Цель: привить учащимся критическую оценку финансовых предложений с учётом их преимуществ и недостатков, научить делать осознанный выбор, чтобы добиваться защиты, сохранения и преумножения личного финансового благополучия. Задачи: научить школьников планировать и контролировать доходы и расходы, финансировать свои текущие расходы, постепенно создавать сбережения для реализации долгосрочных целей; научить школьников использовать свои активы (в том числе человеческий капитал) таким образом, чтобы они работали на человека, т. е. приносили доход или удовлетворяли потребности, которые действительно необходимы; научить школьников применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях для эффективного достижения личных финансовых целей, связанных с управлением расходами, защитой от рисков, получением дохода от инвестиций. Проблемы, которые были решены путем реализации практики: Последовательное изучение различных финансовых инструментов помогает школьнику принимать правильные финансовые решения в различных ситуациях. Практические занятия выбору человеком верной позиции в типичных жизненных ситуациях: например, как взять кредит, как купить автомобиль, как застраховать имущество, как не попасться в «паутину» финансовых махинаций и др. Таким образом, молодые люди не просто приобретают знания об отдельно взятом финансовом инструменте, но и получают уже готовые варианты финансовых решений тех или иных проблем. Кроме этого знание финансовых инструментов и понимание типичных финансовых решений разных жизненных проблем являются лишь «кирпичиками» при построении целостного взгляда на личные финансы. Фундаментом в изучении личных финансов становится навык принятия финансовых решений и умение строить личный финансовый план. Поэтапная реализация практики: В нашей школе финансовое просвещение школьников начинается с уровня начального общего образования. В плане внеурочной деятельности начального общего образования представлен курс «Экономика для младших школьников». Материал курса помогает ученикам познать простейшие экономические истины, по которым живут люди, семья, общество, государство. На уровне основного общего образования школьникам предлагается курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Задачей курса является создание условий для развития экономического образа мышления, воспитания ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретения опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Школьники знакомятся с темами «Деньги, их история, виды, функции», «Семейный бюджет», «Экономические отношения семьи и государства», «Семья и бизнес». На уровне среднего общего образования старшеклассникам предлагается курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности». Знакомство с личными финансами в программе спецкурса начинается с темы «Личное финансовое планирование». В ней рассматриваются принципы принятия финансовых решений, правила домашней бухгалтерии и основы личного финансового планирования. Лишь после построения финансового «фундамента» школьникам предлагается перейти к изучению финансовых инструментов. В главах «Депозит», «Кредит», «Расчётно-кассовые операции» рассматриваются различные виды банковских продуктов - депозиты, кредиты, банковские карты, денежные переводы и т. д. В теме «Страхование» изучаются принципы работы основных видов страхования - личного, имущественного и ответственности. В теме «Инвестирование»: описываются основы инвестирования, в том числе инвестиции в бизнес через инструменты фондового рынка; разбираются преимущества и недостатки инвестирования в финансовые активы; обсуждаются особенности инвестиций в бизнес, в том числе через ценные бумаги. В ходе практикумов происходит сравнение привлекательности различных активов для инвестиций; рассчитывается доходность от инвестирования; оценка надёжности и ликвидности разных активов и подходящего финансового посредника; обсуждаются виды инвестиционных стратегий; анализируются типичные ошибки при инвестировании. В теме «Пенсии» происходит выяснение мотивации для пенсионного обеспечения, разбор видов государственных и корпоративных пенсионных систем, изучаются возможности приобретения пожизненной пенсии, обсуждаются правила пенсионных накоплений. В ходе практикума осуществляется расчёт необходимого размера пенсии. В рамках изучения темы «Налоги» выясняется роль налогов в современном государстве, изучаются основные виды налогов. В ходе практикумов происходит расчёт НДФЛ для обычных видов дохода, расчёт НДФЛ для нестандартных видов дохода, расчёт налогового вычета при продаже и приобретении имущества, изучение правил подачи налоговой декларации и видов имущественного налога. В теме «Финансовые махинации» анализируются типичные махинации с банковскими картами, с кредитами и способы защиты от них; изучаются понятия «финансовая пирамида», «фишинг», «фарминг», «семь кошельков» и др.; осуществляется разбор причин трудностей жертв махинаций. В ходе практикума отрабатываются алгоритмы действий на случай, если человек стал жертвой мошенничества, обсуждается суть мошеннических инвестиционных предложений. На протяжении всего курса рассматривается множество примеров из жизни, альтернатив финансовых решений. Акцент делается на том, что каждый человек уникален, и у каждого есть своё представление о том, что для него лучше, а что хуже. Поэтому в курсе рассказывается о преимуществах и недостатках каждого финансового инструмента, а также о наиболее частых ошибках, которые совершают пользователи финансовых услуг. Результаты: Реализация программы спецкурса способствует повышению финансовой грамотности старшеклассников. Это доказывает участие школьников в соревнованиях не только школьного, но и муниципального уровней. В 2018 году десятиклассники заняли пятое место из 23 команд в муниципальном чемпионате «Повелители финансов». В 2019 году команда нашей школы «Актив» стала победителем муниципального уровня по результатам всероссийского онлайн-квеста «Финансовый детектив», заняла третье место в муниципальном чемпионате «Повелители финансов». http://www.brschool30.ru/index.php/194-poveliteli-finansov-i-novaya-energiya |