СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к КТП по русскому языку, 4 класс, УМК "Перспектива"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложение состоит из стартового диктанта и тематических диктантов согласно КТП по русскому языку в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Приложение к КТП по русскому языку, 4 класс, УМК "Перспектива"»


Контрольно –измерительные материалы.


1.Стартовый диктант.

Цель: проверить умения определять, к какому типу речи относится текст, находить в тексте средства речевой выразительности, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Клюква.

Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт летом, а собирают ёё поздно осенью. Самая сладкая

клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу.

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками.


Слова для справок: растёт, бывает, превратилась.

Грамматическое задание.

-Выпишите по одному слову с орфограммами корня: парным согласным,, безударным гласным, непризносимым согласным. Подберите проверочные слова, обозначьте орфограммы.

- Выполните звуко- буквенный разбор слова: вариант 1- ягода, вариант 2 – поздно.

- Обозначьте грамматическую основу: вариант 1 – в 3-ем предложении, вариант 2 –в 6- ом предложении.



































2. Контрольный диктант по теме “Текст”

Цель: проверить умение определять тип текста, усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.

Осень.

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки поутины. Краснеет поздний гриб. В лесу тишина. Только грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы.

Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились.

По И.Соколову-Микитову.

Слова для справок: медленно

Грамматическое задание:

- Напишите к какому типу относится этот текст. Выпишите словосочетания, доказывающее это.

-Выполните звуко-буквенный разбор слова: 1 вариант- грустно; 2 вариант – листья.

































3. Контрольный диктант по теме

Язык как средство общения”

Цель: проверить усвоение орфографических навыков.



Гроза

Надвигалась летняя гроза. Гигантская лиловая туча медленно поднималась над лесом. Низкие ракиты шелестели и лепетали. Резкий ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Большие капли дождя яростно застучали по листьям. Слепящая длинная молния полосой пересекла мрачное небо. Раздался оглушённый треск. Загрохотал гром. Дождь полил ручьями.

Но вот опять весело засияло яркое солнце. Воздух стал свежим и лёгким. Как всё радостно блестит вокруг после дождя! Как чудесно пахнут душистая земляника и грибы!

По И.Тургеневу

Грамматическое задание:

-выпишите три слова с проверяемыми безударными гласными, подберите проверочные слова, обозначьте орфограмму.

Подчеркните грамматическую основу, обозначьте части речи: вариант 1 – в четвёртом предложении, 2 вариант – в третьем предложении.

-Сделайте звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – дождь; 2 вариант – яростно.

-Обозначьте ударение в словах: хвоя, банты, щавель, торты, звонит, понял, задали, инструменты, свёкла, шофёр.
























4. Контрольный диктант по теме “Предложение”

Цель: проверить усвоение навыков постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях, орфографических навыков.

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать.

Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице.

Валя кинулась к брату. Огромный пёс несся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала.

Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл.

Ребята выходили из своих убежищ. Счастливый Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

По Н.Артюховой

Слова для справок: наперерез, навзрыд, врассыпную.

Грамматическое задание:

-выпиши предложение к схемам: вариант 1 – О,О,и О; вариант2 – О и О;

-выпишите словосочетания, графически обозначьте главное и зависимое слова: вариант 1 – из второго предложения третьего абзаца; вариант 2 – из первого предложения последнего абзаца;

-сделать звуко-буквенный разбор слов: 1 вариант – “вдруг”; 2 вариант – “очень”.























5. Контрольный диктант по теме

Правописаниее предлогов и приставок”

Цель: проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем.



Кукушка

Все птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов. Но у кукушки другие повадки. Улетит пеночка от гнезда за кормом. Оставит яйца без присмотра. Тут кукушка и подкинет своё яйцо птичке в гнездо.

Вот и высидят пеночки кукушоннка. Подрос он и пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. Остался у птиц один большой взъерошенный птенец.

Целый день носят пеноочки в клювах гусениц, личинок, жуков. А кукушонок съест корм, разевает широко рот и снова пищит. А мать его беззаботно летает по лесу.

Слова для справок: беззаботно, снова.

Грамматическое задание:

-выписать по одному слову с орфограммой – гласным и с орфограммойй – согласным в приставке; обозначить орфограммы.

-выписать по одному слову с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаками, графически объяснить орфограммы.

-списать стихотворение-шутку, раскрывая скобки. Обозначить сверху существительное с предлогом и глагол.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла.

Зависело б (от)мыла,

Веснушки б я (от)мыла.



















6. Контрольный диктант по теме “Состав слова”

Цели: систематизировать и закрепить знания о значимых частях слова проверить усвоение орфографических навыков на основе изученных тем, умение разбирать слова по составу.

Беда

Был ясный день. Ярко светило весенннее солнце. В ельнике было жарко. Подул лёгкий ветерочек. В воздухе чувствовался резкий запах дыма. Туристы не затушили костһр. Загореласҗ сухая трава. Это болҗшая опасностҗ для леса. Огонҗ подобрался к старой ели. Занялись нижние ветки. Вот узкие языки пламени стали лизать муравейник.

Мы отломили тяжёлые еловые лапы и стали тушить пожар. От муравейника тонкой струйкой шёл дымок. Выносливые муравьи прожили морозную и голодную зиму. Но отт лесного пожара не спаслись.

Поникли молодые деревья. Птицы перестали петь. На поляне остались чёрные отметины. Природа долго будет зализывать раны. Берегите лес!

Слова для справок: муравейник, загорелась.

Грамматические задания:

-выписать любую группу однокоренных слов, разберите их по составу.

-образовать от слов “слон, волк” 2-3 однокоренных слова при помощи суффиксов – к-,

-ёнок-, -их-, -ок-, -ат-, -ят-.

-выписать три глагола с приставками, выделите приставки.

























7. Контрольный диктант по теме “Имя существительное”

Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных в окончаниях имён существительных, умение определять грамматические признаки существительного.

Лес

Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день они хлопочут по хозяйству.

С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без делаработящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары.

Леса наши – эт кладезь богатств. Берегтие деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнёзд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами.

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительнвми.

Грамматические задания: - выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе, определите падеж и склонение.

-спишите предложения; имена существительные, данные в скобках, запишите в форме родительного падежа мн. числа.

Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы).

-выполнить разбор имён существительных как части речи: 1 вариант – 2вредителей”, 2 вариант – “гусениц”.

-записать противоположные по значению фразеологизмы парами: семи прядей во лбу, ворон считать, держать ухо востро, без царя в голове.





















8. Контрольный диктант по теме “Имя прилагательное”

Цель: проверить умения правильно писать падежные окончания имён прилагательных, обозначать буквами изученные орфограммы.

Зимний день

Стоит чудесный зимний день.Над нами ясное голубое небо.Всё вокруг покрыто пушистм снежным ковром. Яркие свет слепит глаза. Мы въехали в лес.Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстроо дятла. Он ловко долбит шишку. Синичка и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев.

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронотому снегу.

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом.

Грамматические задание

---Выпишите из текста три словосочетания “прил.+сущ.”.

Выдели в именах прилагательных окончания, оределите падеж.

__ Составьте словосочетания по схемам.

“прил.+сущ.м.р.,Т.п.”

“прил.+ сущ.с.р.,Д.п.”

“прил.+сущ.ж.р.,П.п.”

---Спишите, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.

В ....., ....., ....,уборе стоит оснний лес.

На ......., ...... загорелись яркие звезды.























9. Контрольный диктант по теме “Местоимение”

Цель: проверить умения правильно писать местоимение, обозначать буквами изученные орфограммы.

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске.Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка.Я её слышал много раз. Но никогда не видел. Какая она из себя?

Увидеть её оказалось совсем непросто. Я иду к ней на голоск, а она - от меня.В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи.Залез в куст орешника и кукукнул один раз.Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу - через поляну летит птица. Хвост у неё длинны, сама серая, грудка в темных пестринках.Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала.Вот она какая - кукушка!

Грамматическое задание

- Выпишите из текста местоимения. Определите их лицо, число и падеж

-Спишите слова, разделяя их на две группы.Для, он. По, её,от, за, вы, нам, у тебя.

-Вставьте в текс подходящие по смыслу местоимения.

В субботу ...... пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На .... были красные, жёлтые, оранжевые листья ..... встал под деревом. На ..... дождём посыпались осенние листья.



























10 Контрольный диктант по теме “Глагол”

Цель: проверить усвоение правил правописания безударных гласных в окончаниях глаголов, умение определять грамматичекие признаки глаголов.

.

Весеннее утро

Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Лёгкий ветерок покачивает ивовые серёжки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. Свистит и слушает. А в ответ ему удивительная тишина.



Грамматическое задание:-выписать два глагола, разобрать их как часть речи.

-разобрать по составу глагол “высвистывает”.

-найти два глагола 1 и 2 спряжения и выделить в них окончания, указать спряжение.

-образовать от глагола “покачивает” глагол женского рода в прошедшем времени.



































11. Контрольный диктант по теме “Имя числительное”, “Наречие”

Цель:проверить умения различать имена числительные и наречия, находить их в тексте.

Предсказатели погоды

Птицы чудесно предсказывают погоду. Они постоянно в воздухе и обладают ччувствительностью даже к небольшим изменениям в природе. Перед ненастной погодой резко падает давление воздуха. Низко летают насекомые. Ласточки и стрижи в охоте за ними тоже снижают свой полёт. Слабеет солнечная освещённость. Эту перемену птицы и насекомые чувствуют заранее. Замолкают голоса пернатых. Не порхают бабочки и стрекозы.

Резкие крики галок и ворон – первый признак дождя летом или осенью. Все вороны сидят рядком головой в одну сторону – жди ветра.

Грамматическое задание: - выписать из текста пять нареччий, поставить к ним вопросы.

-подобрать к глаголам подходяще по смыслу наречия, записать словосочетания.

Кричать, прыгать, бегать, писать, спать.

-дать характеристику имён числительных по разряду и составу: тысяча, пятьсот, девяносто девятый.

































12. Итоговый контрольный диктант

Цель: проверить знания по изученным темам.

Последние денёчки

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима а мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок сбросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.

Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.



Грамматическое задание: - в последнем предложении выделить основу, выписать из него словосочетания; над каждым словом надпишите части речи.

-разберите слова как части речи: укрыли, молочным, за ночь.

-выполнить звуко-буквенный разбор слова: ледяные.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!