СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий на занятиях дополнительного образования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые приемы, мотивация, заинтересованность. 

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий на занятиях дополнительного образования»


Мастер-класс

«Применение игровых технологий на занятиях дополнительного образования»


Игра — это деятельность, которая проявляется в способности человека преображать действительность. В игре впервые формируется проявление потребности ребенка воздействовать на мир.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемы, но чувства, переживаемые им, реальны. Специфика игры заключается в возможности сформировать положительное отношение к неигровой деятельности и ее психолого-педагогических возможностей.

Наибольший интерес, в образовательном процессе, представляют игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности обучающихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает обучающимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность обучающихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности обучающихся.



Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей  педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В игровой форме обучающиеся легко воспроизводят в своей памяти изученный ранее материал и используют его в учебных и практических целях. Можно на каждом занятии оставлять несколько минут для какой-нибудь викторины, конкурса или игры. Но не стоит забывать, что занимательность не главное на занятии, она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач.

На занятиях можно использовать: стихи, сказки, кроссворды, «работы над ошибками», викторины, загадки, дидактические игры на закрепление знаний, умений и навыков.


Дидактические игры

Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

Дидактические игры развивают сообразительность, логику, пространственное воображение, математические, конструкторские и прочие способности, столь необходимые для творчества.

1.Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают детям закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний детей по определенной теме программы.

(Приложение 1)

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Заочная экскурсия. (Квест, игра по станциям. Пр. – Путешествие в мир сказок, путешествие в страну Великобританию)

3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер. Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Например. – Магазин игрушек – Покупатель и продавец)

4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. В ходе таких игр проявляются знания, умения и навыки. (Приложение 2)

Разрабатывая игры, необходимо постараться привлечь обучающихся в процесс подготовительной игры, это их вдохновляет, способствуют проявлению новых выдумок детей.

Использование игровой технологии на учебных занятиях в системе ДОД помогает активизировать деятельность обучающихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения для них занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.


Настольные игры

Настольные игры предназначены как для одного-двух игроков, так и для небольших групп. Это различные головоломки, лото, игры с фишками, карточками и т.д. Большим подспорьем могут служить картинки, рисунки, иллюстрации. Они обогащают детей новыми знаниями, развивают зрительную память, внимание, творчество.

Вот несколько вариантов, как играть с иллюстрациями и картинками.

«Собери мозаику». Ведущий предлагает участникам собрать из различных частей целую картинку.

«Угадай картинку по фрагменту». Рассмотрев несколько картинок, отгадать ее название по одному фрагменту.

Тренинговые игры

Тренинговые игры направлены на решение нескольких задач:

  • способствуют знакомству и сплочению детей в коллективе;

  • создают адекватный эмоциональный фон общения,

доверительность и доброжелательность в отношениях;

  • развивает важные качества личности детей – умение понять

состояние другого, самому выразить ту или иную эмоцию; наблюдательность, внимание, воображение, интуицию.

Использование таких игр занимает немного времени, минимум подготовки, причем они могут проводиться не в специально отведенное время, а когда удобно и целесообразно с точки зрения педагога.


Приведем несколько примеров. Игра-знакомство «Снежный ком», «Прогноз», «Найди пару». (Приложение 3)



Интеллектуально-познавательные игры

Интеллектуально-познавательные игры могут быть посвящены любой теме. Проведение таких игр требует тщательной подготовки и выполнения некоторых требований:

  1. При выборе темы и разработке интеллектуально-познавательной игры необходимо учитывать объем фактических знаний участников, возрастные особенности, кругозор и уровень интеллектуального развития.

  2. Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представление гостей, церемониал знакомства, общая песня, ритуал флага и т.д.

  3. Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции. Нарушение правил или их невыполнение учитываются системой штрафных баллов.

  4. Конец игры должен быть результативным – победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.


К таким играм можно отнести: «Поле Чудес», «Пятеро против всех», «Кто хочет стать миллионером» - Такие игры занимают полностью занятие.

Игры со словами

Наша речь состоит из множества слов, и с каждым из них можно поиграть. Разновидностей игр со словами очень много: это и всем известные «Города», и «Первая-последняя буква», различные кроссворды, ребусы. Хороший потенциал для игр со словами заложен в устном народном творчестве: можно придумать множество вариантов использования пословиц, поговорок, загадок, скороговорок.

Например – «Сочини пословицу», «Узнай пословицу по рисунку», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку», «Говоруша». (Приложение 4)


В заключение хотелось бы сказать, что игр огромное множество видов. И как вы поняли игры можно проводить в любой части занятия (подготовительной, основной и заключительной) и так же можно провести целое занятие в игровой форме.










Приложение 1

Задание:

Ведущий мастер-класса показывает педагогам в определенной последовательности картинки с ребусами. Задача педагогов расшифровать их и запомнить последовательность ответов. Затем ведущий выдает педагогам кроссворд, куда нужно вписать ответы. В кроссворде красным цветом выделено ключевое слово.


Ключевое слово может являться темой занятия. Или данная игра может быть проведена в заключительной части занятия для закрепления полученных знаний.

Виолончель


Барабан


Саксофон


Флейта



















Скрипка



Гитара




Рояль

















ОРКЕСТР

Приложение 2


Викторина на занятиях по хореографии


1. Как называется матросская песня и танец?

Начало формы

Матроска

Яблочко

Лодочка

2. Какой народ Дагестана дал своё имя популярному танцу?

Начало формы

Агулы

Лезгины

Аварцы

Дагинцы

3. Назовите древнейший вид народного танцевального искусства, свойственный всем народам.

Хоровод

Круговорот

Кружение

Буги- Вуги

4. Как называется старинный польский танец-шествие?

Вальс

Полонез

Танго

Полька

5. Как называется испанский танец, имитирующий корриду? 

Танго
Пасодобль

Румба

Сальса Конец формыКонец формы






Приложение 3

Игры – тренинги

Игра на знакомство – Педагоги встают в два круга лицом друг к другу (внешний и внутренний). Ведущий мастер-класса засекает 30 секунд. За данное время педагоги, стоящие друг напротив друга должны узнать интересную информацию, либо интересный факт друг о друге. По истечении 30 секунд ведущий говорит: «Меняйтесь». Педагоги, стоящие во внутреннем круге переходят по часовой стрелке к следующему участнику. И так продолжается до тех пор, пока каждый не вернется на место, где начинал общение, пройдя круг. После этого педагоги садятся на свои места. Ведущий выбирает одного человека и предлагает ему рассказать о ком-то, но, не называя имени. Остальные должны угадать о ком идет речь. Тот, кто угадал, выходит и так же рассказывает о ком-то. Так играется до тех пор, пока все участники не будут названы.

На развитие воображения - «Прогноз». Группа делится на 2 команды. Каждая команда получает 4 листка бумаги с надписями: «Ссора», «Грусть», «Дружба», «Счастье» (1 команда) и «Любовь», «Сочувствие», «Перемирие», «Задумчивость» (2 команда). Так же команды получают чистые 4 листа бумаги. Им нужно сделать на каждом листке небольшой рисунок, «изображающий» с их точки зрения это слово. Другая команда должна предположить (сделать прогноз), что изображено на этих рисунках.

На сплочение, на то, как участники друг друга чувствуют, понимают – Два участника выходят в центр зала или кабинета. Один закрывает глаза, а другой должен показать какое-то движение (Например – сесть, махнуть рукой, наклонится и т. п.). Участник, у которого закрыты глаза, должен попытаться почувствовать, что изобразил сосед и повторить.




Приложение 4


Задание: Педагогам раздаются листочки со словом «КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ».

Их задача - за 3 минуты написать как можно больше слов, образованных из ключевого слова.













Список используемой литературы:


  1. Буйлова Л.Н. Педагогические технологии в дополнительном образовании детей: теория и опыт. М.: 2002.

  2. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 2006г.

  3. Обзор статей по теме в журнале «Дополнительное образование» с 2010-2015 гг.

  4. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.Просвещение, 2002г.

  5. Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 2009г.

  6. Шмалов С.А. «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа, 2004г.


Интернет источники:


http://uchitelya.com/informatika/29954-metodicheskie-rekomendacii-po-primeneniyu-igrovyh-tehnologiy.html - методические рекомендации


https://infourok.ru/ispolzovanie-igrovih-tehnologiy-na-zanyatiyah-v-dopolnitelnom-obrazovanii-seminar-dlya-prepodavateley-2329032.html - использование игровых технологий


http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=96234 - Игровые технологии на занятиях по журналистике


http://gigabaza.ru/doc/87729.html - современные педтехнологи