ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
МБОУ Ивановская СОШ учитель начальных классов Ханина Татьяна Викторовна
«Скажите мне – я забуду,
Покажите мне – я запомню,
Вовлеките меня – я пойму».
Китайская пословица
«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Н.А.Умов
ЧЕЛОВЕК ЗАПОМИНАЕТ:
- 10% - того, что он читает;
- 20% - того, что слышит;
- 30% - того, что видит;
- 50-70% - запоминается при участии в групповых дискуссиях;
- 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
- 90% - когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.
Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее её центром являлся преподаватель , а теперь - обучающийся .
Это даёт возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.
Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.
Учитель – консультант, наставник, партнер.
Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся и грамотно организовать их деятельность.
Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов .
Особенности современных методов обучения
- Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.
- Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
- Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
- Каждый метод имеет своё предметное содержание.
- Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.
(По Левиной М.М.)
Выбор методов обучения зависит:
- От общих и конкретных целей обучения.
- Содержания материала конкретного урока.
- От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
- От возрастных особенностей обучающихся, уровня их познавательных возможностей.
- От уровня подготовленности детей.
- От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
- От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес обучающихся на различных этапах урока, можно использовать активные формы и методы работы.
Наиболее эффективными можно считать:
- Игровые формы.
- Организация групповой, парной и индивидуальной работы.
- Организация самостоятельной деятельности обучающихся.
- Создание конкретных ситуаций, их анализ.
- Постановка вопросов.
- Проблемное обучение.
Критерии эффективного урока:
- Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
- Обеспечение эмоциональной сопричастности ребёнка к собственной деятельности и деятельности других.
- Мотивация познавательной деятельности на уроке.
- Обеспечение рефлексии и самоконтроля обучающихся в процессе деятельности в течение всего урока.
- Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
- Достижение целей урока.
Приёмы, используемые на уроках
Математический диктант
Эстафета
Найди ошибку
Расшифруй!
Перестрелка
Лотерея (или Лото)
Цепочки
Входной билет- правило
Проблемная ситуация
Теоретическая разминка «Найди ошибку»
Опорные схемы
Мозговой штурм
Логическая задача
Игры «Верно- неверно», « Поле чудес»
Математический футбол ……
Входной билет - правило
Чтобы войти в класс, нужно предъявить билет.
Билетом служит:
- Любое правило, которое ты запомнил на уроке математики.
- Перевод одной единицы измерения в другую
Выбрать можно любой билет.
а + б = с
Ч – МИН
Игра «Верно – неверно»
Задание выполняется стоя. Учитель предлагает вытащит из колоды утверждение, а отвечающий, прочитав его, дать ответ «ВЕРНО» или «НЕВЕРНО». Если ответ правильный отвечающий садится, если неправильный просим помочь присутствующих в классе.
Игра-соревнование «Расшифруй!»
На доске заранее записано несколько примеров, ответы на которые дают ключевое слово или фразу (девиз урока), подсказывающую тему урока. Игра может проводиться в виде группового соревнования или индивидуального.
Если вы правильно выполните вычисления и выпишете в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, то узнаете ключевое слово сегодняшнего занятия:
Ь 6*0= Э 32:4= Н 48:8= Ф 63:7=
О 9*3= С 4:1= К 6*7= В 7*1=
Т 5*6= Е 50:5= И 45:9=
Сначала вычисляются примеры, потом открывается таблица:
8
9
9
10
42
30
5
7
6
27
4
30
0
«Эффективность» (в переводе с латинского) означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
В педагогике под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.
Эффективные формы и методы организации обучения позволят:
- Сохранить интерес обучающихся к математике.
- Развить навыки самостоятельности.
- Добиться усвоения учебного материала всеми обучающимися.
- Развивать чувство ответственности за качество знаний.
В “Концепции модернизации российского образования”, в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
ЭМО развивают метапредметные компетенции:
- Культура сотрудничества.
- Культура работы с информацией.
- Диагностика, коррекция и развитие познавательных интересов как психологическое сопровождение.
- Умение как творческий процесс.
- Учение как саморазвитие.
АМО развивают у учащихся универсальные учебные действия: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения икачества, умения ясно формулировать сообщения и чётко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества; умение работать в команде.
ЭМО развивают образовательные компетенции:
- Изучать
- Искать
- Думать
- Сотрудничать
- Приниматься за дело
- Адаптироваться
Безусловно, существует множество других форм и приёмов работы со школьниками, позволяющими сделать урок эффективным , мотивировать обучающихся на дальнейшую плодотворную и продуктивную деятельность.