Министерство образования и науки Алтайского края
КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум»
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ
Методический доклад
Степное Озеро
2025
Сегодня мы не можем представить свою жизнь без информационных технологий. В современном мире IT-технологии везде: обучение и образование, товары и услуги, общение и коммуникации – все это мы получаем посредством информационных технологий.
Особенностью дистанционного обучения по информатике является то, что она знакомит студента с условиями и обстановкой для активного развития деятельности, проверки себя и своих сил, поиска интересных творческих занятий, выбирая свое дело и дополняя его в виде реального ощутимого результата. Это обеспечивает обучающемуся приобретение новых навыков и улучшение существующих. Процесс обучения фокусируется не на передаче знаний, а на развитии умений и навыков самостоятельной работы.
В ст.16 Федерального Закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273 «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Дистанционное обучение - это целенаправленный процесс интерактивного (диалогового), асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студентов между собой и со средствами обучения, индифферентный к их расположению в пространстве и времени.
Итак, следует сделать вывод, что дистанционное образование - это такая педагогическая система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения с подтверждением образовательного ценза.
В системе дистанционного обучения развиты три вида технологий:
• кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс — от англ. саsе) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);
• ТV-технологии, которые базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
• сетевой технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.
Основные цели использования дистанционных образовательных технологий это: повышение эффективности подготовки обучающихся, персонализация учебного процесса, обучение по индивидуальному графику, адаптивное обучение учитывая индивидуальные особенности обучающихся, удешевление компонентов учебного процесса, публикация учебных материалов в электронном виде.
Основные принципы использования дистанционных образовательных технологий: целостность учебного курса, использование новых форм представления информации, обеспечивающих максимальную степень ее восприятия, непрерывный контроль процесса обучения и уровня подготовки.
Основные задачи использования дистанционных образовательных технологий: интенсификация использования преподавательского, научного, методического и технического потенциала образовательных учреждений, обеспечение максимального соответствия форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий традиционным формам обучения, предоставление учебного материала обучающимся.
Преимущества использования дистанционных образовательных технологий: качественное образование на основе современных информационных технологий, доступность образовательных услуг и информационных ресурсов в любом месте (в т.ч. по месту жительства) и в любое время.
Применение дистанционных образовательных технологий в качестве вспомогательных или основных вариантов реализации адаптированных программ при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, самостоятельный выбор интенсивности обучения, постоянная связь с преподавателем, индивидуальное консультирование.
Список используемых источников:
«Термины и определения дистанционного обучения», Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образования.
Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
Федеральный Закон «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273
О.В. Демьянова. Электронный курс «ЕН.01. Математика» / Методическое пособие - Степное Озеро: КГБПОУ «Благовещенский строительный техникум», 2018
М.А. Кайгородова, А.В. Тихонова. Методика применения дистанционных образовательных технологий в заочном вузе. Методические указания для преподавателей, работающих по системе ДОТ – Филиал ВЗФЭИ в г. Барнауле, 2007. – 35 с.