"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, котоpaя не может плавать", - говорил академик Александр Львович Минц. А Бернард Шоу утверждал: "Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность”.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для решения целей обучения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
Быстро развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от педагога умения приспосабливаться к новым условиям, находить различные способы решения сложных вопросов, демонстрировать гибкость и творчество, не теряться в неизвестной ситуации, находить эффективную связь с разными людьми, постоянно самосовершенствоваться.
Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески. И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения- это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели- воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
За время работы в школе мною накоплен, может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы. Именно поэтому я выбрала тему «Применение активных методов на уроках обучения грамоте в 1 классе».
Под активными методами обучения понимаются особые формы взаимодействия обучающихся и педагога как активных участников занятий, находящихся на равных правах. Активные методы стимулируют учащихся к такой мыслительной и практической деятельности в процессе усвоения учебного материала, которая обеспечивает рождение познавательных мотивов и интересов, создает атмосферу для творчества в обучении. Согласно одной из общепринятых классификаций, активные методы обучения делятся на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, подведения итогов. Для продуктивного использования таких методов нужно постоянное сотрудничество, эффективное взаимодействие учителя и ученика. Сложившиеся взаимоотношения влияют на учебную деятельность ученика и работу учителя с классом. Каждый из этих методов эффективно решает определенную задачу того или иного этапа урока. Для каждого этапа урока мною используются активные методы, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа. Приведу примеры некоторых из них. Продуктивно помогают начать урок такие методики, как «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны прикоснуться, улыбнуться, назвать имена своих одноклассников. Такое взаимодействие воспитывает коммуникативные качества, навыки работы в группе.
Использование активных методов на уроках обучения грамоте в 1 классе показывает насколько интересно, увлекательно и с особым усердием работают ученики во время занятий. На уроке используются те активные методы, в которых заключаются ролевые игры, логические задания, работа по картине и, конечно, игровая деятельность. При этом основной принцип работы учителей– научить ребенка самостоятельно думать и работать, научить учиться.
Например, на уроке по теме «В гости к звонким и глухим согласным» в 1 классе мной были использованы такие виды активных методов, как «Магазин» (немного переиграно, здесь ученики должны выбрать картинку, и сделать звуковой анализ этого слова, ученик правильно разобравший слово, забирает картинку). Выполнение таких заданий вызывает у учащихся интерес, стремление ответить первым, показать свои знания и познавательную деятельность, быть активным на уроке.
Активность учащихся на уроке проявляется при ролевой игре. Например, при изучении темы, к нам на урок приходит сказочный герой, ученики 1 класса отгадывают из какой сказки герой и пробуют проиграть отрывок из сказки. Я думаю, приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. В процессе игры у детей вырабатывается привычка быть сосредоточенными, мыслить самостоятельно, развивается внимание, мышление и стремление к знаниям. Увлекаясь, втягиваясь в работу, они даже не замечают, что учатся: узнают, запоминают новое, ориентируются в незнакомых ситуациях, пополняют запас фактов и понятий, фантазируют, выдвигают неожиданные идеи. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием и интересом, прилагают много сил, чтобы не подвести команду и своих товарищей. В чем же успех такого урока? Успех проведения урока- игры и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности. Урок необходимо организовать так, чтобы учащимся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и поэтапное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности в учебную, проектную, исследовательскую деятельность, формирования качеств личности, моральных и нравственных установок, ценностных ориентиров. Совместная деятельность означает, что каждый ребенок вносит свой личный вклад, идет обмен знаниями, идеями, предположениями, способами деятельности. Ребёнок учиться работать в коллективе, общаться и находить компромиссы, каждый несёт ответственность за то, что он делает и предоставляет информацию другим участникам, объясняет суть полученных результатов. Для младших школьников интерес активных форм занятий заключается в самом процессе проведения исследований, изучении жизнедеятельности объектов исследования, соотнесении теоретических знаний с практическими, составлении моделей, наблюдении за работой одноклассников, работа в группе, способность делать самостоятельно выводы, анализировать, узнавать новое об объекте, систематизировать. Они учатся организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, достигать их в соответствии с разработанным планом, осваивать новые методики, включаться в проект или исследование и составлять модель, общаться и находить контакт с одноклассниками, проводить тщательную работу, верить в себя.
Уроки с использованием активных форм и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
учить учащихся самостоятельно добывать знания,
развивать интерес к предмету,
позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Активные методы обучения имеют недостатки:
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
не могут совладать со своими эмоциями, следовательно на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем;
Методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества;
Применять данные методики не обязательно все на каждом или на одном уроке.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса.
Как говорил В.И. Ключевский «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь».
- И в заключении хочу пожелать всем успехов в нашей работе и напомнить, что больше всего дети утомляются в бездействии.
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»
ДОКЛАД
на тему:
«Применение активных методов на уроках обучения грамоте»

Подготовила: Сергалиева С.М.
учитель начальных классов
г.Семей