СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение эффективных методов обучения на уроке математики как средство реализации фгос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение эффективных методов обучения на уроке математики как средство реализации фгос»

ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС МБОУ Ивановская СОШ учитель начальных классов Ханина Татьяна Викторовна

ПРИМЕНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

МБОУ Ивановская СОШ учитель начальных классов Ханина Татьяна Викторовна

«Скажите мне – я забуду,  Покажите мне – я запомню,  Вовлеките меня – я пойму».  Китайская пословица  «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». Н.А.Умов  ЧЕЛОВЕК ЗАПОМИНАЕТ:  10% - того, что он читает;  20% - того, что слышит;  30% - того, что видит;  50-70% - запоминается при участии в групповых дискуссиях;  80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;  90% - когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

«Скажите мне – я забуду,

Покажите мне – я запомню,

Вовлеките меня – я пойму».

Китайская пословица

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».

Н.А.Умов

ЧЕЛОВЕК ЗАПОМИНАЕТ:

  • 10% - того, что он читает;
  • 20% - того, что слышит;
  • 30% - того, что видит;
  • 50-70% - запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
  • 90% - когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее её центром являлся преподаватель , а теперь - обучающийся . Это даёт возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям. Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся и грамотно организовать их деятельность. Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов .

Введение новых технологий вносит радикальные изменения в систему образования: ранее её центром являлся преподаватель , а теперь - обучающийся .

Это даёт возможность каждому ученику обучаться в подходящем для него темпе и на том уровне, который соответствует его способностям.

Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.

Учитель – консультант, наставник, партнер.

Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся и грамотно организовать их деятельность.

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов .

Особенности современных методов обучения Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления. Метод должен обязательно соответствовать цели урока. Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение. Каждый метод имеет своё предметное содержание.  Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.  (По Левиной М.М.) Выбор методов обучения зависит: От общих и конкретных целей обучения. Содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала. От возрастных особенностей обучающихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности детей. От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств. От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

Особенности современных методов обучения

  • Метод - это не сама деятельность, а способ её осуществления.
  • Метод должен обязательно соответствовать цели урока.
  • Метод не должен быть неправильным, неправильным может быть только его применение.
  • Каждый метод имеет своё предметное содержание.
  • Метод всегда принадлежит действующему лицу. Нет деятельности без объекта, и нет метода без деятельности.

(По Левиной М.М.)

Выбор методов обучения зависит:

  • От общих и конкретных целей обучения.
  • Содержания материала конкретного урока.
  • От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
  • От возрастных особенностей обучающихся, уровня их познавательных возможностей.
  • От уровня подготовленности детей.
  • От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
  • От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.

  Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес обучающихся на различных этапах урока, можно использовать активные формы и методы работы.   Наиболее эффективными можно считать: Игровые формы. Организация групповой, парной и индивидуальной работы. Организация самостоятельной деятельности обучающихся. Создание конкретных ситуаций, их анализ. Постановка вопросов. Проблемное обучение.

Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес обучающихся на различных этапах урока, можно использовать активные формы и методы работы.

Наиболее эффективными можно считать:

  • Игровые формы.
  • Организация групповой, парной и индивидуальной работы.
  • Организация самостоятельной деятельности обучающихся.
  • Создание конкретных ситуаций, их анализ.
  • Постановка вопросов.
  • Проблемное обучение.

Критерии эффективного урока: Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока. Обеспечение эмоциональной сопричастности ребёнка к собственной деятельности и деятельности других. Мотивация познавательной деятельности  на уроке. Обеспечение рефлексии и самоконтроля обучающихся в процессе деятельности в течение всего урока. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. Достижение целей урока.

Критерии эффективного урока:

  • Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока.
  • Обеспечение эмоциональной сопричастности ребёнка к собственной деятельности и деятельности других.
  • Мотивация познавательной деятельности  на уроке.
  • Обеспечение рефлексии и самоконтроля обучающихся в процессе деятельности в течение всего урока.
  • Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой.
  • Достижение целей урока.
Приёмы, используемые на уроках Математический диктант Эстафета Найди ошибку Расшифруй! Перестрелка Лотерея (или Лото) Цепочки Входной билет- правило Проблемная ситуация Теоретическая разминка «Найди ошибку» Опорные схемы Мозговой штурм Логическая задача Игры «Верно- неверно», « Поле чудес» Математический футбол ……

Приёмы, используемые на уроках

Математический диктант

Эстафета

Найди ошибку

Расшифруй!

Перестрелка

Лотерея (или Лото)

Цепочки

Входной билет- правило

Проблемная ситуация

Теоретическая разминка «Найди ошибку»

Опорные схемы

Мозговой штурм

Логическая задача

Игры «Верно- неверно», « Поле чудес»

Математический футбол ……

Входной билет - правило Чтобы войти в класс, нужно предъявить билет. Билетом служит: Любое правило, которое ты запомнил на уроке математики. Перевод одной единицы измерения в другую Выбрать можно любой билет. а + б = с Ч – МИН

Входной билет - правило

Чтобы войти в класс, нужно предъявить билет.

Билетом служит:

  • Любое правило, которое ты запомнил на уроке математики.
  • Перевод одной единицы измерения в другую

Выбрать можно любой билет.

а + б = с

Ч – МИН

Игра «Верно – неверно» Задание выполняется стоя. Учитель предлагает вытащит из колоды утверждение, а отвечающий, прочитав его, дать ответ «ВЕРНО» или «НЕВЕРНО». Если ответ правильный отвечающий садится, если неправильный просим помочь присутствующих в классе.

Игра «Верно – неверно»

Задание выполняется стоя. Учитель предлагает вытащит из колоды утверждение, а отвечающий, прочитав его, дать ответ «ВЕРНО» или «НЕВЕРНО». Если ответ правильный отвечающий садится, если неправильный просим помочь присутствующих в классе.

Игра-соревнование «Расшифруй!»   На доске заранее записано несколько примеров, ответы на которые дают ключевое слово или фразу (девиз урока), подсказывающую тему урока. Игра может проводиться в виде группового соревнования или индивидуального. Если вы правильно выполните вычисления и выпишете в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, то узнаете ключевое слово сегодняшнего занятия: Ь 6*0= Э 32:4= Н 48:8= Ф 63:7= О 9*3= С 4:1= К 6*7= В 7*1= Т 5*6= Е 50:5= И 45:9=  Сначала вычисляются примеры, потом открывается таблица: 8 9 9 10 42 30 5 7 6 27 4 30 0

Игра-соревнование «Расшифруй!»

На доске заранее записано несколько примеров, ответы на которые дают ключевое слово или фразу (девиз урока), подсказывающую тему урока. Игра может проводиться в виде группового соревнования или индивидуального.

Если вы правильно выполните вычисления и выпишете в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам, то узнаете ключевое слово сегодняшнего занятия:

Ь 6*0= Э 32:4= Н 48:8= Ф 63:7=

О 9*3= С 4:1= К 6*7= В 7*1=

Т 5*6= Е 50:5= И 45:9=

Сначала вычисляются примеры, потом открывается таблица:

8

9

9

10

42

30

5

7

6

27

4

30

0

 «Эффективность» (в переводе с латинского) означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.  В педагогике под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

«Эффективность» (в переводе с латинского) означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.

В педагогике под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.

  Эффективные формы и методы организации обучения позволят:

  • Сохранить интерес обучающихся к математике.
  • Развить навыки самостоятельности.  
  • Добиться усвоения учебного материала всеми обучающимися.
  • Развивать чувство ответственности за качество знаний.

В “Концепции модернизации российского образования”, в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” чётко сформулированы требования к современной школе, и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентноспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина – математика. В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом – думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление учащихся, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

ЭМО развивают метапредметные компетенции: Культура сотрудничества. Культура работы с информацией. Диагностика, коррекция и развитие познавательных интересов как психологическое сопровождение. Умение как творческий процесс. Учение как саморазвитие. АМО развивают у учащихся универсальные учебные действия: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения икачества, умения ясно формулировать сообщения и чётко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества; умение работать в команде.

ЭМО развивают метапредметные компетенции:

  • Культура сотрудничества.
  • Культура работы с информацией.
  • Диагностика, коррекция и развитие познавательных интересов как психологическое сопровождение.
  • Умение как творческий процесс.
  • Учение как саморазвитие.

АМО развивают у учащихся универсальные учебные действия: способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения икачества, умения ясно формулировать сообщения и чётко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества; умение работать в команде.

ЭМО развивают образовательные компетенции:   Изучать Искать Думать Сотрудничать Приниматься за дело Адаптироваться

ЭМО развивают образовательные компетенции:

  • Изучать
  • Искать
  • Думать
  • Сотрудничать
  • Приниматься за дело
  • Адаптироваться
Безусловно, существует множество других форм и приёмов работы со школьниками, позволяющими сделать урок эффективным , мотивировать обучающихся на дальнейшую плодотворную и продуктивную деятельность.

Безусловно, существует множество других форм и приёмов работы со школьниками, позволяющими сделать урок эффективным , мотивировать обучающихся на дальнейшую плодотворную и продуктивную деятельность.