СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение групповых технологий на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья будет интересна преподавателям социально -гуманитарных дисциплин.Описываются  примеры мспользования групповых технологий на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Применение групповых технологий на уроках истории»

ПРИМЕНЕНИЕ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ


Мирошник Л.Б., учитель высшей категории

Дмитровской общеобразовательной школы

Советского района Республики Крым

Статья будет интересна преподавателям социально – гуманитарных дисциплин. Описываются примеры использования групповых технологий на уроках истории.

Ключевые слова: методы интерактивного обучения, ученик – консультант, технологический процесс групповой работы.

В современной школе наиболее распространены групповые технологии. Главными особенностями организации групповой работы учеников на уроке являются следующие: во-первых, класс во время такого урока делится на группы для решения конкретных учебных заданий; во-вторых, каждая группа получает конкретное задание (или одинаковое или дифференцированное) и выполняют его вместе под непосредственным руководством лидера группы или учителя; в-третьих, задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный взнос каждого члена группы; в-четвертых, состав группы не постоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы – в зависимости от содержания и характера будущей работы.

Руководители групп и их состав подбирается по принципу объединения учеников разного уровня образованности, информированности по истории, совместимости учеников, что позволяет им взаимно дополнять один одного.

Однородная групповая работа предусматривает выполнение небольшими группами учеников одинакового для всех задания, а дифференцированная – разных заданий разными группами. В процессе работы поощряется совместное обсуждение хода результатов деятельности, обращения за советом друг к другу.

Во время групповой работы учеников на уроке возрастает индивидуальная помощь каждому, кто в ней нуждается со стороны учителя или своих товарищей. Ученик-консультант имеет возможность актуализировать и конкретизировать свои знания по истории, которые приобретают гибкость и закрепляются при разъяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы проходит в несколько этапов: подготовка к выполнению заданий, групповая работа и заключительная часть. Подготовка к выполнению группового задания включает постановку познавательного задания (проблемные ситуации), инструктаж о последовательности работы, раздачу дидактического материала по группам. Групповая работа предусматривает знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение заданий в группе, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов работы в группе, обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнение, обобщение) и подведение итогов группового задания. По время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и, если необходимо, оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех дидактических заданий. К разновидности групповых технологий относится групповое исследование, которое проводится с целью повторения и закрепления материала после завершения конкретной темы или раздела программы. Во время группового исследования консультант в соответствии числа вопросов опрашивает каждого члена своей группы. При этом ответы ученика комментируют, дополняют и совместно оценивают все члены группы. Вопросы составляются учителем. Такое исследование, организованное в классе, проводится во всех группах одновременно. Беседа проходит в полголоса, чтобы не мешать друг другу.

Групповые технологии позволяют проводить учебные встречи с целью углубления знаний материала, который изучается на уроке и во внеурочное время. Учебная встреча может быть организована между двумя командами параллельных классов или одного класса. Тему встречи, которая состоит из подготовительного периода и собственно встречи, назначает учитель. Ведет учебную встречу тоже учитель. Встреча происходит по аналогии с обзором, но имеет более рабочий характер. Это, по сути, поточный контроль знаний, в котором используются групповые формы.

К групповым технологиям относится большинство технологий нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на любые группы. Например: урок-конференция, урок-семинар, урок-игра, урок-путешествие, интегрированный урок и др.

Процесс мышления начинается там, где имеется место взгляду, где рождается вопрос. Работая над созданием модели, ученик учится видеть незнакомое в хорошо знакомом, показывает объект так, чтобы ребенок удивился тому, что по- новому для него открылось. Ученики должны научиться рассматривать предметы, выделять характерные признаки индивидуальности, сравнивать.

Применяя групповые технологии, я использую различные методы обучения. Одним из таких методов является метод «Шести думательных шляп». Каждая шляпа имеет определённый цвет. Поэтому, одевая, шляпу того или иного цвета, человек как бы меняет свой эмоциональный настрой и стиль поведения.

«Белая шляпа»

Белый цвет символизирует чистоту, правду и содержит в себе все другие цвета. Он выражает аспект универсального и ассоциируется с Абсолютом. Это цвет информации.

- Какой информацией мы располагаем?

- Какая информация необходима?

-Какая информация отсутствует?

- Где ее можно взять?

«Красная шляпа»

Красный цвет – цвет жизни, крови, чувственности, страданий и любви. Он теплый и формирует активные эмоции человека.

Мыслитель в красной шляпе опирается на чувства, ощущения, интуицию. Он задает себе вопросы:

- Что я чувствую по этому поводу?

- Нравится ли мне это?

- Не ощущаю ли я по этому поводу какой-либо недосказанности, предвзятости?

- Все ли устраивает меня в приведенном мнении?

Например, известно, что многих людей XIX века потрясала личность Наполеона Бонапарта. Ему посвящали стихи, прозу, музыку, произведения изобразительного искусства. И это несмотря на то, что по его воле проливались моря крови миллионов людей, что религиозно настроенные люди видели в нем фигуру Антихриста. Отчего такой диапазон чувств и мнений?

«Желтая шляпа»

Это цвет солнца, золота, преимущества, выгоды.

Надевший желтую шляпу, спрашивает себя:

- Зачем это делать?

- Каковы будут результаты?

- Стоит ли это делать?

- Почему это должно сработать?

- Каковы плюсы данной ситуации?

- Какова выгода? Кто от этого выиграет?

Размышления в желтой шляпе помогают находить сильные стороны любой позиции.

«Черная шляпа»

Черный цвет – цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Мыслитель в черной шляпе настроен несколько заземлено, скептически, опасливо. Он оценивает и проверяет.

Он задается вопросами:

- Верно ли это?

- Подходит ли это? Осуществимо ли фактам, логике?

- Сработает ли это?

- Насколько безопасно?

- Какие слабые стороны идеи?

Говоря о каких-либо событиях, мы часто впадаем в комплиментарность, забывая об оборотной стороне медали – сопутствующих этому сломанных судьбах, трагедиях, разрушениях семей, традиций, культуры. Например, развитие техники, промышленный переворот, а затем и научно-техническая революция привели к росту числа городов и городского населения – урбанизации, процессу, ставшему доминирующим в ХХ веке. С одной стороны, города – это центры культуры, производства многих благ, промышленности, здесь человек относительно защищен от дикой природы, может больше общаться с людьми, посещать библиотеки, музеи, у него больше шансов найти работу и т.д. Но с другой, процесс урбанизации тянет за собой целый «букет» негативных последствий – проблемы экологии, преступности, транспорта, снабжения, защиты от искусственных опасностей – аварий газовых и электрических коммуникаций, сбоев в компьютерных сетях, катастроф на заводах, складах, дорогах и так далее.

«Зеленая шляпа»

Зеленый цвет ассоциируется с жизнью, обновлением, ростом. Это цвет исследований, предложений, новых идей, возможных альтернатив.

При этом задаются вопросы:

- Что можно предпринять в данном случае?

- Существуют ли альтернативы?

-А что если пойти таким путем?

Например, при обсуждении культуры итальянского Ренессанса я предлагаю обсудить идею о том, что Леонардо да Винчи был человеком ХХ столетия, каким-то образом, то ли через дыру во времени, то ли на машине времени попавшем в ХV век. Как янки при дворе короля Артура у Марка Твена.

«Синяя шляпа»

Холодный синий цвет – атрибут небесных богов Зевса и Геры, их мудрости и знания. В Египте это был цвет знания. Синяя шляпа означает размышления о мышлении, контроль над мыслительным процессом, подведение итогов на данном этапе.

Тот, кто надевает синюю шляпу, ставит следующие вопросы:

- Где мы сейчас находимся в процессе обсуждения?

- Каков будет следующий шаг?

- Какова будет программа мышления в данной ситуации?

- Каковы наблюдения и комментарии?

Например, когда я предлагаю обсудить программные документы декабристов, сравнивая «Конституцию» Никиты Муравьева и «Русскую Правду» Павла Пестеля. Учащиеся замечают, что они по-разному видели будущее России и народов страны. Дети предполагают, что они члены «Южного общества» и что им нужно решить, какие действия нужны для реализации программы общества. Как взять власть в руки, - путем заговора, цареубийства, военного переворота, всеобщей революции? Какими силами действовать? Поднимать ли на восстание народ или достаточно только армии? В случае победы, должна ли быть установлена диктатура на манер якобинской, т.е. использовать ли методы террора? Какова возможная реакция соседей? Что делать с царской семьей? Какие реформы первоочередные?

Практически на каждом уроке я использую эти приемы либо частично, либо полностью. Белая шляпа – это работа по сбору информации – со словарями, картами, таблицами, схемами, документами. Красная – это формирование своегоотношения к событиям и их участникам. Желтая – это прослеживание положительных сторон явления, преимуществ и достоинств. Черная – это указание негативных сторон, опасностей, ошибок. Зеленая шляпа – это новые предложения, идеи, возможные альтернативы. Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев.

Например, при обсуждении темы о научно-технической революции во второй половине ХХ века с ее плюсами и минусами группа синих шляп может высказать, что приоритетом развития человечества в ХХI столетии должно быть сохранение природы планеты. Значит, тогда позитивными в НТР будет считаться развитие энергосберегающих, безотходных технологий, переход на солнечную, геотермальную, приливную и другие виды энергий и т. д. Если группа определит другие наивысшие ценности, то изменятся и значения положительного.

Также на своих уроках я применяю метод «Ажурная пила»

Этот метод очень хорош, когда в классе много учеников. А возможности опросить каждого ребенка и поработать с ним нет. Я делю класс на группы по четыре или по пять человек в каждой. Каждый участник группы получает название, например, буквы – А. Б, В, Г. Для удобства им можно карточки с этими буквами приколоть на грудь. Столы в классе сдвигаются так, чтобы члены каждой группы сидели лицом к лицу.

Затем я называю проблему, над которой работает класс. Например, «Гражданская война в США в 1861-1865 г.г.» Тема разбивается на четыре блока:

- социально-политическая и экономическая жизнь США этого периода;

- ход войны между Севером и Югом;

- закон о гомстедах и отмена рабства;

- реконструкция Юна и значение гражданской войны.

(Блоки могут быть любыми другими).

Каждый член группы будет заниматься одним блоком, участник А – первым, участник Б – вторым, участник В – третьим, участник Г – четвертым. Материалы для изучения каждого блока – карты, схемы, таблицы, отксерокопированные страницы документов, учебники и энциклопедии с заложенными в нужных местах закладками и т.д. От каждой группы ученики с литерой «А» должны собраться у стола «А» и знакомиться с материалами своего блока, делать выписки, составлять таблицы, систематизировать материал. На столах «, «В», «Г» приготовлен соответствующий материал по другим блокам для тех ребят из каждой группы, кто получил другие буквы. По моему сигналу, после объяснения задания, все участники групп расходятся к своим столам и занимаются изучением материалов 8-10 минут (в зависимости от объема информации). После этого я предлагаю ученикам с буквой «А» в течение 2 минут рассказать каждый своей команде, что они узнали. Строго через 2 минуты должен начать свой доклад ученик с литерой «Б», затем через такие же промежутки времени – «В» и «Г». Теперь после работы в группах, он начинает работать над заполнением таблицы с классом.

А

Б

В

Г

Социально-политическая и экономическая жизнь США в 60-е г.г. XIX в.

Ход войны между Севером и Югом

Закон о гомстедах и отмена рабства

Реконструкция Юга. Значение гражданской войны

Таким образом, при проведении урока в структуре «ажурной пилы» ученики быстро учатся работать командой. Каждый ребенок приходит к пониманию того,


что от его работы зависит успех группы, что его лень или невнимательность может подвести товарища и команду. В процессе работы формируются навыки отбирать наиболее важные сведения, кратко формулировать и передавать свои выводы, структурировать материал, ценить время.

В старших классах я применяю метод «Круглый стол». Ученики сидят за своими сдвинутыми столами группами по четыре или пять человек. Я предлагаю классу задание, например, работа над историческим портретом Б.Хмельницкого. В каждой группе методом «мозгового штурма» ребята проводят составление характеристики Николая I как политика и как человека. Принимаются все предложения, которые можно подтвердить ссылкой на документ, портрет, учебник или аргументы, которые можно выдвинуть на основании анализа высказываний или поступков этого человека. Все это фиксируется группой в тетради. Через 5 минут я объявляю, что работа команд закончена. Предлагаю каждой группе по очереди назвать четыре-пять черт характера Николая I. Следующие группы будут называть только те черты личности, которые еще не назывались. В конце урока я подвожу итоги.

При использовании групповых технологий я ставлю перед учащимися проблемные задания, применяя метод «Линейное построение». Этот метод помогает ученикам активизировать полученные знания в процессе аргументации точки зрения. Весь класс делю на две части. Я прошу детей стать в две линии, лицом друг к другу. Каждый должен встать точно напротив своей пары в противоположном ряду. После этого я произношу утверждение, с которым можно согласиться или нет. Например, «Если бы Авраам Линкольн не победил на президентских выборах, войны между Севером и Югом можно было бы избежать». Ребята из правого ряда могут просто согласиться или нет с этим утверждением. А ученики из левого ряда должны, несмотря на собственную точку зрения, обязательно поддержать своих напарников, выдвинув аргумент в защиту их точки зрения. Например, в первой паре ученик из правой стороны говорит: «Да, я согласен с тем, что гражданской войны в США можно было избежать, если бы…» Следующая пара может тоже согласиться, но только уже выдвинуть новый аргумент, а может и выступить против этого утверждения. Тогда правый член пары скажет: «Нет, я думаю, войны все равно нельзя было избежать». Через несколько пар, когда аргументы сторон исчерпываются, можно менять утверждение. Это упражнение очень полезно, потому что позволяет стать на чужую точку зрения, попытаться понять аргументирование противника, т.е. увидеть слабые стороны собственной позиции.

Для закрепления изученного материала я использую метод «Внутренний и внешний круг». Например, изучая тему «Гражданская война в США 1861-1865гг.». Я делю класс на две части. Затем прошу детей из одной половины встать в круг спиной внутрь круга. Вторая половина учеников образует второй круг вокруг первого. Ученики, образующие внутренний и внешний круги, становятся друг против друга по парам, лицом друг к другу. Каждый участник внутреннего круга держит в руках карточку с крупно написанным термином, датой, картиной сооружения и т.д. На обратной стороне карточки, повернутой к тому, кто ее держит, четко написан правильный ответ. По моему сигналу ученики из внутреннего круга показывают изображение на карточке своему напарнику из внешнего круга. Через 20-30 секунд должен быть дан ответ. Если ответ правильный, ребенок получает фишку, если нет, то хозяин карточки должен обязательно разъяснить, что написано или изображено на его карточке.


После этого каждый ученик из внешнего круга делает шаг вправо и переходит к следующему ученику внутреннего круга, еще через минуту происходит новое смещение и так далее пока внешний круг учеников не сделает полный оборот. Внутренний круг не двигается.

При изучении тем, которые имеют большой объём информации, применяю метод «Броуновское движение». Например, тема: «Социально – экономическое развитие в 20-50 е гг. XIX в.» Я раздаю карточки учащимся. Они изучают информацию и обмениваются ею. В конце работы идёт коллективное обсуждение.

Методы интерактивного обучения я применяю при различных типах уроков. Данная технология позволяет обучить как сильных, так и слабых учеников. Это обеспечивает активность группового процесса. Групповые технологии способствуют: взаимному обогащению знаний учеников в группе, организации общих действий, которые ведут к активизации научно-познавательных процессов, коммуникации, общению, взаимопониманию.

Таким образом, коллективное обучение даёт возможность плодотворно работать всем ученикам, применять на практике умения и навыки, способствует межличностному общению в различных ситуациях.

Литература:

1. Алексеева Н.М. Игры на уроках //Преподавание истории в школе. 1991. № 5.С.114-115.
2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М,: Изд-во: Дом ШалвыАмонашвили,1995.
3. Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках //Преподавание истории в школе.1990№4.С.93,94.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.