СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение дидактического синквейна в обучении детей шахматам»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования по ДООП "Спортивные настольные игры"

Просмотр содержимого документа
«"Применение дидактического синквейна в обучении детей шахматам»»

Мастер-класс на тему

«Применение дидактического синквейна в обучении детей шахматам»

Автор: Шайхразеев Р.И.


Цель мастер-класса: Повышение мотивации педагогов к использованию современных образовательных технологий в работе с детьми.

Задачи:

- Продемонстрировать педагогическую ценность дидактического синквейна.

- Познакомить участников мастер-класса с приемом технологии развития критического мышления «Дидактический синквейн».

Оборудование: Ноутбук, экран, презентация.


Ход мастер-класса

  1. Представление опыта

Обоснование, актуальность

Педагог: Игра в шахматы развивает умственные способности, фантазию ребенка, творческое, нестандартное мышление, тренирует память детей. В своей работе я использую приемы технологии развития критического мышления, в основе которой лежит теория осмысленного обучения известного психолога Льва Семеновича Выготского. Один из таких приемов, развивающих софт скилс (гибкие навыки) – синквейн. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Составление синквейна – увлекательное и творческое занятие, которое помогает учащимся средних и старших классов развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Педагогическая ценность синквейна

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей умения делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн используется для более эффективного выражения своей мысли, закрепления и систематизации полученных знаний.


Я использую синквейн в своей практике работы с обучающимися с этого учебного года в разделе шахматы по программе «Спортивные настольные игры», и отмечаю, что синквейн достаточно прост в применении: не требуется специального обучения, оборудования и большого количества времени. Желательно посвятить одно занятие или часть занятия ознакомлению с ним и правилами его создания в начале учебного года (при изучении одной из теоретических тем), и затем можно использовать постоянно. Для обучающихся составление синквейна является своего рода «творческой паузой», вносящей в занятие разнообразие. Этот прием очень эффективен и полезен для детей, так как тренирует их умения анализировать, выделять наиболее существенные элементы изученной темы и делать выводы.


Я практикую этот прием при изучении тем: «Знакомство с шахматными фигурами». Постоянно анализирую синквейны обучающихся в объединении, оцениваю их знание и понимание темы, и благодаря этому, могу внести коррективы в планы своих дальнейших занятий.

Синквейн можно использовать на  этапе осмысления нового материала, а также при закреплении материала, на этапе обобщения и повторения темы, на стадии рефлексии.


  1. Деятельностный этап

Педагог: Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Его еще называют - ПЯТИСТИШИЕ, белый стих.

Основные правила составления синквейна:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь (Кто? или Что?).

Вторая строка — два слова (чаще всего 2 прилагательных или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта (Какой? или Какая?)

Третья строка — описание действия в рамках темы тремя словами -

образована тремя глаголами (деепричастиями), описывающими характерные действия объекта (Что делает?)

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — синоним темы из одного слова, который повторяет суть темы; т.е. одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.


1. Предмет (тема) – одно существительное (местоимение)

1. Кто? Что?

2. Два прилагательных (причастия) по теме

2. Какой? Какая?

3. Три глагола (деепричастия) по теме

3. Что делает?

4. Предложение по теме из 4 слов

4. Предложение

5. Ассоциация по теме – одно слово

5. Одно слово


Потренируемся:

Задание 1: в синквейне заполнены 2, 3, 4, 5 строчки. Необходимо догадаться, что в 1й строке – о чем речь.

Пример (на слайде):

1. ? ? ?

2. Двуцветные, необычные

3. Символизируют, обозначают, сражаются.

4. Популярные в любом возрасте.

5. Развлечение.

Что это? Это шахматы!


Задание 2. Подберите последнее слово – в 5-й строке синквейна

  1. Шахматы

  2. Черно-белые, деревянные

  3. Обучают, помогают, тренируют

  4. Становятся увлекательным соревнованием

  5. ???? (игра, сражение и др.)

Педагог: Я предлагаю вам одну из тем синквейна, используемых на занятиях объединения «Спортивные настольные игры».

Обращаю ваше внимание, что чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.


Задание 3. Давайте попробуем самостоятельно составить синквейн для шахматной фигуры, которая вам достанется в случайном порядке.

Темы – Пешка, Конь, Слон, Ладья, Ферзь, Король. 5 минут


Педагог: Уважаемые коллеги, представьте пожалуйста, ваш синквейн.

Представление педагогами синквейнов.


Задание 4. Для усложнения задания вы сейчас измените, дополните свой синквейн! Например, (на слайде):

Ладья

Дальнобойная, сильная

Ходит по любым прямым линиям.

Делает рокировку

Ладья может поставить мат

Может перепрыгивать через другие фигуры

Педагог: Кто заметил, где тут написано качество, которое к ладье не должно относиться?..

Обсуждение


Задание 5. Придумайте своей шахматной фигуре то качество, которое ей не свойственно. 1 минута.

Озвучьте пожалуйста, несвойственное для фигуры качество.


Педагог: Помимо самостоятельного составления нового синквейна, возможны разные варианты:

1. составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Расскажите о своей фигуре, используя слова синквейна (1-2 чел. по желанию) 3 минута.

2. коррекция и совершенствование готового синквейна;

Давайте обменяемся вашими заданиями и попробуем подкорректировать/улучшить чужие работы. 2 минуты.

3. анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части.

Ранее приводился пример с синквейном без указания темы (без 1-ой строки).


Заключительный этап.

  1. Прием «ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ» (3-5 участников)

В ходе мастер-класса ВЫ:

– научились…. (составлять синквейны на шахматную тематику).

– узнали … (на каких этапах занятия эффективно применять синквейн).

– познакомились с … (с рядом игровых заданий, которые можно применять в процессе обучения детей шахматам).


  1. В заключении необходимо выбрать одну их трех шахматных фигур – пешка, слон, ферзь и дать оценку Мастер-клласса, поставив на стол выбранную фигуру.

Пешка – было интересно.

Слон – все понравилось, буду изучать данную тему.

Ферзь – отличная информация, буду применять в практике.