ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
К уроку по «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого
Работа по группам:
1 группа – «Севастополь в декабре»
2 группа – «Севастополь в мае»
3 группа – «Севастополь в августе»
За столом (от каждой группы – по 1 человеку):
Автор (3 человека – каждый о «своём» Севастополе).
Историк.
Военспец.
Психолог.
Врач госпиталя.
Участник событий.
Пресс-группа – «представители» газет и журналов 19 века (все уч-ся, не занятые «за столом»).
Сдвоенный урок: 45 минут – беседа, 30 минут – редакционное задание, 15 минут – устный отчёт.
Редакционное задание:
Место и роль книги в биографии и творчестве писателя.
Тема, проблемы книги.
Главный герой книги: кто он? Какой он?
Каким вы увидели лицо войны?
В чём современное звучание книги?
Примерные вопросы
«Севастополь в декабре»
АВТОРУ: Почему повествование ведётся от 2-го лица (Вы идёте…; вы видите…)?
- Ваше впечатление от осаждённого города?
- Чем поражает Севастополь человека, впервые приехавшего сюда,
в осаждённый город?
- Какой Вы хотели показать войну? Что главное?
- Какое открытие для себя сделали, возвращаясь с 4-го бастиона?
ВРАЧУ: - Автор ведёт читателя в госпиталь – что он может там увидеть?
ПСИХОЛОГУ: - Что показалось главным в людях? Какое у них настроение?
- Что испытывает человек, впервые идущий на 4-ый бастион?
УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Что помогло вам держаться в этих обстоятельствах? В этих
непереносимых условиях?
ВОЕНСПЕЦУ: - Что такое 4-й бастион?
«Севастополь в мае»
АВТОРУ: - Ваш взгляд на войну?
- Почему главным предметом изображения второго рассказа стали офицеры
(главы 1 – 3, 7)?
- Ваше отношение к Калугину, Гальцину и им подобным? (гл.15)
А к Михайлову?
- Кого Вы считаете главным героем своего рассказа?
ПСИХОЛОГУ: - Адъютант Калугин в одном из разговоров замечает о пехотных
офицерах: «Это герои, удивительные люди». Тут же в комнату вошёл
пехотный офицер (гл.5). Как и почему так реагирует Калугин?
- Описание ощущений убитого человека за минуту перед смертью –
откуда такое знание, такая достоверность? (гл.12)
- Противопоставление природы и войны, мира воюющих людей –
к чему это? (гл.14)
- В гл.16 ребёнок бродит среди убитых – зачем эта картина?
УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Все ли офицеры такие, как Калугин? Идут на передовую,
чтобы сделать карьеру?
- Как штабные офицеры на следующий день отзываются о бое? (гл. 15)
ВРАЧУ: - Как приходилось вам работать в госпитале? (гл. 8)
ВОЕНСПЕЦУ: - Есть ли разница между героизмом офицеров и рядовых? (гл.7, гл. 9, гл.12)
«Севастополь в августе»
АВТОРУ: - Вы посвятили этот рассказ братьям Козельцовым – почему?
Что привело на войну каждого из них?
ПСИХОЛОГУ: - В рассказе есть тонкое, глубинное описание чувств Владимира
Козельцова – откуда такое понимание, не выдумки ли это? (гл.14)
- Опишите состояние Кзельцова-младшего, впервые попавшего в
осаждённый город. Что испытывает он? (гл.12)
УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Как погибают оба брата Козельцовы?
АВТОРУ: - Почему Вы так беспощадны к ним?
ВРАЧУ: - Почему автор не нашёл нужным или возможным показать в этом рассказе
госпиталь? (в 3-ем рассказе нет госпиталя, потому что этого «не
требовалось по идее рассказа»)
УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Вы были в Севастополе с первого до последнего дня –
с каким чувством покидали Вы осаждённый город, который
было приказано сдать после 11 месяцев осады? (гл.27)
ВОЕНСПЕЦУ: - В 15 гл. описывается штабной блиндаж, в 16 гл. – солдатский
блиндаж, в 17 гл – офицерский. Зачем эти сравнения?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
К уроку по повести В.Г.Распутина «Живи и помни»
Примерные вопросы Настёне:
Что почувствовала, когда пропал топор из бани?
Почему испугалась?
Страх – главное ваше чувство?
Любила ли мужа?
И что такое для вас любовь?
В чём видите смысл семейной жизни?
Как, когда познакомились с Андреем?
Почему стала помогать Андрею, ничего, кроме грубости, угроз не видя от него?
Почему не избегала встреч, не прогнала, не выдала?
Как думаете, понимает ли вас муж?
Перед смертью Настёне стыдно перед Андреем. – Почему?
Вопросы Андрею:
Случайно ли повесть начинается с «топора»?
Каково это – постоянно ходить под «занесённым топором», зная, что рано или поздно он опустится?
Что происходит с человеком? (об этом не думал! Думал только о себе, как бы выжить)
Почему решил дезертировать?
Сколько лет вы были на войне?
Ваше состояние, ваши мысли, когда вы принимали решение съездить в деревню?
Самая трудная для вас встреча в родной деревне – почему?
Вы помните тот день, когда люди узнали о победе – ваше состояние?
Почему вы хотели после войны съездить к родственникам убитого товарища?
Почему открылся только Настёне?
Понимаете ли, какой грех «навалили» на неё?
Можно ли утверждать, что ваша судьба – это судьба заблудившегося на войне человека?
В конце урока: письменный ответ на вопрос: «Живи и помни, человек, - о чём?»