СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»»

Государственное автономное профессиональноеобразовательное

учреждение Новосибирской области

«Куйбышевский медицинский техникум»













Методическая разработка

практического занятия

ПМ: 07«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Тема:«Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»









Подготовил преподаватель:

Арсланова Юлия Андреевна








Цели учебного занятия:

Дидактические: Научить студента применять знания и умения по теме:

«Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности» в ЛПУ на учебной и производственной практике. ПК 7.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

Развивающие: Развивать творческое мышление, профессиональную речь, умение составлять план и пользоваться им, умение общаться с пациентом, умение оценивать свои действия по отношению к пациенту.

Воспитательные: Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию; формировать профессиональный кругозор и общую культуру. ОК 01. понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, ОК 02 организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем, ОК 03. анализировать рабочую ситуацию, осуществлять коррекцию собственной деятельности, ОК 04. осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, ОК 06. работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Студент должен знать:

1)понятия: этика, медицинская этика, деонтология, биоэтика.

2)основные этические принципы

3)основные этические правила

4)морально-этические нормы, правила и принципы профессионального сестринского поведения

5)положения этического кодекса медицинской сестры России

Студент должен уметь:

1)применять навыки этического общения с пациентом

2) применять навыки этического общения с родственниками

3) применять навыки этического общения с коллегами: врачом, медсестрами, младшим персоналом.


Продолжительность: 180 мин.

Место проведения: учебный кабинет.

Образовательные технологии: личносто-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проблемное обучение.

Методы и приемы обучения: объяснительно — иллюстративный метод обучения, репродуктивный метод.

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: тесты, таблицы, ситуационные задачи.

Технические средства обучения: Телевизор, DVD.

Межпредметные и внутрипредметные связи: психология, гигиена, здоровый человек и его окружение, сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Литература:

  1. Основная:

  2. Корягина Н.Ю. Организация специализированного сестринского ухода. Изд . «Гэотар -Медиа» 2015г.- 464с.

Дополнительная:

  1. ОбуховецТ.П.Чернова О.В. «Основы сестринского дела»,учебное пособие –– Ростов-на-Дону, Феникс, 2016. – (Среднее медицинское образование).

  2. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: Учебник С.А. Мухина, И.И. Тарновская/. 2 –е изд. Испр и доп – М.: Исток, 2009г. 366с

  3. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Учебник/ Т.П. Обуховец, Т.А, Склярова/. – 2- изд. Испр. Ростов на Дону: Феникс,2007.

  4. Петровский Б.В. «Деонтология в медицине», м: «Медицина», 2000 г.

  5. Учебник «Основы сестринского дела» Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоцветова; Ростов на Дону, феникс , 2012 г.

  6. Островская И. В. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М., 2008. – 400 с.

  7. Полянцева О. И. психология для средних медицинских учреждений. – Ростов н/Д., 2008. – 414 с.



План проведения занятия:
Этапы занятия Время
1. Организационный момент 5 мин
2. Мотивация 5 мин
3. Устный фронтальный опрос 15 мин
4. Выполнение тестовых заданий 30 мин
5. Разбор нового материала 30 мин
6. Решение ситуационных задач 10 мин
7. Самостоятельная работа 65 мин
8. Подведение итогов занятия 10 мин
9. Рефлексия 10 мин


Тема:««Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»


Мотивация

Сестринская деонтология – наука о долге перед пациентом обществом, профессиональным поведением медицинского работника.

Любая специальность характеризуется существованием своих определенных норм и правил. Почему же деонтология чаще всего употребляется применительно медицине? Это связано с двумя причинами: 1) медицинская сестра находится в особой ситуации общения: в общении с больными и ослабленными людьми 2) характер поведения медицинской сестры может оказать влияние на течение болезни и состояние пациента. Предметом изучения сестринской деонтологии являются следующие вопросы:

-взаимоотношение медицинской сестры и пациента

-взаимоотношения медицинской сестры и родственников пациента

-медицинской сестры и коллег

-исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности

-устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы


Устный фронтальный опрос:

1.Определение философия сестринского дела.

2.Перечислить основные понятия философия сестринского дела

3. Определение понятия «сестринское дело»

4. Определение понятия «пациент»

5 Определение понятия «человек»

6. Определение понятия «здоровье»

7. Определение понятия «окружающая среда»

8 Определение понятия «сестра»

9. Этические обязанности медицинской сестры

10. Этические ценности медицинской сестры

11. Этические добродетели медицинской сестры

12. Где? В каком году была принята философия сестринского дела в России?

13. В каком году были принят этический кодекс медсестры в России.


Критерии оценки устного ответа студента:

Отметкой "ОТЛИЧНО" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа.

Отметкой "ХОРОШО" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.

Отметкой "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.

Отметкой "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.


Выполнение тестовых заданий (Приложение 1)


Разбор нового материала (Приложение 2)


Решение ситуационных задач (Приложение 3)


Самостоятельная работа (Приложение 4)


Подведение итогов занятия


ФИО студента

Фронтальный опрос

Тестовый контроль

Решение ситуационных задач

Выполнение самостоятельной работы (само и взаимоанализ)

Итог






































Рефлексия


  1. Понравилось ли вам занятие?

  2. Как вы думаете пригодится ли полученные сегодня знания в вашей практической деятельности?

  3. Что вам казалось будет выполнить легко, а оказалось неожиданно трудно?


Приложение 1

Тестовый контроль по теме: «Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»

Вариант 1

1. Начало организованной женской помощи в России связано с преобразованиями Петра I, когда вышел указ о службе женщин в:

  1. общин сестер милосердия

  2. приютах для «бедных вдов»

  3. воспитательных домах

  4. госпиталях

2. Год появления приютов для «бедных вдов»:

  1. 1715

  2. 1803

  3. 1812

  4. 1818

3. Первая община сестер милосердия в России:

  1. Георгиевская

  2. Крестовоздвиженская

  3. Покровская

  4. Свято-Троицкая

4. В период Крымской кампании была создана община сестер милосердия:

  1. Свято-Троицкая

  2. Крестовоздвиженская

  3. Покровская

  4. Георгиевская

5. Врач, руководивший деятельностью сестер в период Крымской кампании:

  1. С. Боткин

  2. Н. Склифосовский

  3. А. Доброславин

  4. Н. Пирогов

6. Приоритет в создании Красного Креста принадлежит:

  1. Д. Орем

  2. Л. Мариллак

  3. В. Хендерсон

  4. Ф. Найтингейл

7. Год рождения профессии медицинской сестры в России:

  1. 1803

  2. 1854

  3. 1863

  4. 1879

8. Русская героиня Русско-турецкой войны, баронесса:

  1. Е. Бакунина

  2. Ю. Вревская

  3. Е. Карцова

  4. Е. Хитрово

9. Год упразднения в России термина «сестра милосердия»:

  1. 1914

  2. 1917

  3. 1926

  4. 1936

10. Год создания первого факультета высшего сестринского образования в Москве:

  1. 1988

  2. 1991

  3. 1992

  4. 1996

11. Наука, изучающая профессиональные отношения людей:

  1.  Этика

  2.  деонтология

  3.  Биоэтика

  4.  Философия

12.Одна из проблем биоэтики:

  1.  эвтаназия

  2.  гуманизм

  3.  милосердие

  4.  эмпатия

13. Эмоционально лабильная сестра по классификации Харди:

  1.  «артистка»

  2.  «нервная»

  3.  «рутинер»

  4.  «гренадёр»

14. Принцип уважения моральной автономии личности – один из принципов:

  1. этики

  2. деонтологии

  3. биоэтики

  4. философии

  1. Главный этический принцип:

  1. не навреди

  2. честность

  3. порядочность

  4. милосердие

  1. Модели взаимоотношение медиков с пациентом в 1992 году определил врач – биоэтик:

  1. Поттер

  2. Вич

  3. Петров

  4. Бентам

  1. Стиль поведения подозрительного пациента отличает:

  1. угрюмая настороженность

  2.  повышенная тревожность

  3. подавленность

  4. изолированность

18. Эгогения – влияние:

  1. пациента на самого себя

  2. пациентов друг на друга

  3. пациента на своих родственников

  4.  медсестры на пациентов

19. Неразглашение сведений о пациенте:

  1.  эмпатия

  2.  медицинская тайна

  3. соррогения

  4. эгрогогения

20. Проблема современной биомедицинской этики:

  1.  репродуктивные технологии

  2.  мораль и нравственность

  3. понятие о должном в медицине

  4.  медицинская тайна

21. Перцептивное общение - это процесс:

  1. обучения пациента

  2. восприятия другого человека

  3. обмена информацией

  4. взаимодействия партнеров

22. Компонент общения:

  1. формальный

  2. ролевой

  3. интерактивный

  4. коллегиальный

23. Средство общения:

  1. вербальное

  2. внутриличностное

  3. межличностное

  4. дружеское

24. Невербальное средство общения:

  1. язык

  2. речь

  3. мышление

  4. поза

25. Визуальное средство общения:

  1. плач

  2. рукопожатие

  3. мимика

  4. запах

26. Интонация – средство общения:

  1. визуальное

  2. акустическое

  3. тактильное

  4. ольфакторное

27. Кинезика – средство общения:

  1. акустическое

  2. визуальное

  3. ольфакторное

  4. тактильное

28. Интонация – средство общения:

  1. акустическое

  2. визуальное

  3. ольфакторное

  4. тактильное

29. Размер личной зоны в метрах:

  1. 0,15-0,46

  2. 0,46-1,2

  3. 1,2-3,6

  4. 3,6

30. Зональное пространство менее 15 см – это зона :

  1. интимная

  2. сверхинтимная

  3. персональная

  4. личная

Тестовый контроль по теме:«Применение этики и философии сестринского дела в практической деятельности»

Вариант 2

1. Начало развития сестринского дела в России связано с открытием в Петербурге и Москве:

  1. «вдовьих домов»

  2. воспитательных домов

  3. госпиталей

  4. курсов сиделок

2. Институт сердобольных вдов явился прототипом общин:

  1. сестер милосердия

  2. акушерок

  3. Красного Креста

  4. сиделок

3. 40-50-е годы XIX столетия – создание в Петербурге и Москве:

  1. «вдовьих домов»

  2. воспитательных домов

  3. общин сестер милосердия

  4. общин Красного Креста

4. Сестра милосердия – русская героиня Крымской войны:

  1. Е.Бакунина

  2. Ю. Вревская

  3. Д. Севастопольская

  4. С. Лебеда

5. Героиня Крымской войны – англичанка:

  1. Ф. Найтингейл

  2. Л. Мариллак

  3. В. Хендерсон

  4. Д. Орем

6. Первую в мире школу для подготовки сестер в Лондоне открыла:

  1. Д. Орем

  2. Л. Мариллак

  3. В. Хендерсон

  4. Ф. Найтингейл

7. Самая известная община сестер милосердия Общества Красного Креста:

  1. Свято-Троицкая

  2. Крестовоздвиженская

  3. Покровская

  4. Георгиевская

8. Год проведения I Всероссийского конференции по теории сестринского дела:

  1. 1991

  2. 1993

  3. 1995

  4. 1997

9. Год выпуска журнала «Сестринское дело»:

  1. 1991

  2. 1992

  3. 1995

  4. 1996

10. 1992 год знаменателен для сестер России:

  1. созданием первого факультета высшего сестринского образования

  2. выпуском журнала «Сестринское дело»

  3. созданием ассоциации медицинских сестёр

  4. разработкой первого Этического кодекса медицинской сестры

11.Один из основных принципов биоэтики:

  1.  врачебная тайна

  2.  уважение к профессии

  3.  честность

  4.  гуманность

12. По Харди, тщательно, аккуратно выполняет все свои обязанности, не сопереживая пациенту, сестра:

  1.  «артистического типа»

  2.  «нервная»

  3.  «рутинер»

  4.   «гренадёр»

13. Способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека:

  1.  сочувствие

  2.  внимание

  3.  понимание

  4.  эмпатия

14. Сестра, «играющая заученную роль», по классификации Харди:

  1. «артистка»

  2. «нервная»

  3. «рутинер»

  4. «специалист»

15. Модель родительской заботы врача о своём пациенте:

  1. контрактная

  2. инженерная

  3. коллегиальная

  4. патерналистская

16. Забота о больных – жизненное призвание сестры типа:

  1. играющей заученной роль

  2. материнского

  3. рутинёра

  4. специалиста

17. Пациент, требующий постоянного внимания со стороны окружающих:

  1. тревожный

  2. депрессивный

  3. демонстративный

  4. подозрительный

18. Нанесение ущерба здоровью пациента врачом каким-либо действием:

  1. эгогения

  2. ятрогения

  3. эгрогогения

  4. соррогения

19. Влияние пациентов друг на друга:

  1.  эгогения

  2. ятрогения

  3. эгрогогения

  4. соррогения

20. Конфиденциальность информации о больном без его согласия предусматривает статья Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан номер:

  1. 30

  2. 31

  3.  49

  4.  61

21. Вербальное средство общения:

  1. плач

  2. смех

  3. язык

  4. поза

22. Уровень общения:

  1. внутриличностный

  2. формальный

  3. неформальный

  4. перцептивный

23. Тактильное средство общения:

  1. выражение лица

  2. движение руки

  3. прощупывание печени

  4. поворот головы

24. Акустическое средство общения:

  1. запах

  2. кашель

  3. поза

  4. прикосновение

25. Пальпация живота – средство общения:

  1. визуальное

  2. тактильное

  3. ольфакторное

  4. акустическое

26. Проксемика – средство общения:

  1. ольфакторное

  2. акустическое

  3. визуальное

  4. тактильное

27. Ольфакторное общение:

  1. искусственные запахи

  2. прощупывание пульса

  3. рукопожатие

  4. изменение положения

28. Деловое общение – это:

  1. вид

  2. средство

  3. компонент

  4. уровень

29. Размер общественной зоны в метрах:

  1. 0,15-0,46

  2. 0,46-1,2

  3. 1,2-3,6

  4. 3,6

30. Зональное пространство 15-45 см – это зона :

  1. интимная

  2. сверхинтимная

  3. персональная

  4. социальная


Эталоны ответов к тестовым заданиям


1 вариант

2 вариант

4

11.

2

21.

4

1

11.

2

21.

3

2

12.

3

22.

4

1

12.

3

22.

1

2

13.

2

23.

1

3

13.

4

23.

2

1

14.

3

24.

4

3

14.

1

24.

2

4

15.

1

25.

3

1

15.

4

25.

2

4

16.

3

26.

2

4

16.

2

26.

1

4

17.

1

27.

1

1

17.

1

27.

4

1

18.

1

28.

1

2

18.

3

28.

2

3

19.

2

29.

2

2

19.

3

29.

3

3

20.

1

30.

1

3

20.

1

30.

1



Шкала оценивания результатов тестирования:

– от 0% до 70% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼнеудовлетворительноʼʼ;

– от 71% до 80% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼудовлетворительноʼʼ;

– от 81% до 90% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼхорошоʼʼ;

– от 91% до 100% правильных ответов из общего числа предъявленных тестовых заданий студенту выставляется оценка ʼʼотличноʼ


Приложение 2

Таблица «Типы реагирования на заболевания и тактика профессионального взаимодействия»


Тип реагирования на заболевание

Краткое описание

Возможная тактика профессионального взаимодействия

1.

нормальное

Пациент трезво оценивает свое состояние без склонности преувеличивать его тяжесть, без оснований видеть всё в мрачном свете, но и без недооценки тяжести болезни. Стремится во всём содействовать успеху лечения, не желая обременять других тяготами ухода за собой. В случае неблагоприятного прогноза в смысле инвалидизации - переключение интересов на области жизни, которые останутся доступными больному. При неблагоприятном прогнозе - сосредоточение внимания, забот и интересов на судьбе близких, своего дела.

В любом случае пациент нуждается в поддержке и сочувствии.

2.

пренебрежительное

Пренебрежение, легкомысленное отношение к болезни и лечению. Надежда на то, что «само собой все обойдется». Желание получать от жизни все, несмотря на болезнь. Легкость нарушений режима, хотя эти нарушения могут неблагоприятно сказываться на

прогнозе заболевания

Возможно, такое отношение к болезни – защитная реакции и важно понять причину такой реакции, чаще всего это страх. Такой пациент нуждается в поддержке, необходимо дать понять ему, что вы рядом и поможете ему. В некоторых случаях пациенты сознательно отказываются от лечения. Необходимо объяснить о последствиях такого отношения к своему здоровью. Но выбор пациента необходимо уважать.

3.

отрицающее

Активное отбрасывание мыслей о болезни, о возможных ее последствиях. Непризнание себя больным. Отрицание очевидного в проявлениях болезни, приписывание их случайным обстоятельствам или другим несерьезным заболеваниям. Отказ от обследования и лечения. Желание «обойтись своими средствами».

Такая реакция свойственна пациентам, когда они узнают о тяжелом заболевании и необходимости трудного лечения (например, онкологические больные). Необходимо дать время, чтобы пациент мог переработать информацию и принять ее.

4.

ипохондрическое

Пациентам с этим типом реагирования свойственно непрерывное беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни. Поиск новых способов лечения, жажда дополнительной информации о своем заболевании, непрерывный поиск «авторитетов». Таких пациентов интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов), чем собственные ощущения, поэтому они больше слушают высказывания других, чем предъявляют жалобы. Настроение у таких пациентов тревожное, угнетенное. Тревожный тип реагирования на заболевание явл. одним из типичных!!!

Чаще всего такая реакция свойственна тревожно-мнительным пациентам, чрезмерно заботящимся о своем здоровье. Такие пациенты нуждаются в постоянной поддержке и внимании со стороны всего медперсонала. Их нельзя оставлять «в неведении», необходимо информировать о ходе лечения, о назначаемых препаратах, чтобы ослабить тревогу и снять беспокойство.

5.

нозофобное

Пациент осознает, что его опасения за свое здоровье преувеличены, но ничего поделать с ними не может.

Тревожность мнительная пр. вс. касается опасений не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а т.ж. возможных неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Воображаемые опасности волнуют больше, чем реальные.

Чаще всего пациенты нуждаются в дополнительной консультации специалиста (психотерапевта). Медработнику необходимо быть терпеливым, не высмеивать страхи и опасения пациентов.

6.

нозофильное

Пациент испытывает удовлетворение от возможности освободиться от ряда обязанностей из-за болезни. Может выставлять напоказ близким и окружающим свои страдания.

Чаще всего такая реакция свойственна эгоцентричным, инфантильным людям. Тем не менее нельзя пренебрегать жалобами пациента.


Приложение 3

Ситуационные задачи

Задача № 1.

Пациентка Б. 52 года, состоит на учете у нефролога по поводу диагноза хроническая почечная недостаточность, прошла курс лечения в стационаре, имеет 1 группу инвалидности, в прошлом преподаватель в музыкальной школе. Нуждается в гемодиализе (3 раза в неделю). Стоит подключичный катетер. Состояние пациентки удовлетворительное, общительна, продолжает вести активный образ жизни несмотря на тяжесть заболевания: занимается огородом, капает грядки и поднимает тяжести, иногда нарушает диету и режим дня. Настаивает на отмене инвалидности, чтобы выйти на работу.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.


Задача № 2.

Пациент К., 35 лет. 8 месяцев назад перенес обширный инфаркт. Состояние пациента удовлетворительное. Проживает с матерью, не женат. В данный момент не работает. Больной подавлен, малообщителен, ограничивает себя в движениях – боится, что может «снова что-нибудь случиться с сердцем».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.


Задача № 3.

Пациентка Р., 42 года, замужем, двое детей, предстоит операция по экстирпации матки с придатками. Накануне операции, несмотря на беседу с врачом, больная встревожена, очень волнуется за исход операции и высказывает опасения по поводу утраты привлекательности, переживает, как отразиться операция на отношениях с мужем.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.


Задача № 4.

Пациентка Л., 40 лет, не замужем, воспитывает двоих детей. Направляется на лечение в ООД, диагноз рак молочной железы Т1N0M0. О своем диагнозе знает, высказывает сомнения по поводу необходимости срочной госпитализации. Хочет лечиться нетрадиционными методами, а «больница подождет».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.


Задача № 5.

Пациентка Ш., 27 лет, замужем, есть ребенок 5 лет. Проходит лечение в стационаре по поводу язвы желудка. Постоянно предъявляет жалобы на боли в эгипастральной области. Опасается, что язва может «переродиться в рак». Требует назначить ей дополнительные исследования.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.


Эталон ответов ситуационных задач для контроля усвоения материала

Задача

Примерный вариант ответа

1.

Пациентка Б. 52 года, состоит на учете у нефролога по поводу диагноза хроническая почечная недостаточность, прошла курс лечения в стационаре, имеет 1 группу инвалидности, в прошлом преподаватель в музыкальной школе. Нуждается в гемодиализе (3 раза в неделю). Стоит подключичный катетер. Состояние пациентки удовлетворительное, общительна, продолжает вести активный образ жизни несмотря на тяжесть заболевания: занимается огородом, капает грядки и поднимает тяжести, иногда нарушает диету и режим дня. Настаивает на отмене инвалидности, чтобы выйти на работу.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Пренебрежительное.

2.Необходимо выяснить, что больная знает о своем заболевании и прогнозе. Если пациентка не осознает, что несоблюдение требований врача по поводу диеты и образа жизни может привести к негативным последствия, вплоть до летального исхода, необходимо провести с ней беседу. В том случае, если пациентка знает о тяжести своего заболевания и не выполняет предписания врача по иным причинам, например, хочет жить полноценной жизнью и иной жизни не представляет, то необходимо уважать ее выбор. Необходимо стремиться к тому, чтобы больная адаптировалась к изменившимся под влиянием болезни условиям жизни.

2.

Пациент К., 35 лет. 8 месяцев назад перенес обширный инфаркт. Состояние пациента удовлетворительное. Проживает с матерью, не женат. В данный момент не работает. Больной подавлен, малообщителен, ограничивает себя в движениях – боится, что может «снова что-нибудь случиться с сердцем».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Ипохондрический.

2.Необходимо учитывать, что многие пациенты, перенесшие инфаркт, бояться повторения случившегося. Можно посоветовать пациенту обраться к психотерапевту (психологу).

3.

Пациентка Р., 42 года, замужем, двое детей, предстоит операция по экстирпации матки. Накануне операции, несмотря на беседу с врачом, больная встревожена, очень волнуется за исход операции и высказывает опасения по поводу утраты привлекательности, переживает, как отразиться операция на отношениях с мужем.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Нормальное.

2.Пациентке предстоит сложная операция и поэтому ее реакция является нормальной. Во время беседы с больной необходимо сделать акцент на важности и необходимости этой операции с целью сохранения жизни и здоровья. Рассказать, что врач обязательно даст рекомендации по поводу интимной жизни.

4.

Пациентка Л., 40 лет, не замужем, воспитывает двоих детей. Направляется на лечение в ООД, диагноз рак молочной железы Т1N0M0. О своем диагнозе знает, высказывает сомнения по поводу необходимости срочной госпитализации. Хочет лечиться нетрадиционными методами, а «больница подождет».

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Отрицающее.

2.Это нормальная реакция на онкологический диагноз. Но необходимо убедить пациентку начать лечение, рассказать о последствиях отказа от лечения.

5.

Пациентка Ш., 27 лет, замужем, есть ребенок 5 лет. Проходит лечение в стационаре по поводу язвы желудка. Постоянно предъявляет жалобы на боли в эгипастральной области. Опасается, что язва может «переродиться в рак». Требует назначить ей дополнительные исследования.

Задание: определите тип реагирования на заболевание и спланируйте возможную тактику профессионального взаимодействия.

1.Нозофобное

2.Необходимо объяснить пациентке, что ее опасения напрасны. Можно порекомендовать обраться к психотерапевту.


Критерии оценивания выполнения заданий

Оценка

Критерии оценивания

«Отлично»

Ответы студентов демонстрируют хорошее владение материалом по теме, знание и понимание терминологии. Умение последовательно и логично излагать материал, проводить причинно-следственные связи и делать самостоятельные выводы. Допускается одна незначительная ошибка (неточность)

«Хорошо»

Студент демонстрирует уверенное знание основных понятий темы, владение и понимание терминологии по теме, умение излагать материал последовательно и грамотно. В ответе может недостаточно точно определено значение некоторых понятий (не более двух), возможны отдельные недостатки в формулировке выводов.

«Удовлетворительно»

Материал раскрыт в основном правильно, но схематично или недостаточно полно, не демонстрируется владение терминологией по теме. Допущены ошибки в речевом оформлении высказывания.

«Неудовлетворительно»

Ответ обнаруживает незнание или неверное понимание основных понятий темы и неготовность ответить на наводящие вопросы.


Приложение № 4

Самостоятельная работа

Задание: составить ситуационную задачу по типам реагирования на заболевание.


Инструкция по составлению задачи:

вы можете вспомнить реальный случай (из своей практики) или составить задачу, опираясь на личный опыт, по примеру задач, которые вы разбирали на занятии. К задаче обязательно должен быть эталон ответа.

Объекты оценки

Критерии оценки результата

Оценка

Да

Нет

работа оформлена в соответствии с требованиями



выполнены все требования к составлению ситуационной задачи



соответствует ли содержание теме задачи

в работе используется терминология по теме

задача выступает моделью для получения нового знания ситуации и поведения в ней



имеется эталон ответов



Система оценивания:

Применяется дихотомическая система оценивания, где критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному показателю) выставляется 0 баллов

6 баллов - 5 (отлично)

5 баллов - 4 (хорошо)

4 баллов - 3 (удовлетв.)

3 и менее баллов - 2 (неудов.)

Условия выполнения задания:

Время выполнения задания – 65 минут.

Задание выполняется на практическом занятии в учебной аудитории.

Требование к оформлению работы:

представить работу в письменном виде.

Требования к ситуационной задаче

Развёрнутая характеристика

Фабула, история

Реальная, интересная, жизненная

Конфликт

Напряжённость, психологичность, неоднозначность, профессиональность

Проблема

Сложность и скрытый характер проблемы

Действия

Многовариантность, реальность, напряжённость

Персонажи

Привлекательны, обладают выраженными личностными качествами

Концепция

Должна быть основой ситуационной задачи

Решения

Возможность принятия решений, их многовариантность, неоднозначность

Опыт

Концентрируется в содержании

Информация

Информативность и многоплановость

Объем

Краткость