Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Улан-Удэ
«Проверено» Руководитель МО _____________________ _____________________ Протокол №___от «__»____________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора школы По УВР МБОУ СОШ 41 ____________________ Мисайлова Г.А. «__»_____________20__г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 41 _____________________ Тимина Э.Л. «__»____________20__г. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
к рабочей (авторской) программе по технологии
«Рекомендации к разработке индивидуального творческого проекта по технологии»
Класс___5-7_______________________________________
Учитель__Басурманова О.Л.________________________
УМК_«Универсальная линия» - Технология: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, О.В Яковенко._________
2016 год
Приложение 1
к рабочей программе по технологии
Подготовила: учитель технологии
Басурманова О.Л.
09.09.2016
«Рекомендации к разработке индивидуального творческого проекта по технологии»
Данные рекомендации разработаны в соответствии с требованиями рабочей (авторской) программы по учебному предмету «Технология» по материалам учебников «Технология: учебник для учащихся 5-6 класса общеобразовательных организаций. Универсальная линия» и предназначены для самостоятельной работы учащихся при работе над индивидуальным творческим проектом. В рекомендациях содержатся основные компоненты проекта, технологическая схема разработки и изготовления изделия(продукта), требования к оформлению и содержанию пояснительной записки.
Данные рекомендации не являются обязательными для изучения, и служат дополнением к УМК по технологии, могут быть использованы учащимися, как на уроке, так и дома, так как учебники по технологии выдаются только для работы на уроке. А грамотно и понятно составленные конспекты пройденного материала не всегда имеются у всех по разным причинам, поэтому рекомендации составлены таким образом, что дают общую информацию, которую можно использовать для самостоятельной работы, в том числе в качестве разъяснительного материала при привлечении домашней помощи. Рекомендации могут быть использованы не только для учащихся 5-6 классов, но и для тех, кто изучает «Технологию» в старших классах, и кому предстоит выполнить индивидуальную творческую проектную работу.
С чего начать?
Проект обычно учитывает потребности людей и общества. Он должен содержать: составление плана по удовлетворению какой-либо потребности, проектирование процесса труда, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества и определение реального спроса на это изделие или услугу.
Потребности различают: физиологические(необходимые для жизни); безопасности и здоровья; интеллектуальные; в общении и уважении; в самовыражении.
Основные компоненты проекта: 1) определение потребности и краткая формулировка задачи, 2) набор первоначальных идей, 3) проработка одной или нескольких идей, 3)планирование и изготовление изделия, 4) испытание и оценка изделия, 5) оформление и защита.
Для того чтобы получить общее представление с чего начать разрабатывать проект рекомендуется дополнительно изучить схему 1, т.к. графическая информация легче воспринимается человеком, чем текст (см. ниже), а потом внимательно ознакомиться с разъяснениями по основным компонентам проекта.
Определение потребностей и краткая формулировка задачи (цели) работы
На этом этапе работы рекомендуется составить список вопросов, на которые впоследствии учащийся должен составить письменное обоснование: цели проектной работы, определить задачи работы, при необходимости сформулировать гипотезу, определить методы исследования, составить предварительный план работы в пояснительной записке (выделенное необходимо при разработке исследовательской проектной работы). Рассмотрим, какие вопросы рекомендуется использовать при
Схема 1. Выполнения индивидуальной итоговой проектной работы

































определении потребностей и формулировки задачи(цели) проектной работы:
Что это за изделие;
Каково его назначение;
Какие критерии(требования) будут учитываться (главные, второстепенные) при его изготовлении;
Какие материалы и отделка могут быть использованы при изготовлении изделия;
Имеется ли аналоги разрабатываемого изделия, насколько они хорошо выполняют свои функции;
Чем отличается разрабатываемое изделие от имеющихся аналогов? Или в чем особенность разрабатываемого изделия?
Список вопросов можно дополнить или переформулировать, можно сократить, можно внести историческую справку для актуализации цели проектной работы.
Например: проект «Флюгер». Обоснование цели: Раньше люди часто вывешивали на своих домах изображения каких-либо предметов, вещей, по которым можно было узнать, кто в этом доме живет или чем занимается хозяин. Над домом булочника красовалось изображение сдобной булки, сапожника – сапог, портного – игла с ниткой. В магазине таких флюгеров сегодня не найти, но их можно изготовить самим из тонколистового металла.
Как видим из примера определение потребности и формулировка цели, не так сложно, сложнее найти идею для творческой работы, но тем она отличается от других. Учащийся может проявить свою фантазию, уметь воспользоваться полученными знаниями и приемами работы, которыми он овладел в начальной школе. А если нет идей, то всегда найдутся помощники – ваши товарищи, старшие братья и сестры, родители, бабушка с дедушкой, наконец, книги по рукоделию, или всесильный Интернет. Только не надо скачивать готовые проекты, они все равно будут отличаться от того, что потребуется сделать самому, из-за этого может пострадать итоговая оценка, да и при защите проекта сложнее рассказать о том, чего сам никогда не делал. А опыт, который вы получите при выполнении данной работы, ценен только тогда, когда вы сами сделаете что-либо самостоятельно. Недаром когда вы только начали изучать курс «Технологии» вас назвали «Юные мастера»! Стоит только найти время и захотеть, и тогда все получится!
Набор первоначальных идей
Кажется, мы нашли идею, что же еще надо? Какие еще идеи… Но это не так! Посмотрите внимательно на окружающий вас мир: дома, машины, канцелярские принадлежности, предметы быта. Они все одинаковые? Все похожи друг на друга? Согласитесь, если бы это было так действительно, то нам скорее всего стало бы скучно и неинтересно жить. Представьте, живем все в одинаковых домах, носим одинаковую одежду, у всех одинаковые рюкзаки и канцелярские принадлежности, ничего интересного вокруг, все как у всех… Другое дело реальность! Так кто же это придумывает? Как?
Просто, есть такая специальность как дизайнер, а любое изделие, прежде чем появится: исследуется, разрабатывается, придумывается и оформляется им с помощью дизайн-анализа.
А знаете ли вы что такое эскиз? Эскиз – изображение, рисунок, набросок предмета, выполненный от руки с указанием размеров. Сколько таких набросков осталось от творчества знаменитого великого итальянского художника, талантливого ученого-изобретателя Леонардо да Винчи. Некоторые предметы были им придуманы задолго до своего времени воплощения в жизнь, и были изготовлены совсем недавно. Чем мы хуже?..
Так, где взять идеи? Ну, во-первых, можно собрать единомышленников и воспользоваться методом «Мозговой штурм», ведь одно и то же изделие можно выполнить по-разному. Обсудив с товарищами можно найти различное множество вариантов, каждый выберет понравившийся и изготовить изделие по-своему, тем более будет интересно увидеть результаты своей работы при защите проекта. Во-вторых, варианты изделия можно зарисовать, чем больше, тем лучше, но хотя бы три минимум. В-третьих, можно поискать аналоги изделия в различных источниках информации: фотографии, рисунки, схемы. Плагиат скажите вы, но если чужие идеи позволят появиться своим, то это не плагиат. Итак, идеи есть, что дальше?
Проработка идей
Для проработки идеи вы можете использовать простые модели из бумаги или картона, или другого подручного материала, это поможет принять правильные решения. Чтобы найти лучший способ изготовления, как получить необходимую форму и соединить детали, можно экспериментировать, используя для этого остатки материалов, вторичное сырье. В ходе эксперимента делать зарисовки, записи, чтобы отражать те решения, которые вы принимаете. А дальше необходим анализ – оценка первоначальных идей, лучше этот анализ делать в табличной форме (таблица 1).
Например: проект «Прихватка». Оценка первоначальных идей:
Таблица 1
Критерии (требования) оценки изделия | Номер идеи |
1 | 2 | 3 | 4 |
Соответствие назначению | + | + | + | + |
Оригинальность конструкции | + | + | + | + |
Наличие материала и инструмента | + | - | + | - |
Простота в изготовлении | - | - | - | + |
Владение необходимыми умениями для изготовления изделия | + | + | - | + |
Экономичность | - | + | + | + |
Итого: идеи 1, 2, 3 – 4 плюса; 4 - 5 плюсов. Вывод: идея 4 получила наибольшее количество плюсов, ее и будем разрабатывать.
Примечание: возможно, такого явного результата может не получиться, тогда нужно пересмотреть критерии или расставить приоритеты. Так из идей 1,2,3: на первом месте окажется идея 1, на втором – 3 идея, на третьем – 2-я, т.к. обычно критерии проставляются по мере значимости, самые значимые критерии идут в начале, затем второстепенные.
Планирование и изготовление изделия
Для начала необходимо сделать зарисовки, определить необходимые материалы и инструменты, требующиеся для изготовления изделия. Какие-то имеются дома, какие-то необходимо приобретать, важно, но так, чтобы эти затраты были минимальны. Дальше нужно составить план по изготовлению изделия, а для этого необходимо как можно больше узнать о способах и приемах используемых при изготовлении изделия. Не всегда самые простые способы лучшие, поэтому, чем больше вы найдете информации по данной теме, тем лучше. Потом вам не придется переделывать работу и окончательный результат вас устроит. И еще план поможет вам составить технологическую карту в пояснительной записке.
Испытание и оценка изделия
Лучший способ проверки изделия это испытание. Самое простейшее испытание это дать(подарить) изделие человеку, которому оно предназначается. Попросить оценить его, насколько оно отвечает потребностям (критериям), которые вы заранее определите. Отнеситесь к этому критично и бесстрастно, ведь это исследование. Главное, чтобы вы в своем отчете смогли грамотно представить выводы по этому способу проверки. Другой способ самооценка. Как можно провести качественную самооценку? Для этого подготовьте диаграмму «Паучок» - см. схема 2. Перед заполнением диаграммы определите 6-8 параметров оценки для оценки вашего изделия, обсудите их с учителем. Выбранные параметры должны быть понятны или на всякий случай содержать пояснения. Диаграмма должна содержать размеченные оси, на которых располагаются баллы (оценка того или иного критерия), в примере ниже используется знакомая вам по школе пятибалльная оценка, можно использовать и другую. Каждый критерий оценивается отдельно! Проведите анализ, сформулируйте грамотно выводы. Диаграмму «Паучок» можно использовать при проведении испытания(внешней экспертизе), а можно провести и оба способа оценки, тогда сравнительный анализ будет более точным. Главное чтобы вы смогли выявить слабые и сильные стороны своей разработки и в дальнейшем избежать ошибок.
Схема 2. Пример диаграмма «Паучок». Независимая оценка (самооценка)













1
5
Внешний вид
Удобство
Цвет
Экономичность
Материал
Размер
Экологичность
Цена
3
5
4
4
3
2
Оформление и защита проекта
Метод проектов – это модель определенного способа, которым достигается цель. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную поисково-творческую деятельность. Индивидуальная работа учащихся позволяет формировать практические умения преобразования материалов, умения проводить анализ, синтез, сравнение; определять потребности и возможности деятельности и планировать их. Это позволяет получить ребятам основы технологического образования, закладывает основы знаний и умений, которые потребуются им при получении профессионального образования. Творческий проект позволяет: реализовывать свой творческий потенциал, проводить самостоятельное исследование, принимать решения, обрабатывать различные материалы, изготавливать изделия, развивать коммуникабельность, искать и обрабатывать необходимую информацию, проводить оценку своего труда, представлять(рекламировать) свои достижения.
Теоретически проектная работа (проект) делиться на три составляющих части: изделие(результат труда), письменное обоснование(пояснительная записка), презентация(представление) своей работы.
Последнее без определенной подготовки наиболее сложное, но оно самое необходимое в современном мире - рыночных отношений. Хорошо что-то уметь делать, но это надо еще уметь преподносить, рекламировать, презентовать. А это умение можно и нужно развивать постепенно и не только на уроках технологии. Любое выступление необходимо готовить: составлять, редактировать, репетировать и желательно ни один раз, чтобы не растеряться потом перед аудиторией.
Итак, изделие готово, получило оценку, собран материал, остается подготовиться к защите. Т.е. следующий этап - составление пояснительной записки. Какие требования предъявляются к ней?
Для краткости договоримся пояснительную записку называть в дальнейшем проект, хотя без изделия сделанного своими руками, она не имеет особой ценности, и по сути будет являться рефератом. Но в данном случае это совсем другой вид письменной работы, он близок к научно-исследовательской работе. Итак, требования к проекту:
Проект может быть выполнен в письменном или печатном виде, главное чтобы внешне работа была выполнена аккуратно, не помятой, не грязной, имело обложку(файл);
Если вы решили писать, то листы должны быть аккуратные ровные, почерк разборчивый, в тексте не должны быть грубые орфографические ошибки, исправления, штрих, так чтобы вам самим приятно было держать свою работу;
Если вы решили печатать, то обязательно надо продумать, где и как потом распечатать проект на бумаге, электронный вариант очень удобно будет показывать учителю, а затем редактировать, но распечатка потребует дополнительные затраты;
К печатному варианту выдвигаются более жесткие требования к оформлению: текст должен быть набран с использованием шрифта Times New Roman; размер для текста - 12, для заголовков разделов – 14, в таблице – 9; полуторный междустрочный интервал; абзац – 1 см; выравнивание текста по ширине, заголовки – по центру;
Проект должен содержать: титульный лист, содержание, введение, дизайн-анализ (зарисовки первоначальных идей и их описание с анализом и выводами), проработку выбранной идеи, краткий план изготовления изделия, технологическую карту, правила безопасной работы(техника безопасности), расчет себестоимости, заключение(с оценкой работы);
Объем работы минимум – 9 листов, максимум - 12 листов формата А4;
К каждому разделу проекта имеются свои требования. как по оформлению, так и по содержанию, но не стоит забывать, что проектная работа индивидуальна. При выполнении пояснительной записки обязательно необходима консультация учителя, но без наработанного материала, ее трудно будет получить. Вопросы желательно продумывать заранее. А так, может получиться следующим образом: я ничего не пойму… я ничего не хочу и не могу…
А чтобы такого не произошло, в рекомендациях разобран пример пояснительной записки изготовления поздравительной открытки. Но! Не надо забывать, что при изготовлении своего изделия будут свои особенности, всего учесть в разобранном примере невозможно, для этого в тексте содержаться пояснения в скобках (Примечание:..), их писать или печатать в своей работе не надо. Лучше, если возникают вопросы их спросить, уточнить у учителя, чтобы потом не переделывать несколько раз. Как в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ! ИНТЕРЕСНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ!
ПОЛУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА!

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Д
уша обязана трудиться
И
день и ночь, и день и ночь!

Министерство науки и образования Республики Бурятия
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 41 г. Ула-Удэ
«Технология изготовления поздравительной открытки»
Разработал(а) ученик(ца) 5 класса
Иванова Мария
Проверил учитель технологии
Басурманова О.Л.
2016-2017 уч.год
г. Улан-Удэ
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
Разработка первоначальных идей
Проработка идеи
Планирование изготовления изделия
Технологическая часть
Экономическая оценка
Заключение
Введение
Все мы знаем, что в году 365 дней. Есть рабочие, выходные, а есть и праздничные дни. Все мы любим праздники, особенно когда в праздники получаем поздравления и подарки, но самым распространенным видом поздравления до сих пор остается открытка.
Открытка, или, если говорить полностью, открытое письмо, так ее иногда называли в конце XIX века, создавалась художниками, при этом использовались разные технологии. Впервые открытое письмо было предложено Генрихом фон Стефаном в 1865 году, но его проект был отклонен из-за «неприличной формы пересылки сообщений». Но на этом создание открыток не было остановлено и вскоре они получили широкое распространение. Виды открыток: поздравительные, видовые, открытки-репродукции, художественные, рекламные, историко-событийные, политические, патриотические, фотооткрытки, деловые, виртуальные.
В настоящее время открытки имеют различный вид, но их всегда приятно получать, особенно если открытка сделана своими руками от души.
Поэтому целью моей работы – изучение способов изготовления открыток и разработка поздравительной открытки к 8 марту. Хочу сделать приятное своей маме.
Задачи работы: 1) поиск и анализ информации по технологии изготовления открыток, 2) отбор идеи и разработка открытки, 3) изготовления проекта и его защита. (Примечание: цель работы одна, а вот задачи вытекающие из нее, как минимум три)
Разработка первоначальных идей
Самым доступным для меня источником информации является Интернет, набрав в поисковом окне запрос - «Изготовление открытки своими руками», я нашла много информации о технологиях изготовления открыток. Вот лишь некоторые из них:
Квиллинг или бумажная филигрань – это простое и очень красивое рукоделие, интересная техника создания узоров из бумажных полосок.
Аппликация – способ получения изображения, с помощью вырезания и наклеивания, нашивания фигурок, узоров и целых картин из бумаги, кусочков ткани, кожи, растительных и других прочных материалов на материал – основу фон.
Аппликации могут быть выполнены также из фетра, пластилина, салфеток, ниток(нитяная графика), крупы, семян растений.
3Д открытка – объемная аппликация, может быть выполнена на обложке и на развороте (внутри открытки).
Они все очень понравились, но нужно выбрать одну идею, отвечающую требованиям, которые станут критериями моего выбора.
Для того чтобы, отобрать наиболее значимые критерии, я провела опрос учителя по технологии, сестры, подруги, папы. Они назвали следующие критерии: учитель – качество и простота изготовления; сестра – дешевизна, доступность материалов, сырья для изготовления изделия; подруга – красота, яркость; папа – размер, оригинальность.
Воспользовавшись рекомендации к проекту составляю таблицу оценки идей. Требования к изделию:1) простота в изготовлении, 2) дешевизна, 3) доступность материалов(сырья), 4) внешний вид, 5) оригинальность, 6) размер, 7) качество.
Таблица 1. Оценка первоначальных идей
Описание технологии | Критерии выбора(требования) | Сумма баллов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Аппликация традиционная из бумаги | + | + | + | - | - | + | + | 5 |
Аппликация из пластилина | - | - | - | + | + | + | + | 4 |
Аппликация объемная – 3Д | - | - | - | + | + | + | + | 4 |
Квилинг | + | + | + | + | + | + | + | 7 |
Вывод: наибольшее количество баллов набрала технология – квиллинг, ее и будем разрабатывать.
Проработка идеи








План изготовления:
Провести дизайн-анализ
Подготовить основу открытки
Подготовить элементы узоров, полоски из цветной бумаги
Оформить подпись открытки
Закрепить элементы с помощью клея ПВА
Дизайн-анализ. Разрабатываем идеи оформления открытки:
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3
(Примечание:для создание рисунков можно использовать прикладную программу Paint, а можно нарисовать самим оставив в печатном варианте место для рисунков)
Из трех нарисованных вариантов открытки сестре понравился 1 рисунок, в процессе изготовления его можно будет доработать. Тем более что сестре не просто понравилась моя идея, она обещала участвовать в изготовлении открытки. Опираясь на выбранный рисунок, выполняем чертеж конструкции открытки (Примечание: чертеж должен быть выполнен на формате А4).
Технологическая часть
Опираясь на план изготовления открытки составим технологическую карту по ее изготовлению с использованием технологии квиллинг.
Таблица 2. Технологическая карта
Изготовления открытки к 8 марту
№ п/п | Последовательность выполнения операций | Эскиз | Инструменты, материалы, оборудование |
-
| Подготовка рабочего места | | Картон, цветная бумага, линейка, ножницы, ластик, карандаш, фломастеры, клей ПВА, гелевый стержень |
-
| Опираясь на рисунок 1 и чертеж конструкции подготавливаем основу открытки, наносим предварительный рисунок размещения элементов простым карандашом
|      
220 140 | Картон, линейка, карандаш, ластик |
Чертеж открытки
140
-
| Вырезаем две плоские овальные заготовки разного цвета для оформления надписи – 8 марта. Бардовая заготовка должна быть немного больше розовой |  | Цветная бумага розового и бардового цвета, ножницы |
-
| Наклеиваем на основу сначала бардовую, а затем розовую заготовку, ждем, когда клей высохнет | 
| Основа открытки, клей ПВА, две цветные заготовки |
-
| Размечаем и нарезаем полоски шириной 0,5 мм из цветной бумаги, для изготовления элементов квиллинга |         | Цветная бумага: белая, желтая, зеленая, розовая; карандаш, линейка |
-
| Используя карандаш, а лучше гелевый стержень от ручки скручиваем полоски бумаги и формируем из них лепестки, листочки, кружочки, завитки |    | Полоски цветной бумаги, карандаш или гелевый стержень |
-
| Подписываем надпись – 8 марта, используя розовый фломастер
|    | Подготовленная для подписи основа открытки, розовый фломастер |
-
| Наклеиваем подготовленные элементы(лепестки, листочки, завитки и др.) на основу. Ждем, когда клей высохнет. Открытка готова! |
| |
При изготовлении открытки мы использовали ножницы и клей, при работе с ними необходимо помнить о правилах безопасной работы.
Клей – опасное химическое вещество, при работе с ним необходимо соблюдать осторожность;
Работая с клеем ПВА лучше пользоваться кисточкой;
При попадании клея на кожу, особенно в глаза надо промыть их водой, при необходимости обратиться к врачу;
По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом;
Ножницы – инструмент, имеющий режущие поверхности;
Нельзя бросать ножницы, где попало, особенно с разомкнутыми лезвиями;
Передавать ножницы надо кольцами вперед, при этом режущие лезвия должны быть сомкнуты;
После работы возвратить инструмент на место хранения.
Экономическая оценка
Для расчета себестоимости изделия необходимо знать, что себестоимость изделия (Сизд) складывается из затрат на материалы и инструменты (Зми) и затраты на его изготовления и реализацию (Зир). Т.е. общая формула выглядит так:
Сизд. = Зми + Зир
Лучше произвести расчет, используя таблицу. (Примечание: минимальную цену за материал и инструмент необходимо указывать при расчете себестоимости, т.к. даже если они имеются дома, то когда-то они были куплены)
№ п/п | Материалы и инструменты, затраты на изготовления изделия | Цена в рублях |
-
| Картон - 1 лист | 5 |
-
| Цветная бумага - 5 листов | 25 |
-
| Клей ПВА | 17 |
-
| Карандаш | 7 |
-
| Линейка | 10 |
-
| Ластик | 8 |
-
| Гелевый стержень | 5 |
-
| Фломастер | 5 |
-
| Труд, время на изготовление открытки 3 часа | 6 |
ИТОГО | 88 рублей |
Реализацию в расчете себестоимости я не учитывала, т.к. открытку буду дарить.
Использованные источники информации:
Учебник «Технологии» для учащихся 5 класса
Интернет-ресурсы
Рекомендации к разработке индивидуального творческого проекта по технологии
Заключение
У
Дешевизна
ра я выполнила проект! Работа выполнена в полном объеме и содержит 7 страниц. Цель достигнута, изделие изготовлено, составлена пояснительная записка, остается провести оценку изделия. Для оценки изделия буду использовать те же критерии, что были использованы для оценки первоначальных идей. Оценивать будет папа, так как сестра мне помогала ее делать, а праздник еще не наступил. Открытку я подарю маме позже. Для оценки буду использовать диаграмму «Паучок».

Внешний вид
Качество
5
5












1
3
5
Простота в изготовлении
Доступность материалов и инструментов
Оригинальность
Размер
5
5
5
4

4
Как видно из диаграммы изделие - «Открытка к 8 марту» получила достаточно высокую оценку – 33 балла. Мне и сестре наша работа понравилась, думаем, что и мама будет рада. Мне понравилось работать над проектом, в результате я узнала много нового, и хочется попробовать другую технологию – 3Д. У нас есть уже задумки с сестрой, но возможно это будет идея для следующего проекта, который я представлю в 6 классе.