| Тема раздела | Виды деятельности учащихся |
1 | Повторяем – узнаем новое | -Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. -Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). -Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. -Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнером по общению -Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. -Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. -Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации. -Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. -Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. -Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета. -Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. -Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. - Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения |
2 | Язык как средство общения | -Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. ------Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. -Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам. -Находить в слове орфограмму и определять алгоритм ее проверки. |
3 | Предложение | -Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных). -Выделять главные и второстепенные члены предложения. -Распространять предложения второстепенными членами -Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения. -Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Составлять элементарные сложные предложения -Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. -Распространять предложения словосочетаниями. Составлять тексты- рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием -Сравнивать слова по значению и по форме (звуко - буквенной и формально - грамматической). -Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко - буквенную и формально - грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью модели слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. -Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. -Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание. -Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами. |
4 | Части речи | -Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. -Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определённой части речи |
| Имя существительное | -Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. -Применять алгоритм определения падежа существительного. Определять падеж несклоняемых имён существительных. -Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. - Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. -Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. - Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. -Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. |
| Имя прилагательное | -Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. -Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. -Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в ед. числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, используя приёмы запоминания. -Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. |
| Местоимение | -Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. -Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. -Использовать местоимения в собственных текстах |
| Глагол | -Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. -Образовывать формы настоящего, прошедшего, будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени. Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. -Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. -Обосновывать написание – тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами – тся и –ться -Отличать глаголы- исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 11 глаголов к группе глаголов – исключений. |
| Имя числительное | -Объяснять различие функций имён числительных разных разрядов |
| Наречие | -Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость). Распространять предложения наречиями. |