Мастер-класс на тему
«Применение дидактического синквейна в обучении детей шахматам»
Автор: Шайхразеев Р.И.
Цель мастер-класса: Повышение мотивации педагогов к использованию современных образовательных технологий в работе с детьми.
Задачи:
- Продемонстрировать педагогическую ценность дидактического синквейна.
- Познакомить участников мастер-класса с приемом технологии развития критического мышления «Дидактический синквейн».
Оборудование: Ноутбук, экран, презентация.
Ход мастер-класса
Представление опыта
Обоснование, актуальность
Педагог: Игра в шахматы развивает умственные способности, фантазию ребенка, творческое, нестандартное мышление, тренирует память детей. В своей работе я использую приемы технологии развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения известного психолога Льва Семеновича Выготского. Один из таких приемов, развивающих софт скилс (гибкие навыки) – синквейн. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Составление синквейна – увлекательное и творческое занятие, которое помогает учащимся средних и старших классов развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Педагогическая ценность синквейна
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн используется для более эффективного выражения своей мысли, закрепления и систематизации полученных знаний.
Я использую синквейн в своей практике работы с обучающимися с этого учебного года в разделе шахматы по программе «Спортивные настольные игры», и отмечаю, что синквейн достаточно прост в применении: не требуется специального обучения, оборудования и большого количества времени. Желательно посвятить одно занятие или часть занятия ознакомлению с ним и правилами его создания в начале учебного года (при изучении одной из теоретических тем), и затем можно использовать постоянно. Для обучающихся составление синквейна является своего рода «творческой паузой», вносящей в занятие разнообразие. Этот прием очень эффективен и полезен для детей, так как тренирует их умения анализировать, выделять наиболее существенные элементы изученной темы и делать выводы.
Я практикую этот прием при изучении тем: «Знакомство с шахматными фигурами». Постоянно анализирую синквейны обучающихся в объединении, оцениваю их знание и понимание темы, и благодаря этому, могу внести коррективы в планы своих дальнейших занятий.
Синквейн можно использовать на этапе осмысления нового материала, а также при закреплении материала, на этапе обобщения и повторения темы, на стадии рефлексии.
Деятельностный этап
Педагог: Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Его еще называют - ПЯТИСТИШИЕ, белый стих.
Основные правила составления синквейна:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (Кто? или Что?).
Вторая строка — два слова (чаще всего 2 прилагательных или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (Какой? или Какая?)
Третья строка — описание действия в рамках темы тремя словами -
образована тремя глаголами (деепричастиями), описывающими характерные действия объекта (Что делает?)
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — синоним темы из одного слова, который повторяет суть темы; т.е. одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
1. Предмет (тема) – одно существительное (местоимение) | 1. Кто? Что? |
2. Два прилагательных (причастия) по теме | 2. Какой? Какая? |
3. Три глагола (деепричастия) по теме | 3. Что делает? |
4. Предложение по теме из 4 слов | 4. Предложение |
5. Ассоциация по теме – одно слово | 5. Одно слово |
Потренируемся:
Задание 1: в синквейне заполнены 2, 3, 4, 5 строчки. Необходимо догадаться, что в 1й строке – о чем речь.
Пример (на слайде):
1. ? ? ?
2. Двуцветные, необычные
3. Символизируют, обозначают, сражаются.
4. Популярные в любом возрасте.
5. Развлечение.
Что это? Это шахматы!
Задание 2. Подберите последнее слово – в 5-й строке синквейна
Шахматы
Черно-белые, деревянные
Обучают, помогают, тренируют
Становятся увлекательным соревнованием
???? (игра, сражение и др.)
Педагог: Я предлагаю вам одну из тем синквейна, используемых на занятиях объединения «Спортивные настольные игры».
Обращаю ваше внимание, что чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Задание 3. Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн для шахматной фигуры, которая вам достанется в случайном порядке.
Темы – Пешка, Конь, Слон, Ладья, Ферзь, Король. 5 минут
Педагог: Уважаемые коллеги, представьте пожалуйста, ваш синквейн.
Представление педагогами синквейнов.
Задание 4. Для усложнения задания вы сейчас измените, дополните свой синквейн! Например, (на слайде):
Ладья
Дальнобойная, сильная
Ходит по любым прямым линиям.
Делает рокировку
Ладья может поставить мат
Может перепрыгивать через другие фигуры
Педагог: Кто заметил, где тут написано качество, которое к ладье не должно относиться?..
Обсуждение
Задание 5. Придумайте своей шахматной фигуре то качество, которое ей не свойственно. 1 минута.
Озвучьте пожалуйста, несвойственное для фигуры качество.
Педагог: Помимо самостоятельного составления нового синквейна, возможны разные варианты:
1. составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Расскажите о своей фигуре, используя слова синквейна (1-2 чел. по желанию) 3 минута.
2. коррекция и совершенствование готового синквейна;
Давайте обменяемся вашими заданиями и попробуем подкорректировать/улучшить чужие работы. 2 минуты.
3. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.
Ранее приводился пример с синквейном без указания темы (без 1-ой строки).
Заключительный этап.
Прием «ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ» (3-5 участников)
В ходе мастер-класса ВЫ:
– научились…. (составлять синквейны на шахматную тематику).
– узнали … (на каких этапах занятия эффективно применять синквейн).
– познакомились с … (с рядом игровых заданий, которые можно применять в процессе обучения детей шахматам).
В заключении необходимо выбрать одну их трех шахматных фигур – пешка, слон, ферзь и дать оценку Мастер-клласса, поставив на стол выбранную фигуру.
Пешка – было интересно.
Слон – все понравилось, буду изучать данную тему.
Ферзь – отличная информация, буду применять в практике.