Приложение 1
Впишите пропущенное:
1. Чтение входит в сферу ___________________деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму ____________общения.
2. Чтение рассматривается как ___________речевая деятельность, которая складывается из восприятия и осмысления письменной речи.
3. Понимание содержания читаемого происходит на основе тех же ____________процессов, как и понимание при_________.
4. Обычно различают два основных уровня понимания — уровень значения и уровень_________.
5. По форме организации различают классное и ________чтение, учебное (по заданию учителя) и реальное, или ______________(по инициативе самого учащегося), ____________(все читают одну и ту же книгу) и индивидуальное; чтение вслух может быть __________и индивидуальным.
Ответы:
1. Чтение входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму вербального общения.
2. Чтение рассматривается как рецептивная речевая деятельность, которая складывается из восприятия и осмысления письменной речи.
3. Понимание содержания читаемого происходит на основе тех же психологических процессов, как и понимание при слушании.
4. Обычно различают два основных уровня понимания — уровень значения и уровень смысла.
5. По форме организации различают классное и домашнее чтение, учебное (по заданию учителя) и реальное, или самостоятельное (по инициативе самого учащегося), фронтальное (все читают одну и ту же книгу) и индивидуальное; чтение вслух может быть хоровым и индивидуальным.
Приложение 2
ТРЕБОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. В школьной программе по изучению иностранных языков указаны требования к практическому владению иностранным языком в области чтения. Согласно программе учащиеся к завершению старшего этапа должны уметь:
читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
2. В познавательной сфере: владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
Уметь: читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
3. Компенсаторные умения Совершенствуются умения: переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов; догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
4.Общеучебные умения Формируются и совершенствуются умения:работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой; планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
5. Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
– находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
– семантизировать слова на основе языковой догадки;
– осуществлять словообразовательный анализ;
– выборочно использовать перевод;
– пользоваться двуязычным и толковым словарями;
– участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Приложение 3
Тест
1. К завершению старшего этапа обучения иностранному языку в школе учащиеся должны уметь читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста. (Да\Нет)
2. Просмотровое чтение предполагает…..
А) понимание основного содержания текста
Б) выборочное понимание содержания текста
В) полное понимание содержания текста
3. Какие из перечисленных умений являются компенсаторными?
А) переспрашивать
Б) прогнозировать содержание текста
В) догадываться о значении слов по мимике и жестам
Г) использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств
4. В старшей школе формируются и совершенствуются общеучебные умения:
А) работать с информацией, а именно ___________________________________
Б) работать с разными источниками на языке, такими как __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Осуществлять учебно-исследовательскую работу следующего характера:___________________________________________________________________
Г) Самостоятельно работать, а также …. _____________________________________________________________________________
5. Умение семантизировать слова на основе языковой догадки относится к …… умениям.
А) компенсаторным
Б) специальным
В) общеучебным
Тест (ответы)
1. К завершению старшего этапа обучения иностранному языку в школе учащиеся должны уметь читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста. (Да\Нет)
2. Просмотровое чтение предполагает…..
А) понимание основного содержания текста
Б) выборочное понимание содержания текста
В) полное понимание содержания текста
3. Какие из перечисленных умений являются компенсаторными?
А) переспрашивать
Б) прогнозировать содержание текста
В) догадываться о значении слов по мимике и жестам
Г) использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств
4. В старшей школе формируются и совершенствуются общеучебные умения:
А) работать с информацией, а именно сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц _
Б) работать с разными источниками на языке, такими как _ работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой ____
В) Осуществлять учебно-исследовательскую работу следующего характера:__ выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности
Г) Самостоятельно работать, а также рационально организовывать свой труд в классе и дома
5. Умение семантизировать слова на основе языковой догадки относится к …… умениям.
А) компенсаторным Б) специальным В) общеучебным
ПРИЛОЖЕНИЕ4.
Классификация различных упражнений направленных на формирование и развития навыков чтения и организации работы с текстами на разных этапах: предтекстовом, текстовом и послетекстовом
Для обучения ознакомительному и просмотровому чтению на предтекстовом этапе предлагаются упражнения
На прогнозирование содержания текста
на понимание текста, содержащего незнакомые слова, незнание которых не препятствует его пониманию
на понимание лексико-тематической основы текста
на выделение и понимание структурно-смысловых компонентов текста.
На текстовом этапе упражнения :
на выделение основной мысли и поиск информации в тексте.
на деление текста на смысловые части и выделение смысловых опор в тексте.
на эквивалентное замещение выражения основной идеи текста более экономичными способами.
На послетекстовом этапе упражнения:
на контроль понимания основного содержания текста
на развитие умения выражать оценочные суждения по содержанию текста
на проверку понимания содержания текста и на развитие навыков устной речи.
на определение познавательной ценности прочитанного текста
Классификация различных упражнений направленных на формирование и развития навыков чтения и организации работы с текстами на разных этапах: предтекстовом, текстовом и послетекстовом
Для обучения изучающему чтению на предтекстовом этапе возможно использование упражнений :
на соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом)
на различение и дифференциацию грамматических явлений
для расширения лексического запаса
на выделение ключевых слов, поиск фактов и т.д.
на развитие умения давать оценочное суждение прочитанного
на развития умения прогнозирования на речевом уровне
на текстовом этапе упражнения:
на распределение текстового материала на смысловые части и выделение смысловых опор в тексте.
На послетекстовом этапе упражнения:
на проверку понимания текста и развитие коммуникативных навыков
на определение познавательной ценности прочитанного текста
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
GROWING UP WITH BROTHERS AND SISTERS
Probably nothing upsets parents more on a daily basis than constant fighting between children. If you can upset the fact that fighting between brothers and sisters is normal part of growth, you will find it easier to deal with your children’s fighting. It takes children years to learn some of the basic lessons in human relationships, and this includes getting along with sisters and brothers.
Some degree of rivalry and conflict among sisters and brothers is to be expected. There is no reason why your firstborn child should welcome a new baby without some jealousy. Who would want to give up being the centre of universe?
There are natural reasons for fighting between sisters and brothers: they are often different sexes; they are almost always different ages, and hey have different temperaments. They don’t choose each other, yet they have to share the one or two people they want most for themselves. So there will always be some competition, as children look for their parent’s attention and try to prove one way or another that they are “the best”. Sometimes a child may be jealous because of what a sibling received or was allowed to do. Children’s personalities don’t always match perfectly. Conflict can also result from the ordinary teasing that children do.
Two problem areas for parents related to sibling rivalry are fairness and fighting. One of the dangers parents face is the notion that they should be ‘fair’. But if they treat all their children alike, they are unfair to all of them, for they are not alike. What is ‘fair’ for one child may be improper for another. It is not equality that children desire, but to be recognized as individuals.
Most parents feel deep concern about the endless fighting that goes on among brothers and sisters. They love each child, and it hurts to see them fight or hurt each other. A great deal of child- raising energy goes into setting fights and trying to ‘teach’ children to get along.
Difficult as may be, it is best to do as little as possible. Here’s why: If the children work it out by themselves, they will probably learn more and suffer less than if you step in. If you step in, it means that you will probably blame one or the other – most often the older on.
Blaming can cause a chain reaction: guilty feelings, feelings of being unable to deal with situation, anger quarrelling, more fighting, more guilt, and so on.
If you know you really won’t step in, they can usually find a solution themselves. You can try to reduce fighting between sisters and brothers in a few days. For example, you may try to spend more time alone with each child doing something, that the child really enjoys. Also praise children for what they are, not just for what they can do, and resist the temptation to motivate your children by comparing them to other children as this may lead to competitiveness. Above all, let your children know that you love them equally, though each in different way.
Emphasize family unity. If your children say bad things about one another to you, point out that no matter how unpleasant their behavior may be, the sister or brother is still and will always be ‘one of us’.
When we remind our children that they will always belong to us and each other, we strengthen their sense of safety. This inner security enhances their capacity for brotherly and sisterly love.