Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях
Предлагаю Вашему вниманию комплекс артикуляционной гимнастики, который можно использовать перед пением на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе с детьми. Значение артикуляции в пении трудно переоценить.
Упражнение 1.
«Удивленный ослик»
К нам на занятие заглянул маленький ослик и зашел в зал, цокая копытцами (цокаем язычком на улыбке). Остановился и удивился, какие замечательные ребята пришли на занятие: поднял бровки высоко, показал 4 зубика (вытягиваем губы трубочкой вперед так, чтобы видно было 2 верхних и 2 нижних зуба). Зафиксировать выражение лица на пару секунд. И застеснялся, спрятался (расслабляем мышцы лица, и закрываемся ладошками - прячемся). И снова выглянул и показал 4 зубика. (Повторяем движение) И снова спрятался. И ушел: цокаем язычком на улыбке.
Рекомендации педагогам: обратить внимание, что упражнение выполняется на улыбке, брови необходимо поднимать высоко.
Упражнение 2.
«Болтушки»
Давайте немножко поболтаем – расскажем другу стихотворение, например «Наша Таня громко плачет» - но без слов, а с помощью болтающего языка.
Рекомендации педагогам: следить за выразительностью исполнения. Подобным образом можно пропевать фрагменты из песен, в которых ребенок испытывает затруднения
Упражнение 3.
"Большая и маленькая лошадки"
К нам сегодня прискакал на занятие маленький пони. Цокаем язычком быстро-быстро, высоко, на улыбке. Руками изображаем движение копытцев. За ним следом прискакала большая лошадь: цокаем язычком медленно, низким голосом, нижняя челюсть опускается вниз.
А теперь мы с вами станем волшебниками и превратим маленького пони в большую лошадь. (Начинаем цокать язычком высоко на улыбке, постепенно опуская звук все ниже, вытягивая губы и опуская нижнюю челюсть). Одновременно ручками показываем размер лошадки - раздвигаем ладошки в сторону: лошадка растет. А потом из большой лошадки делаем маленькую: ладошки сдвигаются, цокающий звук становится из низкого высоким.
Комплекс артикуляционной гимнастики
Утро с Котиком Рыжиком
Котик Рыжик утром встал, Вы с ребенком потягиваетесь;
Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево –
В улыбке открыть рот и кончиком языка
Чистим зубки мы умело. Сильно «почистить» за нижними зубами
вправо-влево 5-6 раз, затем за верхними;
Пополощем ротик, Имитация полоскания рта;
Как чистюля Котик
Рыжик наш расческу взял В улыбке закусить язык зубами,
И причесываться стал. «протаскивать» язык между зубами
Мы за ним не отстаем – вперед-назад;
Всё покажем язычком.
Дальше по порядку
Делаем зарядку!
Рыжик спинку выгибает, Улыбка, открыть рот, кончик языка
упереть за нижние зубы, «спинку»
выгнуть, удерживать под счет до 8-ми;
Рыжик спинку прогибает. Открыть хорошо рот, поднять язык за
верхние зубы;
А теперь язык наш - мяч.
Начинаем футбольный матч! Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щеку так, чтобы под щекой
надувались «мячики»;
Гол забили мы! Ура!!!
Вот и завтракать пора: Улыбнуться, открыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу
и удерживать под счет до 5-ти;
Котик нам напек блины,
Со сметаною они.
Как сметану любит Котик?
Оближи скорее ротик. Улыбнуться, открыть рот, облизать
языком верхнюю, затем нижнюю губу;
А теперь чаек попьём.
Чай мы в чашечку нальем. Улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу, загибая бока язычка в виде чашечки;
Рыжик сыт, Рыжик рад! Ритмично хлопать в ладоши.
Рыжик любит всех ребят!
Котик Рыжик в детском саду
Котик Рыжик стал скучать – Имитация зевания;
Не с кем дома поиграть.
Чтоб друзей себе найти,
Надо в детский сад пойти! Улыбка;
Рыжик лапки причесал, «Протаскивать» язык между зубами
вперед-назад;
Язычком их облизал, Облизывать рот по часовой стрелке;
Влево-вправо потянулся Сильно высовывать язык то вправо, то влево;
И, конечно, улыбнулся. Улыбка;
Мяу! Мяу! Малыши
Веселимся от души! Хлопать в ладоши;
Мы достанем с верхней полки
Наш веселый, звонкий мяч. Тянуть кончик языка вверх к носу;
Покатаем мяч по полю, Рот закрыть, кончик языка с напряжением
упирать то в одну, то в другую щеку так,
чтобы под щекой надувались «мячики»;
А потом помчимся вскачь Быстрые движения кончиком языка вверх-
вниз;
Круглый обруч мы возьмем Округлить рот, словно произнося букву «о»;
И крутить его начнем.
А теперь, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки! Показываем язык, затем быстро прячем его за зубы — несколько раз;
Рыжик целый день играл,
Только к вечеру устал. Потягиваемся;
Дома на кроватке
Спит Котенок сладко. Кладет голову на сложенные ладошки.
Котик Рыжик зимой
Раз-два-три-четыре-пять, - широко раскрыть рот, подержать
Будем с Рыжиком гулять!
Раз-два-три-четыре,
Рот откроем мы пошире.
Пожевали, - жевательные движения с закрытым ртом
Постучали. – постучать зубами
И с котенком побежали. – движение языком вперед - назад
Кот снежинки ртом ловил, - ловить ртом воображаемые снежинки
Влево, вправо он ходил. – движение языком вправо - влево
Скучно Рыжику, ребятки!
Поиграем с ним мы в прятки. – то втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный кончик.
Рыжик прятаться устал,
Рыжик - ух! - сердитым стал. – выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
Мы погладим котика – упражнение «Расчесочка»
Все покажем ротиком.
Артикуляционные упражнения
«Лошадка»
(для укрепления мышц языка, выработки подъема языка)
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, рот широко открыт.
«Горячий чай»
Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.
«Очень вкусно!»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, а затем втянуть язык в рот до середины нёба. Следить, чтобы язык был все время широким. Нижняя челюсть и губы должны оставаться неподвижными.
«Орешек»
Белка щелкает орешки
Обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок
Влево-вправо, на бочок.
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку. Выполняем 6—8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Иголочка»
У птички клювик очень колкий
И тонкий, острый, как иголка.
Взгляни-ка рядом на страницу:
Мой язычок — как клюв у птицы.
Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3—5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Маятник»
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
«Дудочка»
Дети вытягивают губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.
«Зайчик»
Зубы сомкнуты. Верхнюю губу приподнимают, обнажая верхние резцы. Упражнение отрабатывает движение верхней губы вверх и вниз, развивает подвижность и укрепляет мышцы губ.
«Откусим пирожок»
Улыбнуться, приоткрыв рот, и покусывать язык. Упражнение усиливает кровоснабжение ммышц языка.
«Топор»
Что за шум? Что за гром?
Я ударил топором.
Рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постукивают о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д. Упражнение развивает подвижность языка.
«Молоток»
Застучали молоточки,
Ударяют по гвоздочкам.
Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка упираются в боковые верхние резцы. Барабанят напряженным широким кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося «т-т-т». Упражнение способствует подвижности языка.
«Конфетка»
Рот закрыт, Напряженным языком упираются то в одну, то в другую щеку. Упражнение укрепляет мускулатуру языка и щек.
«Красим крышу»
Широко раздвинув губы в улыбке, не смыкая зубов, надо поводить кончиком языка по небу.
«Змейка»
А у змейки язычок
Узок, тонок, как сучок.
Ходит-ходит взад-вперед:
Как же он не устает?
Цель: развивать подвижность языка, переменно выдвигая и убирая узкий язык.
Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).
«Толстячки-худышки»
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка – щеки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
«Язычок»
Наш забавный язычок - Дети, стоя хором, произносят слова.
Щелк, щелк, щелк, щелк. Щелкают языком 4 раза (ритм может варьироваться, текст произносит взрослый.
Зубки чистим мы умело,
Вправо, влево, вправо, влево. Проговаривают текст.
Текст произносит взрослый, дети с закрытым ртом двигают языком в полости рта вправо и влево.
Мы ни сколько не устали Проговаривают хором текст.
Вверх и вниз им двигать стали. Текст произносит взрослый, дети выполняют соответствующие движения.
Словно пчелки пожужжали, Произносят звукоподражания –
Ж-ж-ж-ж…
Как машина порычали. Р-р-р-р…
Как лошадки вскачь пустились, Под музыку начинают движение по залу прямым галопом (вариант-могут передавать ритм музыки хлопками по коленям или «цоканием» языка)
Вовремя остановились. Движениями реагируют на замедление темпа музыки и прекращают их.
«Жаба Квака»
(упражнение для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны
Сладко-сладко позевала. - дети зевают
Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,
Да водички поглотала. - глотают
На кувшинку села,
Песенку запела:
"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко
Квэ-э-э-!
Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
«Маляр»
Педагог.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
(Т. Буденная)
2) Упражнение «Маляр» (для выработки движения языка вверх). Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к нёбу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть не двигалась.