-смысловые типы речи; - основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, профессиональной и обиходно-бытовой сферах общения. |
3. Преемственность образовательных результатов с учетом профессиональной направленности при освоении прикладного модуля
Планируемые результаты | ОГСЭ 06 Русский язык и культура речи | ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга |
ПР 01, ПР 03, ПР 04, ОК 02
| Уметь: владеть основными приемами информационной переработки текста; | Знать: приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации. Уметь: структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации, оценивать практическую значимость результатов поиска: оформлять результаты поиска. |
Планируемые результаты | ОГСЭ 06 Русский язык и культура речи | ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга |
ПР 01, ПР 04, ОК 05
| Знать: правила продуцирования текстов разных деловых жанров
| Знать: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы. Основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности. Особенности произношения, правила чтения текстов профессиональной направленности |
Планируемые результаты | ОГСЭ 06 Русский язык и культура речи | ПМ.04 Организация и ведение процессов приготовления, оформления и подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента с учетом потребностей различных категорий потребителей, видов и форм обслуживания |
ПР 01, ПР 03, ОК 10
| Знать: правила продуцирования текстов разных деловых жанров | Знать: правила составления меню, разработки рецептур, составления заявок на продукты |
Планируемые результаты | ОГСЭ 06 Русский язык и культура речи | ОП.05 Основы экономики, менеджмента и маркетинга |
ПР 01, ПР 03, ПР 04, ОК 10
| Знать: различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров | Уметь: Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые); понимать тексты на базовые профессиональные темы. Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о своей профессиональной деятельности. Писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. |
Планируемые результаты | ОГСЭ 05 Психология общения | ОП.10 Дизайн и эстетика кулинарных изделий |
ПР 01, МР 02, МР 8, ЛР 07, ОК 4 | Знать: психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности повара-кондитера; механизмы взаимопонимания в общении; техники общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | Знать: психологию коллектива, психология личности. Основы проектной деятельности. Уметь: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
4 Междисциплинарный подход к отбору содержания прикладного модуля в соответствии с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями
Предметное содержание | Образовательные результаты | Наименование ОГСЭ, ОП, ПМ, МДК | Варианты междисциплинарных заданий |
Тема 1. Язык и речь. Типы речи. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | ЛР 04, МР 04, МР 08, ПР 01, ПР 02, ПР 03, ПР 04, ПР 06 ОК 01, ОК 04 ОК 06 | ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи ОП.12 Деловая культура
| Написать сочинение-рассуждение по теме: «Каким я вижу себя через 5/10 лет?» Перед написанием необходимо изучить Памятку по написанию сочинения-рассуждения. Приложение№1 |
Тема 1. Язык и речь. Типы речи. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. | ЛР 04, ЛР 07 МР 02, МР 04 МР 08, ПР 01 ПР 02, ПР 06 ОК 04, ОК 05 ПК 2.4, ПК 2.8 ПК 4.2.
| ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04 | 1. Составить текст диалога шеф-повара с клиентом по поводу обсуждения меню детского праздника (10-12 реплик). 2. Расставьте ударение в словах (можно пользоваться орфоэпическим словарем): торты, каталог, договор, обеспечение, пекарский, рожки (макаронные изделия), средства, документ, кулинария, щавель, свекла, оптовый, закупорить, завсегдатай, формование. |
Тема 2. Текст, его строение. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Абзац как средство смыслового членения текста. Виды переработки текста. | ЛР 09, ЛР 13, МР 04, МР 08, ПР 01, ПР 02, ПР 04, ПР 06 ОК 04, ОК 05 ПК 2.8, ПК 2.8 ПК 3.7, ПК 4.2. ПК 5.6.
| ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04 | 1. Составить текст-описание любимого блюда, десерта, используя выразительные средства языка. 2. Используя технологическую карту по приготовлению пряничного теста, составить текст-повествование. Озаглавить текст. Технологическая карта Наименование кондитерского изделия: «Пряничное тесто» 1.Подготовленное сырье обрабатывают согласно санитарным правилам. 2.Сахарный песок растворяют в воде с температурой 75°С, добавляют масло сливочное и перемешивают. Полученную смесь вливают в дежу тестомесильной машины, постепенно всыпают муку (40 – 45% общего количества) и перемешивают в течение 10 – 15 минут. Заваренную массу охлаждают до 25°С, добавляют яйца и перемешивают. 3.В воде комнатной температуры растворяют мед, соду и вливают в охлажденную массу, перемешивают, всыпают остальную муку и пряности и замешивают тесто в течение 10 – 15 минут. Тесто охлаждают в холодильном шкафу в течение часа. 4.Тесто раскатывают в пласт толщиной 3 – 4 мм, вырезаем выемками фигуры. Перед выпечкой в нескольких местах прокалывают деревянной палочкой для предотвращения вздутия верхней корки. Выпекают при температуре 180 - 200°С в течение 15-25 минут. После выпечки пряники охлаждают. |
Тема 3. Функциональные стили речи и их основные особенности. Научный стиль. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | ЛР 04, ЛР 09 ЛР 13, МР 04 ПР 01, ПР 02 ОК 02, ОК 04 | ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04 | Расположить предложенные термины в алфавитном порядке: хлеборезка, овоскоп, печь, бьен-кюи, мельница, донатсы, крупчатка, баранка, глютен, ореходробилка, расстойка, женуаз, бланкет, мажимикс, берлинер, опара, миксер, аграм, печенье, фритюрница, гратинирование, бламанже, клипсатор, мукопросеиватель. 2. Используя вышеперечисленные слова, составить толковый словарь терминов по профилю специальности. |
Тема 3. Функциональные стили речи и их основные особенности. Научный стиль. Термины и терминология | ЛР 04, ЛР 09 ЛР 13, МР 04 ПР 01, ПР 02 ОК 02, ОК 04
| ОП.01Микробиоло гия, физиология питания, санитария и гигиена | Изучить предложенный теоретический материал и заполнить пропуски в определениях терминов и понятий: 1) Наука о микроорганизмах, изучающая их строение, свойства и жизнедеятельность – … (микробиология) 2)Практическое осуществление гигиенических норм и правил – это… (санитария) 3) Наука о здоровье человека, изучающая влияние внешней среды на его организм – … (гигиена) 4) Наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности – … (метрология) |
Тема 4. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | ЛР 01, ЛР 13 МР 08, ПР 01 ПР 04, ОК 03 ОК 05, ОК 10 ПК 6.2, ПК 6.3 | ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи ОП.12 Деловая культура
| Изучить теоретический материал и выполните следующие задания: 1. Составьте для трудоустройства резюме соискателя вакансии «повар-кондитер». 2. Напишите заявление на имя управляющего сети кондитерских «Три коржа» о трудоустройстве на работу кондитером. 3. Напишите объяснительную записку по факту опоздания на работу. |
Тема 5. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. | ЛР 04, ЛР 13 МР 04, МР 08 ПР 01, ПР 02 ПР 03, ПР 04 ПР 06 ОК 01, ОК 02 ОК 04, ОК 05 | ОГСЭ.06 Русский язык и культура речи ОП.12 Деловая культура ОП.13 Технология поиска работы ОГСЭ.05 Психология общения | Подготовить публичное выступление о значимости выбранной специальности по плану: 1. Разработать план публичного выступления. 2. Определить цель и задачи публичного выступления. 3. Продумать структуру вступления, основной части и заключения. 4. Подобрать эффективные языковые средства. 5. Прорепетировать выступление |
Тема 5. Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. | ЛР 04, ЛР 06 МР 08, ПР 01, ПР 04, ОК 01 ОК 02 ОК 05 ПК 6.4. | ПМ.06 Организация и контроль текущей деятельности подчинённого персонала | Исправить ошибки в отзыве потребителя на сайте кафе: Прошло три месяца после открытия этого кафе. Кафе красиво оформлено, внутри много ветражей с прадукцыей, офицыанты вежлевые и всегда посоветуют хорошую булку. Цены в магазине преемлемые, ниже чем у других кафешках моего города. Людей всегда много, но очереди не задерживаются благодаря сложенной работе офицыантов. В кафе есть система скидок. Для этого выдают специальные карточки. Карточка красивая, есть номер телефона для консультацый. Асортимент в кафэ большой. Кафэ рекомендую. Хорошие цены. |
4 Структура и содержание прикладного модуля
Изучение прикладного модуля «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности» осуществляется в рамках дисциплины ОД 01 Русский язык.
Тема прикладного модуля | Содержание учебного материала | Количество часов | Коды общих компетенций |
Тема 1. Язык и речь. Типы речи. | Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Функционально-смысловые типы речи. | 2 | ЛР 04, ЛР 07, МР 02 МР 04, МР 08, ПР 01 ПР 02, ПР 06 ОК 04, ОК 05, ПК 2.4, ПК 2.8 ПК 4.2 |
Тема 2. Текст, его строение. Виды переработки текста. | Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Тема, основная мысль текста. Абзац как средство смыслового членения текста. Виды переработки текста. | 2 | ЛР 09, ЛР 13, МР 04, МР 08, ПР 01, ПР 02, ПР 04, ПР 06 ОК 04, ОК 05 ПК 2.8, ПК 2.8 ПК 3.7, ПК 4.2. ПК 5.6 |
Тема 3. Функциональные стили речи и их основные особенности. Научный стиль. Термины и терминология. | Функциональные стили речи и их особенности. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. | 2 | ЛР 04, ЛР 09, ЛР 13, МР 04, ПР 01, ПР 02 ОК 02, ОК 04 |
Тема 4. Официально-деловой стиль речи. Сфера использования. | Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. | 2 | ЛР 01, ЛР 13, МР 08, ПР 01, ПР 04 ОК 03, ОК 05, ОК 10 ПК 6.2, ПК 6.3 |
Тема 5. Публицистический стиль речи. | Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. | 2 | ЛР 04, ЛР 06, ЛР 13 МР 04, МР 08, ПР 01, ПР 02, ПР 03, ПР 04, ПР 06 ОК 01, ОК 02, ОК 04, ОК 05, ПК 6.4 |
| Практическое занятие. Информационная переработка текстов профессиональной направленности. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на профессиональную тему по специальности. | 2 | ЛР 09, ЛР13, МР 04, МР 08, ПР 01, ПР 03, ПР 04, ОК 02 |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Стили речи. Особенности и сфера их употребления. | 2 | ЛР 04, ЛР 09, ЛР 13, МР 04, ПР 01, ПР 02 ОК 02, ОК 04 |
Итого: | 14 | |
5 Особенности организации образовательного процесса, в том числе педагогические технологии, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение
5.1Обоснование используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Освоение прикладного модуля «Стилистика русского языка с учетом профессиональной направленности» способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения; формированию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций; формированию ОК и ПК.
Целями, задачами прикладного модуля определяются приемы, методы и формы работы. В соответствии со ФГОС СОО и ФГОС СПО при организации деятельности обучающихся по освоению представленного прикладного модуля основными подходами в преподавании являются:
1. Системно-деятельностный подход – это интеграция системного и деятельностного подходов, где цель, методика обучения определяются с позиций системного подхода, а деятельностный подход рассматривается как инструмент достижения цели.
2. Компетентностный подход – это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности.
На основе указанных подходов организуется:
1) формирование ОК через постановку практических задач;
2) формирование ПК, связанных с формированием профессионального словаря специалиста, с формированием навыков письменной и устной коммуникации.
Изучение прикладного модуля основывается преимущественно на активных методах обучения: исследовательском, проблемном, эвристическом. Использование этих методов позволяет стимулировать познавательную активность обучающихся, способствует демократизации совместной деятельности обучающихся и преподавателя, развивает инициативу обучающегося в формировании себя как будущего профессионала.
Виды грамматико-правописной работы, которые широко практиковались в школе (объяснение нового материала, проверка домашнего задания, диктант), отступают на второй план. Преобладающими становятся виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление обучающимися собственных текстов.
В работе по освоению содержания модуля предусматривается использование следующих видов деятельности:
изучение теоретических сведений, представленных в учебном пособии, других источниках;
работа с лекционным материалом;
конспектирование материала, составление тезисов;
анализ текстов различных стилей, в том числе профессиональной направленности;
работа с официально-деловыми бумагами;
классификация лексики по стилистической принадлежности;
составление текстов на основе опорной лексики, в том числе на основе терминологического аппарата профессии;
редактирование текстов;
анализ стилистических средств, использованных в различных текстах;
работа со словарями, справочной литературой;
написание собственных текстов разной стилевой и жанровой принадлежности;
Самостоятельная работа представлена в таких видах, как составление «Словаря профессии»; самостоятельный анализ текста; подготовка выступлений по предложенному плану, а затем по собственному плану; творческие работы в различных жанрах; подбор и анализ текстов различных стилей из разнообразных источников, в том числе из специальной литературы по профессии и т. д.
В организации учебных занятий предусмотрены как коллективные, так и индивидуально-групповые формы обучения (работа в парах, в творческих группах и т.п.)
5.2 Обоснование применения технологий дистанционного и электронного обучения
Цифровые технологии | Педагогические задачи, решаемые на основе цифровой технологии |
Power Point | Подготовка к практическим занятиям по ОД. Для проведения занятий используются презентации |
Видеофильм | Применяется как иллюстративный материал при изучении тем - на платформе You Тube |
Поисковый Яндекс/Google | Поисковый Яндекс/Google Помогает организовать самостоятельную работу обучающихся при подготовке к занятиям, обеспечивая им доступ к информационным веб-ресурсам по изучаемым темам. |
Файлообменник (Яндексдиск) | Используется для обмена файлами разных форматов (текстами, презентациями) между преподавателем и обучающимися (как резервный канал связи при возникновении проблем на платформе системы дистанционного обучения Moodle) |
Google Форма | Пустые формы используются для составления тематических тестов и опросников (например, в начале и в конце изучения модуля может быть осуществлен сбор данных). Открытый доступ к документу позволяет выполнять совместное редактирование документа: над одним файлом может работать несколько человек одновременно. Изменения в документе сохраняются по умолчанию, что исключает беспокойство в отношении сохранения изменений. По ссылке же может быть организован доступ к учебным материалам. Если создать папку и отправить ссылку обучающимся, то в дальнейшем можно просто выкладывать необходимый для изучения дисциплины материал в папку, а обучающиеся уже будут иметь возможность доступа к этим материалам. |
Дистанционное обучение (ДО), организованное на платформе Moodle, обеспечивается применением совокупности образовательных технологий; взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации.
При освоении прикладного модуля платформа дистанционное обучения Moodle используется как площадка представления материалов для самостоятельной работы, например, выполнение стилистического анализа текста, составление официально-деловых документов.
6 Контроль и оценка результатов освоения прикладного модуля
Формами контроля и оценка результатов освоения прикладного модуля контроля служат устные сообщения обучающхся; письменные работы по составлению текстов различных стилей и жанров, в том числе с использованием терминологического аппарата профессии; различные виды диктантов; анализ текстов, в том числе и профессиональной направленности; работа по составлению «Словаря профессии».
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
ПР 01 ПР 02 ПР 03 ПР 04 ПР 06 | Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, сочинений различных жанров, эссе (в том числе профессионально ориентированных) |
Должен уметь: - определять стиль речи и анализировать тексты разных стилей; - различать стилистическую окраску языковых средств разных уровней языка; - оценивать целесообразность использования в речи различных языковых средств; - извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; - работать с разными источниками специальных текстов и дифференцировать специальные тексты по видам и назначению; - пользоваться справочной литературой с целью получения информации о различных языковых нормах, стилистически окрашенных средствах языка; -осуществлять деятельность по составлению «Словаря профессии». | Индивидуальный контроль: - практическое занятие, - тестирование Письменный контроль: - индивидуальные творческие работы по составлению текстов разных функциональных стилей и жанров |
Должен знать: - содержание понятий «язык и речь», «речевое общение», «стилистические средства», «стиль речи»; - стилистические средства языка; - особенности функциональных стилей речи, их жанры; - функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); - основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, профессиональной и обиходно-бытовой сферах общения. | Письменный контроль: - оценка результативности работы обучающегося при выполнении тренировочных упражнений; Комбинировнный контроль: - опрос, - тестирование
|
7 Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
Введенская Л.А. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ, студентов и преподавателей колледжей и училищ / Л.А. Введенская, А.М. Пономарева. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Маар»», 2011. – 352 с.
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд. - М: Просвещение, 2003. – 350 с.
Михальская А.К. Основы риторики 10-11кл. / А.К. Михальская. - М.: Наука, 2001. – 216 с.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С.И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательмтво Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007. – 1200 с.
Пахнова Т.М. Серия Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11) Класс 10 класс Предмет Русский язык Издательство ДРОФА Вид продукции Учебник ISBN 978-5-358-19807-4 (другие ISBN) Количество страниц 336. Дата выхода 26.04.2018 https://rosuchebnik.ru/product/russkiy-yazyk-i-literatura-russkiy-yazyk-bazovyy-uroven-10/
Пахнова Т.М. Серия Линия УМК Т. М. Пахновой. Русский язык (10-11) Класс 11 класс Предмет Русский язык Издательство ДРОФА Вид продукции Учебник ISBN 978-5-358-19806-7 (другие ISBN) Количество страниц 320. Дата выхода 27.04.2018 https://rosuchebnik.ru/product/russkiy-yazyk-i-literatura-russkiy-yazyk-bazovyy-uroven-11/
Русский язык.10-11кл.: учебное пособие для ОУ/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 3-е изд. – Москва: Просвещение, 2018. – 368с.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка 10-11 кл. /Г.Я. Солганик. – М.: Наука, 2001. – 268 с.
Дополнительные источники
1. Гичев Ю. 100 мифов о еде и вреде.- Санкт-Петербург: Питер, 2019. –176с.
2. Голуб, И.Б. Секреты русского языка. О сложном увлекательно и просто: учебное пособие / Голуб И.Б. — Москва : КноРус, 2019. — 274 с. — ISBN 978-5-406-07428-2. — URL: https://book.ru/book/932665. — Текст : электронный.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
4. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
5. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А. Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165
Интернет-ресурсы:
www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
8 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы прикладного модуля осуществляется в учебном кабинете «Русский язык», в котором есть возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Кабинет располагает мультимедийным оборудованием, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по учебной дисциплине, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
Оборудование кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект дидактического материала и наглядных пособий (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи).
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, медиапроектор, экран проекционный.
В библиотечный фонд входят учебники и учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение прикладного модуля в рамках учебной дисциплины «Русский язык», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Приложения
Памятка по написанию сочинения-рассуждения. Приложение№1.
Рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.
Рассуждение выявляет и описывает причины и взаимосвязь каких-либо явлений. В его начале, как правило, помещается тезис - утверждение, истинность которого необходимо доказать с помощью аргументов, веских и убедительных доводов. Сочинение может быть основано как на рассуждениях-утверждениях (доказывается истинность выдвинутого тезиса), так и на рассуждениях-опровержениях (доказывается ложность выдвинутого основного положения). Выстраивая доказательства, автор сочинения может опираться на личный опыт, газетные и журнальные публикации, фильмы, приводить примеры из жизни и литературы.
Перед началом работы над сочинением нужно чётко сформулировать мысль, которую потребуется доказать. Затем уже, исходя из утверждения, требующего аргументации, составляется план будущей творческой работы.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты.
4. Вывод.
Вступление в сочинении-рассуждении – это небольшое по объему введение в тему. Оно может быть сформулировано в виде вопроса или содержать цитату. Выдвигаемый тезис станет отправной точкой для последующих рассуждений, а большую часть сочинения составит аргументация – не менее 2/3 всего объёма текста. Считается, что три аргумента для сочинения-рассуждения – это оптимальное количество.
В роли аргументов могут выступать исторические факты; статистические данные; эпизоды, сюжетные линии литературных произведений, подтверждающие доказываемую мысль; пословицы и поговорки, афоризмы; мнения авторитетных людей.
Самый убедительный аргумент лучше всего располагать последним.
Приложение №2
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Текст. Функциональные стили речи русского языка
Цели занятия:
- определить сущность понятия «текст», основных признаков текста и типов текста;
- раскрыть основные особенности функциональных стилей речи, их жанры.
Методы и средства обучения:
метод проблемного изложения
объяснение
беседа / эвристическая беседа
проблемный метод (предъявление проблемы и создание проблемной ситуации)
наглядный метод: метод иллюстраций — использование схем, слайдов
Содержание лекции
Текст (от лат Textus – ткань, сплетение, соединение) – объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность (Русский язык. Энциклопедия. М., 1997)
Текст – произведение речи, речевое произведение – реально высказанное (написанное и т.п.) предложение или совокупность предложений (включая отрезок устной или письменной речи любой длины, вплоть до целого литературного произведения, произведения устного творчества и т.п.), могущее, в частности, служить материалом для наблюдения фактов данного языка (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969)
Основные признаки текста:
1) смысловая целостность;
2) связность, или структурное единство.
Завершённость и законченность текста.
Завершённость – обязательное свойство текста. Завершённым считается текст, в котором полностью реализована тема и выражена идея.
Законченность – необязательное свойство текста. Текст может быть незаконченным, открытым – и с точки зрения сюжета, и с точки зрения структуры, но, тем не менее, завершённым. Свойство незаконченности присуще некоторым жанрам публицистического стиля, текстам художественной литературы, текстам разговорного стиля. Для текстов научного, официально-делового стиля незаконченность считается недостатком.
Функционально-смысловые типы речи
Описание — это словесное изображение какого-либо явления, действительности путем перечисления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и установления связей между ними.
Цель описания — создать в представлении читателя целостную картину, зафиксировать характерные признаки предмета или лица.
Типы описания: бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел.
Глаголы в описании используются обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени.
Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия, происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом.
Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, которые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание повествования. В повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (повествовательный), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения последовательности действий.
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение и подтверждение мысли. Цель рассуждения: углубление наших знаний об окружающем мире.
Рассуждение должно содержать: тезис (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, докзательства, которые отражают ход мыслей) и вывод (который должен соотноситься с тезисом и логически вытекать из всего хода рассуждения).
Функциональные стили речи
К стилям языка, несомненно, относятся такие стилистические разновидности, которые обусловлены характером функционирования в определенных сферах человеческого общения. Каждому стилю языка присущи свои особенности отбора и употребления языковых единиц, определяемые задачами общения.
Стили – это исторически сложившиеся в данное время в данном языковом коллективе разновидности единого литературного языка, представляющие собой относительно замкнутые системы языковых средств, регулярно функционирующих в различных сферах общественной деятельности. Выделяют стили научного изложения; публицистический, официально-деловой, обиходно-разговорный. Функциональные стили выделяют по соотношению с отдельными формами общественного сознания: наукой, искусством, политикой и под. Таким образом, функциональные стили формируются в зависимости от тех факторов, которые определяются различиями в сферах общественной деятельности.
1 Научный стиль речи.
Цель: научная информация
Характеризует, анализирует и обобщает изучаемые явления. Применяется в научной сфере общения, научно-информативном сообщении. Отличается точностью, лаконизмом, последовательностью, терминологией, ориентацией по областям знаний.
Особенности языковых средств: использование терминов, заимствованных слов, употребление слов в прямом значении, употребление прилагательных в составных терминах, причастий всех форм, производных предлогов и союзов, неопределённо-личных и безличных предложений, простых предложений с однородными членами, вводными словами и вставными конструкциями, сложными предложениями.
Жанры научного стиля: монография, научная статья, научная рецензия, словарь, лекция, реферат, тезисы (доклада, лекции и т.д.), научно-учебные и научно-популярные произведения.
2 Официально-деловой стиль речи.
Цель: информация, указание, связь.
Сообщает сведения, имеющие практическое значение для всех: даёт точные указания. Применяется в законодательных, дипломатических, административно-коммерческих документах. Характеризуется стандартными типами документов, объективностью, точностью, бесстрастностью.
Особенности языковых средств: книжные слова и выражения, прямой порядок слов и прямое значение слов, распространенные повествовательные предложения. Цифровое обозначение частей, условно-графические сокращения, точность дат, названий учреждений, цифр. Употребление производных предлогов ( в связи и др.), отглагольных существительных на –НИЕ, употребление причастных и деепричастных оборотов, неполных безличных и инфинитивных предложений.
Жанры: заявление, расписка, автобиография. Деловые письма, акты, доверенности, протоколы, справки, ордена, уставы, приказы, инструкции, правила, постановления.
3. Публицистический стиль речи.
Цель: воздействие и информация
Логичность, фактографичность, образность, эмоциональность, авторская индивидуальность. Использование всех стилистических ресурсов языка. Призывность, страстность.
Особенности языковых средств: использование стилистических фигур-обращений, повторов, антитезы, риторических вопросов, восклицательных, побудительных предложений, общественно-политической, спортивной и т.д. лексики, использование перифраз, индивидуальность авторского стиля: эпитеты, сравнения, метафоры, использование синонимов, антонимов, цитат, афоризмов. Употребление глаголов повелительного и изъявительного наклонений, прилагательных и причастий в роли существительных.
Жанры публицистики: выступления, публичные лекции. Газетные жанры: репортаж, очерк, фельетон, статья, хроника, интервью, заметка, комментарий, радио- и телерепортажи.
4. Художественный стиль речи.
Основная функция – эстетическая (воздействие через художественный образ). Художественная речь – особый способ выражения мыслей и чувств, неразрывно связанный с мировоззрением писателя, его эстетическими принципами и языковым вкусом.
Стиль писателя – индивидуальный авторский стиль – совокупность признаков, характеризующий манеру человека писать и говорить, его интеллектуальный уровень, психологические особенности.
Особенности языковых средств: зависимость их от темы, основной мысли, жанра, стиля писателя, наличие подтекста, звуковая организация речи, использование изобразительно-выразительных средств.
5. Разговорный стиль речи.
Цель: общение, информация.
Применяется в бытовом общении, непринуждённых беседах. Характеризуется неподготовленностью, стремлением к экономии языковых средств, использованием невербальных средств: мимики, жестов; эмоциональностью, непринуждённостью. Передаёт отношение автора к предмету речи и собеседнику.
Особенности языковых средств: эмоционально-экспрессивная лексика, употребление разговорных и просторечных слов, фразеологизмов, жаргонных элементов и сленга, специфическое использование местоимений. Синтаксические конструкции: диалог, неполные предложения, слова-предложения, особенные построения сложных предложений, инверсия.
Жанры: беседы, телефонные разговоры, личные письма, телеграммы.
Тренировочные задания.
- Укажите стиль речи, который использован при написании данного текста.
Работнику устанавливается 5-дневная 40- часовая рабочая неделя. Перевод на неполный рабочий день производится по дополнительной взаимной договоренности. Работник выполняет свои обязанности по трудовому договору посменно, с продолжительностью смены 8 часов. Последовательность работы в смену попеременная (утро-вечер) и определяется месячным графиком, объявленным работнику не позднее, чем за три рабочих дня до начала нового месяца.
Ответ: официально-деловой стиль речи
Алгоритм выполнения стилистического анализа текста.
1. Охарактеризуйте ситуацию общения (сфера применения и цели текста), в которой может быть использован этот текст.
2. Назовите основные стилевые черты:
непринуждённость – официальность, точность – расплывчатость, эмоциональность – бесстрастность, конкретность – абстрактность, субъективность – объективность, образность – отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи.
3. Укажите языковые средства (лексические (речевые), морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте стилевые черты.
4. Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.
Рекомендации!!!!
1.Перед выполнением работы повторите функциональные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
2. Вспомните особенности каждого стиля.
3. Выполняя работу, используйте предложенный образец размышления.
Пример текста для анализа.
Грибы – тип низших растений, лишенных хлорофилла и питающихся готовыми органическими веществами. Ведут сапрофитный или паразитный образ жизни. Вегетативное тело представлено мицелием (или грибницей). Размножаются вегетативно и половым путём. Грибы имеют большое значение в природе. Они совместно с бактериями разрушают органические вещества в почве и переводят их в неорганические соединения, усвояемые высшими растениями…
Образец размышления-исследования.
Предполагаю, что данный текст относится к научному стилю.
Цель данной статьи – информация о грибах как о биологическом виде. В тексте употребляется научная (общеупотребительная и узкоспециальная) терминология: «органические вещества», « сапрофитный образ жизни», « хлорофилл, вегетативное тело, мицелии, бактерии». Используется также абстрактная лексика: «образ жизни», «значение», «классы». Слова употреблены в прямом значении. Образные средства, побуждающие к эмоциям, отсутствуют. В синтаксическом отношении текст представляет собой сочетание простых нераспространённых и распространённых предложений, которые преимущественно имеют прямой порядок слов.
Таким образом (следовательно, исходя из предложенных доказательств и т.д.), предложенный текст относится к научному стилю. Тип речи – описание.
Приложение №3
Опорный конспект по теме «Официально-деловой стиль речи» (ОФДСР)
1.Назначение | Официальная обстановка: делопроизводство, законодательство, дипломатия |
2.Основные функции ОФДСР | Регламентация отношений между обществом и государством, между государствами, между гражданами в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и правовых отношений; информативная функция |
4.Характерные черты ОФДСР | Преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Наличие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложения материала, использование терминологии и номенклатурных наименований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов |
5.Жанры ОФДСР | Законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, контракты, договоры и т.д. |
Тип речи ОФДСР | Чаще всего - рассуждение |
Вид речи ОФДРС | Чаще всего - монолог |
Вид коммуникации ОФДСР | Общественная |
Языковые средства ОФДСР | 1. Лексические: Специальная терминология (иск, договор) Канцеляризмы (вышеуказанный, произвести ремонт, нести ответственность, нижеподписавшийся Отсутствие эмоциональной и разговорной лексики Слова со значением необходимости, долженствования (необходимо, обязан, должен) 2. Морфологические: Чаще существительные, чем глаголы Отглагольные существительные (опережение, достижение, улучшение) Глаголы в форме настоящего времени Частое употребление неопределённой формы глагола 3. Синтаксические: Синтаксическая цепь последовательно зависимых существительных в форме Род.п. или Тв.п. (второй помощник заместителя председателя правления Сбербанка России) Страдательные, неопределённо-личные, безличные и инфинитивные конструкции Отсутствие восклицательных, вопросительных предложений Стандартные обороты (Справка дана … в том, что…) 4. Текстовые: Стандартная композиция (заголовок- название документа, зачин, концовка) Отбор фактов строго определён типом документа Допускается выделение в абзац части предложения. |
Образцы документов
1. Заявление
Директору ОАО «Хлебница»
Иванову С.В.
от Григорьева И.П., проживающего
по адресу:
г. Красноярск, ул. Линейная, дом 23
Заявление.
Прошу принять на постоянную работу старшим мастером.
_____ _____________ (И.П.Григорьев)
2. Доверенность
Доверенность
Я, Григорьев Иван Петрович, доверяю получить причитающуюся мне заработную плату за сентябрь 2013 г. в размере 6500 (шесть тысяч пятьсот) руб. инженеру Смирнову Михаилу Викторовичу.
______ Секретарь _____________ (Мирошникова Т.А.)
3. Расписка
Расписка
Я, Григорьев Иван Петрович (паспорт ХШ-МЮ, 653281, выдан 13 о/м г. Москвы 15.04.89), получил от Сердюкова Геннадия Викторовича набор посуды для оформления витрины с готовой продукцией.
_____________ _________________ (И.П.Григорьев)
4. Резюме
Грибанова Елена Викторовна Цель: получение должности арт-директора Желаемый уровень оплаты: 40 000 рублей Дата рождения: 12.06.1999 года Возраст: 23 года Семейное положение: замужем Адрес: г. Красноярск Телефон: 8 955-072-64 69 E-mail: |
|
Образование:
2018г – 2022г. Красноярский технологический техникум пищевой промышленности
Специальность: технолог общественного питания
Дополнительное образование:
2020г. (5месяцев) Курсы по программе 1С: Ведение бухгалтерского учёта, учебный центр: «ПрофиРост»
Опыт работы
с 06.2018г. по 12.2021г. – ООО Альми – администратор.
Контроль соблюдения рабочей дисциплины.
Работа с клиентами банкетного зала.
Решение административных и хозяйственных вопросов.
Составление отчётной документации.
Организация работы кухни, официантов и хостес, составление графика работы.
Достижения за последние 3 года:
Смогла увеличить количество постоянных клиентов заведения на 15%.
За счёт оптимизации рабочего графика смогла увеличить скорость обслуживания клиента до 20 минут.
с 02.2017г. по 05.2018г. – ООО Альми – повар.
Уверенное знание технологического оборудования и процессов приготовления блюд.
Умение разбираться в качестве и свежести мяса, рыбы, овощей и фруктов.
Знание способов сокращения потерь и сохранения питательной ценности продуктов при их тепловой обработке.
Умение быстро и точно на глаз определять нужное количество жидкости, сыпучих продуктов, специй.
Достижения:
Разработала 2 новых рецепта, которые прошли согласование и были внесены в сезонное меню.
Полезные навыки:
навыки работы с компьютером: уверенный пользователь MS Offise, работа в программе 1С ведение бухгалтерского учёта.
ведение и продвижение рабочих социальных сетей.
Личные качества: умение быстро принимать решение, быстрая обучаемость, ответственность, стремление к профессиональному росту, коммуникабельность, стрессоустойчивость, вежливость.
Приложение №4
Тренировочные упражнения
Текст №1
1. Перепишите. Расставьте знаки препинания. Определите стиль и тип речи указанного текста.
Кондитер занимается приготовлением различных видов изделий из шоколада сахара теста кремов начинок заготавливает сырье по заданной рецептуре. Кондитер занимается изготовлением разнообразной кондитерской продукции пирожных печенья тортов десертов начинок и кремов. Кондитерские производства значительно различаются по степени автоматизации труда: от полностью автоматизированного производства автоматизированные поточные линии по выпуску вафель печенья конфет в крупных кондитерских и цехах до неавтоматизированного производства ручной труд с использованием механического и электромеханического оборудовании при выпуске тортов, пирожных.
2. Выпишите из текста профессиональной направленности 3-5 сложных предложений с различными видами связи.
Текст №2
1. Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи указанного текста.
На предприятиях пищевой промышленности одной из основных задач в производстве выделяют – дозирование сыпучих материалов, которое обеспечивается измерением количества вещества путём определения его массы или объёма. По структуре рабочего цикла дозирование бывает непрерывным или дискретным. При непрерывном дозировании сыпучего материала измеряется количество вещества, переносимого потоком за определенный промежуток времени. Поток представляет собой движущую массу сплошной среды. Для непрерывного дозирования применяют расходомеры и дозаторы непрерывного действия, используемые в различных технологических процессах, где требуется непрерывная подача материала с заданной производительностью либо осуществляется непрерывный учёт количества транспортируемого материала.
Характер процесса дозирования зависит, прежде всего, от физического состояния дозируемой среды. Все виды пищевой продукции можно разделить на сплошные и дискретные среды.
Сыпучие продукты (мука, зерно, крупы и т. п.) относятся к сплошным средам. Объединение разнообразных видов пищевой продукции связано не столько с типом фазного состояния вещества, сколько с характером его отклика на действие силы. Сплошная среда непрерывно изменяет свою форму под действием постоянной сдвигающейся силы, в результате чего наблюдаются явления течения или сыпучести веществ.
2. Выпишите из данного текста термины.