Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области.
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
МДК 05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников
СООБЩЕНИЕ
По теме: «Применение электронного учебника в начальной школе»
Выполнил:
студентка группы 3 «Б»
Феруана С. М.__________
Проверил:
преподаватель
Коржова А.П._________
Астрахань, 2025
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
Понятие электронный учебник………....…………………………………..4
Функции учебника……………………………………………………..…….5
Трудности при работе с ЭУ и их преодоление………………….…...…….6
Заключение………………………………………………………….….….....8
Список использованной литературы………………………………….……9
Введение
Информатизация образования в современном мире подразумевает активное использование информационных технологий в различных учебных предметах. На смену печатным учебникам приходят электронные учебники. Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране, и предоставляют огромное количество других, новых возможностей, которые могут быть особенно полезны учителю начальных классов при организации образовательного процесса.
Понятие электронный учебник
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Каковы обязательные составляющие учебника?
постановка задачи
предъявление информации
раскрытие путей решения проблем
обобщение и систематизация
закрепление и контроль
самостоятельная работа.
Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель.
В случае если электронные учебные пособия планируется применять на уроке в соответствии с личностно-ориентированным подходом к обучению, можно сформулировать следующие задачи:
– разнообразие видов учебной деятельности;
– развитие общеучебных умений и навыков;
– индивидуализация обучения.
Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:
– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;
– работа в парах для получения консультативной помощи, развития навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат и др.;
Функции учебника
Учебник выполняет две основные функции:
Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:
более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;
более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале, по ключевым словам,
дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;
Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…», каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном порядке сопровождается его представлением в электронной форме.
Трудности при работе с ЭУ и их преодоление
При всех преимуществах данного подхода существуют по крайней мере две проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных ранее задач посредством использования данных приемов.
Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.
Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.
Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.
Частные методические задачи применения электронных учебных пособий на уроках в начальной школе могут быть сформулированы, например, так:
– расширение числа средств для развития умений работы над языковыми явлениями;
– автоматизация вычислительных навыков, развитие навыков анализа математических текстов;
– формирование навыков моделирования явлений, процессов, объектов и т.д.
Работа с электронными учебниками призвана не отнимать время урока, а беречь его и тратить с максимальной пользой. С помощью электронных учебников можно увлечь учащихся новой темой, подавать всю необходимую информацию, сделать урок по разбору нового материала интересным и запоминающимся.
При работе с электронным учебником даны задания, что и в обычном учебнике. Технологические средства электронного учебника дают больше возможностей для просматривания информации. При изучении различных тем по содержанию учебника используются разнообразные формы работы. Так, например, при изучении темы «Решение задач» могут быть использованы flash-ролики. При проведении фронтальной и индивидуальной работы актуальным является использование анимаций. Для повышения мотивации обучения младших школьников используются дидактические игры. Они предполагают выполнение тренировочных упражнений на усвоение компонентов арифметических действий.
Заключение
Электронный учебник имеет свои преимущества и недостатки, однако, навыки работы с ним все же необходимы учителю начальных классов, потому что он облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.; допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями; освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач; предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
Список использованной литературы:
https://multiurok.ru/files/soobshchenie-primenenie-elektronnogo-uchebnika-v-n.html?ysclid=m9e7bfp5dz789320363
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/12/20/ispolzovanie-elektronnyh-uchebnikov
https://bogdanova-lubschool8.edumsko.ru/articles/post/2677508