СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к презентации "Погружение в текст"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Приложении к презентации "Метод "Погружение в текст художественного произведения" даются примерные вопросы к урокам пресс-конференциям по "Севастопольским рассказам" Л.Н.Толстого и к повести В.Г.Распутина "Живи и помни".

Просмотр содержимого документа
«Приложение к презентации "Погружение в текст"»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

К уроку по «Севастопольским рассказам» Л.Н.Толстого

Работа по группам:

1 группа – «Севастополь в декабре»

2 группа – «Севастополь в мае»

3 группа – «Севастополь в августе»

За столом (от каждой группы – по 1 человеку):

  1. Автор (3 человека – каждый о «своём» Севастополе).

  2. Историк.

  3. Военспец.

  4. Психолог.

  5. Врач госпиталя.

  6. Участник событий.

Пресс-группа – «представители» газет и журналов 19 века (все уч-ся, не занятые «за столом»).

Сдвоенный урок: 45 минут – беседа, 30 минут – редакционное задание, 15 минут – устный отчёт.

Редакционное задание:

  1. Место и роль книги в биографии и творчестве писателя.

  2. Тема, проблемы книги.

  3. Главный герой книги: кто он? Какой он?

  4. Каким вы увидели лицо войны?

  5. В чём современное звучание книги?


Примерные вопросы

«Севастополь в декабре»

АВТОРУ: Почему повествование ведётся от 2-го лица (Вы идёте…; вы видите…)?

- Ваше впечатление от осаждённого города?

- Чем поражает Севастополь человека, впервые приехавшего сюда,

в осаждённый город?

- Какой Вы хотели показать войну? Что главное?

- Какое открытие для себя сделали, возвращаясь с 4-го бастиона?

ВРАЧУ: - Автор ведёт читателя в госпиталь – что он может там увидеть?

ПСИХОЛОГУ: - Что показалось главным в людях? Какое у них настроение?

- Что испытывает человек, впервые идущий на 4-ый бастион?

УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Что помогло вам держаться в этих обстоятельствах? В этих

непереносимых условиях?

ВОЕНСПЕЦУ: - Что такое 4-й бастион?



«Севастополь в мае»

АВТОРУ: - Ваш взгляд на войну?

- Почему главным предметом изображения второго рассказа стали офицеры

(главы 1 – 3, 7)?

- Ваше отношение к Калугину, Гальцину и им подобным? (гл.15)

А к Михайлову?

- Кого Вы считаете главным героем своего рассказа?

ПСИХОЛОГУ: - Адъютант Калугин в одном из разговоров замечает о пехотных

офицерах: «Это герои, удивительные люди». Тут же в комнату вошёл

пехотный офицер (гл.5). Как и почему так реагирует Калугин?

- Описание ощущений убитого человека за минуту перед смертью –

откуда такое знание, такая достоверность? (гл.12)

- Противопоставление природы и войны, мира воюющих людей –

к чему это? (гл.14)

- В гл.16 ребёнок бродит среди убитых – зачем эта картина?

УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Все ли офицеры такие, как Калугин? Идут на передовую,

чтобы сделать карьеру?

- Как штабные офицеры на следующий день отзываются о бое? (гл. 15)

ВРАЧУ: - Как приходилось вам работать в госпитале? (гл. 8)

ВОЕНСПЕЦУ: - Есть ли разница между героизмом офицеров и рядовых? (гл.7, гл. 9, гл.12)



«Севастополь в августе»


АВТОРУ: - Вы посвятили этот рассказ братьям Козельцовым – почему?

Что привело на войну каждого из них?

ПСИХОЛОГУ: - В рассказе есть тонкое, глубинное описание чувств Владимира

Козельцова – откуда такое понимание, не выдумки ли это? (гл.14)

- Опишите состояние Кзельцова-младшего, впервые попавшего в

осаждённый город. Что испытывает он? (гл.12)

УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Как погибают оба брата Козельцовы?

АВТОРУ: - Почему Вы так беспощадны к ним?

ВРАЧУ: - Почему автор не нашёл нужным или возможным показать в этом рассказе

госпиталь? (в 3-ем рассказе нет госпиталя, потому что этого «не

требовалось по идее рассказа»)

УЧАСТНИКУ СОБЫТИЙ: - Вы были в Севастополе с первого до последнего дня –

с каким чувством покидали Вы осаждённый город, который

было приказано сдать после 11 месяцев осады? (гл.27)

ВОЕНСПЕЦУ: - В 15 гл. описывается штабной блиндаж, в 16 гл. – солдатский

блиндаж, в 17 гл – офицерский. Зачем эти сравнения?






















ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

К уроку по повести В.Г.Распутина «Живи и помни»

Примерные вопросы Настёне:

  • Что почувствовала, когда пропал топор из бани?

  • Почему испугалась?

  • Страх – главное ваше чувство?

  • Любила ли мужа?

  • И что такое для вас любовь?

  • В чём видите смысл семейной жизни?

  • Как, когда познакомились с Андреем?

  • Почему стала помогать Андрею, ничего, кроме грубости, угроз не видя от него?

  • Почему не избегала встреч, не прогнала, не выдала?

  • Как думаете, понимает ли вас муж?

  • Перед смертью Настёне стыдно перед Андреем. – Почему?





Вопросы Андрею:



  • Случайно ли повесть начинается с «топора»?

  • Каково это – постоянно ходить под «занесённым топором», зная, что рано или поздно он опустится?

  • Что происходит с человеком? (об этом не думал! Думал только о себе, как бы выжить)

  • Почему решил дезертировать?

  • Сколько лет вы были на войне?

  • Ваше состояние, ваши мысли, когда вы принимали решение съездить в деревню?

  • Самая трудная для вас встреча в родной деревне – почему?

  • Вы помните тот день, когда люди узнали о победе – ваше состояние?

  • Почему вы хотели после войны съездить к родственникам убитого товарища?

  • Почему открылся только Настёне?

  • Понимаете ли, какой грех «навалили» на неё?

  • Можно ли утверждать, что ваша судьба – это судьба заблудившегося на войне человека?



В конце урока: письменный ответ на вопрос: «Живи и помни, человек, - о чём?»