СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложения к программе внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приложения к рабочей программе внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" содержат описание практики, где размещены ссылки на  презентации к занятиям, рабочие листы, кейсы.

Просмотр содержимого документа
«Приложения к программе внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"»

Внеурочная деятельности «Основы финансовой грамотности» как ресурс формирования грамотного финансового поведения подростков.

«Функциональная грамотность – индикатор успешности школьника» (вопросы формирования и развития читательской, естественно-научной, математической, финансовой грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций школьника на разных уровнях образования),

МБОУ «СОШ №30 имени М.К. Янгеля» города Братска

(наименование образовательной организации)

Ссылки на материалы, подтверждающие реализацию практики (на выбор)

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

https://multiurok.ru/files/programma-vneurochnoi-deiatelnosti-osnovy-finans-3.html


Приложения https://drive.google.com/file/d/17xylBBDWalRWwrTEcaRe9VwAG5oS5AEs/view?usp=sharing


Актуальность разработки и реализации практики

Грамотное финансовое поведение в современном быстро меняющемся мире стало жизненно необходимым элементом в системе функциональной грамотности. Финансовая грамотность позволяет человеку не зависеть от обстоятельств, от воли  других  людей, системы. Она  должна рассматриваться как постоянно изменяющееся состояние установок, знаний и навыков, на которые оказывают влияние возраст, семья, культура и даже место проживания.

Низкий уровень финансовой грамотности создаёт благодатную почву для уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, возникновению депрессий и прочих личных проблем. Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Финансово грамотный человек, создавая материальную основу для собственного развития, создает также основу для дальнейшего развития общества.

Необходимо определиться с понятием «финансовая грамотность». Есть много трактовок данного понятия. Но автор практики решил остановиться на одном из самых популярных. Финансовая грамотность — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.1

Современные школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и заемщики. Вот почему обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в школьном возрасте. Тем более некоторые школьники уже сейчас имеют трудовые отношения с организациями, имеют вклады. Если возникает проблемная ситуация, очень часто в поисках необходимой информации подростки обращаются к информации в сети Интернет. Не всегда полученная информация достоверна, молодые люди не всегда могут её критически оценить. Наиболее достоверная информация содержится в источниках, созданных непосредственными субъектами финансовой системы: государством, банками, страховыми компаниями. Разобраться в огромном объеме помогает спецкурс «Основы финансовой грамотности». Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что цель финансового просвещения молодежи - доставка понятной качественной актуальной информации до каждого нуждающегося в ней потребителя.    

Тип образовательной практики достижения планируемых результатов (учебная, внеурочная)

Внеурочная деятельность через реализацию спецкурса «Основы финансовой грамотности»

Краткое описание практики

Цель: привить учащимся критическую оценку финансовых предложений с учётом их преимуществ и недостатков, научить делать осознанный выбор, чтобы добиваться защиты, сохранения и преумножения личного финансового благополучия.

Задачи:

  • научить школьников планировать и контролировать доходы и расходы, финансировать свои текущие расходы, постепенно создавать сбережения для реализации долгосрочных целей;

  • научить школьников использовать свои активы (в том числе человеческий капитал) таким образом, чтобы они работали на человека, т. е. приносили доход или удовлетворяли потребности, которые действительно необходимы;

  • научить школьников применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях для эффективного достижения личных финансовых целей, связанных с управлением расходами, защитой от рисков, получением дохода от инвестиций.

Проблемы, которые были решены путем реализации практики:

Последовательное изучение различных финансовых инструментов помогает школьнику принимать правильные финансовые решения в различных ситуациях. Практические занятия выбору человеком верной позиции в типичных жизненных ситуациях: например, как взять кредит, как купить автомобиль, как застраховать имущество, как не попасться в «паутину» финансовых махинаций и др. Таким образом, молодые люди не просто приобретают знания об отдельно взятом финансовом инструменте, но и получают уже готовые варианты финансовых решений тех или иных проблем.

Кроме этого знание финансовых инструментов и понимание типичных финансовых решений разных жизненных проблем являются лишь «кирпичиками» при построении целостного взгляда на личные финансы. Фундаментом в изучении личных финансов становится навык принятия финансовых решений и умение строить личный финансовый план.

Поэтапная реализация практики:

В нашей школе финансовое просвещение школьников начинается с уровня начального общего образования. В плане внеурочной деятельности начального общего образования представлен курс «Экономика для младших школьников». Материал курса помогает ученикам познать простейшие экономические истины, по которым живут люди, семья, общество, государство.

На уровне основного общего образования школьникам предлагается курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Задачей курса является создание условий для развития экономического образа мышления, воспитания ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретения
опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Школьники знакомятся с темами «Деньги, их история, виды, функции», «Семейный бюджет», «Экономические отношения семьи и государства», «Семья и бизнес».

На уровне среднего общего образования старшеклассникам предлагается курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности».

Знакомство с личными финансами в программе спецкурса начинается с темы «Личное финансовое планирование». В ней рассматриваются принципы принятия финансовых решений, правила домашней бухгалтерии и основы личного финансового планирования. Лишь после построения финансового «фундамента» школьникам предлагается перейти к изучению финансовых инструментов.

В главах «Депозит», «Кредит», «Расчётно-кассовые операции» рассматриваются различные виды банковских продуктов - депозиты, кредиты, банковские карты, денежные переводы и т. д.

В теме «Страхование» изучаются принципы работы основных видов страхования - личного, имущественного и ответственности.

В теме «Инвестирование»: описываются основы инвестирования, в том числе инвестиции в бизнес через инструменты фондового рынка; разбираются преимущества и недостатки инвестирования в финансовые активы; обсуждаются особенности инвестиций в бизнес, в том числе через ценные бумаги. В ходе практикумов происходит сравнение привлекательности различных активов для инвестиций; рассчитывается доходность от инвестирования; оценка надёжности и ликвидности разных активов и подходящего финансового посредника; обсуждаются виды инвестиционных стратегий; анализируются типичные ошибки при инвестировании.

В теме «Пенсии» происходит выяснение мотивации для пенсионного обеспечения, разбор видов государственных и корпоративных пенсионных систем, изучаются возможности приобретения пожизненной пенсии, обсуждаются правила пенсионных накоплений. В ходе практикума осуществляется расчёт необходимого размера пенсии.

В рамках изучения темы «Налоги» выясняется роль налогов в современном государстве, изучаются основные виды налогов. В ходе практикумов происходит расчёт НДФЛ для обычных видов дохода, расчёт НДФЛ для нестандартных видов дохода, расчёт налогового вычета при продаже и приобретении имущества, изучение правил подачи налоговой декларации и видов имущественного налога.

В теме «Финансовые махинации» анализируются типичные махинации с банковскими картами, с кредитами и способы защиты от них; изучаются понятия «финансовая пирамида», «фишинг», «фарминг», «семь кошельков» и др.; осуществляется разбор причин трудностей жертв махинаций. В ходе практикума отрабатываются алгоритмы действий на случай, если человек стал жертвой мошенничества, обсуждается суть мошеннических инвестиционных предложений.

На протяжении всего курса рассматривается множество примеров из жизни, альтернатив финансовых решений. Акцент делается на том, что каждый человек уникален, и у каждого есть своё представление о том, что для него лучше, а что хуже. Поэтому в курсе рассказывается о преимуществах и недостатках каждого финансового инструмента, а также о наиболее частых ошибках, которые совершают пользователи финансовых услуг.

Результаты:

Реализация программы спецкурса способствует повышению финансовой грамотности старшеклассников. Это доказывает участие школьников в соревнованиях не только школьного, но и муниципального уровней. В 2018 году десятиклассники заняли пятое место из 23 команд в муниципальном чемпионате «Повелители финансов». В 2019 году команда нашей школы «Актив» стала победителем муниципального уровня по результатам всероссийского онлайн-квеста «Финансовый детектив», заняла третье место в муниципальном чемпионате «Повелители финансов».

http://www.brschool30.ru/index.php/194-poveliteli-finansov-i-novaya-energiya


Форма реализации практики в рамках внеурочной деятельности* (этот раздел заполняется в том случае, если практики реализовывалась только через внеурочную деятельность)

Спецкурс «Основы финансовой грамотности» создан на основе программы «Основы финансовой грамотности» авторского коллектива В.В. Чумаченко и А.П. Горяева. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, одобрена Центральным банком Российской Федерации. Данная программа обеспечена учебным пособием для общеобразовательных организаций. Спецкурс реализуется в объеме 68 часов в 10 и 11 классах.

Сроки реализации практики

2018-2021 г.г.

Целевая группа

Обучающиеся 10-11 классов

Инструменты реализации практики:

Содержание программы направлено на овладение теоретическими знаниями, например, о базовых финансовых инструментах, об основных типах финансовых посредников, о банковских, страховых и инвестиционных продуктах, о пассивах, активах и другое. Освоение теоретического материала осуществляется в форме интерактивных лекций, например, «Личное финансирование», «Домашняя бухгалтерия», «Налоги», «Банковская карта», «Инвестирование» (см. Приложение1). В рамках лекций обучающиеся не только знакомятся с теоретическими понятиями, но и учатся применять их в практической деятельности.

Формирование навыков критического анализа различных финансовых предложений с учётом их преимуществ и недостатков, навыков принятия финансовых решений в типичных жизненных ситуациях, формулирования личных финансовых целей осуществляется с помощью работы над кейсами (см. Приложение 2). Например, в кейсе «Человеческий капитал» школьникам предлагается охарактеризовать те качества героев данного текста, которые помогли стать им успешными. Кейс «Покупка машины» помогает оценить аргументы за и против дорогой покупки , приведённые в кейсе, рассматриваются компромиссы в этой ситуации, предлагается предложить свои альтернативные способы решения проблемы. В кейсе «Налоговые вычеты» обучающимся предлагаются четыре ситуации с заданием оценить , имеют ли граждане в той или иной ситуации право на получение стандартного налогового вычета. В кейсе «Страхование» ребятам предлагается проанализировать аргументы за и против страхования жизни, приведённые в тексте, привести свои дополнительные аргументы в пользу покупки полиса страхования жизни, предложить другие способы решения проблемы, проанализи­ровать их преимущества и недостатки по сравнению со стра­хованием жизни.

Каждое занятие содержит практические задания (см. Приложение 3), в ходе выполнения которых школьники могут проверить свои знания терминов, понятий, алгоритмов, правил, например, в тестах «Страхование», «Собственный бизнес». В ходе практикумов старшеклассникам предлагается, познакомившись со структурой бизнес-плана, поработать в группе и разработать свой «бизнес-план». Практические задания также содержат задания на решение ситуационных задач, например по теме «Депозит». В практикуме «Финансовые махинации» предлагается реальная ситуация, произошедшая в Братске, которую школьникам предлагается проанализировать и сделать выводы.

В ходе занятий школьникам предлагается просмотр и анализ видеофрагментов. В основном используются видеоуроки из серии «Понятная экономика», созданные при поддержке Центробанка, например: «Кредитно-финасовая политика»

https://www.youtube.com/watch?v=JlBhnPC3wAM;

«Валютный курс» https://www.youtube.com/watch?v=9h0OUfXBAJg

Обучающиеся с большим интересом участвуют в онлайн-уроках на сайтах «Ваши финансы» https://vashifinancy.ru/ и «Дни финансовой грамотности» https://dni-fg.ru/, открытых уроках «Проектории».

Для оперативного обмена информацией участниками спецкурса в мессенджере Viber была создана группа «Основы финграмотности» (см. Приложение 4). В группе выкладываются ссылки на видеоролики, онлайн-тесты, опережающие задания.

Использование активных методов обучения: онлайн-уроков, онлайн- тестов, практических заданий, кейсов и др., способствует повышению мотивации к освоению теоретическими знаниями, практическими навыками и, как следствие, формированию грамотного финансового поведения.

Проблемные зоны, риски, открытые вопросы в ходе реализации / по результатам реализации практики; варианты развития и коррекции практики

Одной их проблемных зон реализации практики является то, что материал спецкурса «Основы финансовой грамотности» тесно связан с реальностью. Задачей учителя в данной ситуации является постоянное повышение профессиональной компетентности в направлении финансовой грамотности. Необходимо постоянно «держать руку на пульсе», знать о появлении новых финансовых продуктов, новых явлениях в финансовой сфере, уметь объяснять обучающимся их суть. Кроме этого, недостатком, а значит и риском является отсутствие стандартизированных контрольно-измерительных материалов в данном направлении, что осложняет процесс отслеживания планируемых результатов. Проблемным моментом является взаимодействие школы со специалистами в финансовой сфере, прежде всего, из банковской системы, которые из-за недостатка времени не могут встречаться со школьниками. Подросткам же важно получать информацию из проверенных источников, а не «слепо» доверять противоречивой и не всегда достоверной информации в сети Интернет.

Краткое описание рисков применения представленной практики и путей их решения

Одним из путей решения проблем в реализации практики является постоянное повышение профессиональной компетентности учителя. Автор практики прошла курсовую подготовку по теме «Организация финансового просвещения обучающихся в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования», является постоянным участником онлайн-вебинаров и конференций по направлению финансового образования школьников.

Перспективы развития практики

Одним из направлений развития практики является активизация проектной деятельности по направлению финансовой грамотности. В следующем учебном году одиннадцатый класс, обучающиеся которого изучают спецкурс «Основы финансовой грамотности», в рамках защиты индивидуальных итоговых проектов будут защищать, в том числе, и проекты по направлению финансовой грамотности.

Социальное партнерство/социальные связи.

Сотрудничество с муниципальным автономным учреждением «Центр развития образования города Братска» в направлении участия обучающихся в муниципальных конкурсах , чемпионатах по финансовой грамотности.

Автор / авторский коллектив реализуемой практики, контактные данные автора / авторов

Ткач Галина Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель истории и обществознания.






1 https://ru.wikipedia.org/wiki/