Медненский филиал МБОУ Сатинская СОШ
Применение игровых технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
Учитель немецкого языка Бушуева С.А.
Сведения об авторе
- 1.Бушуева Светлана Александровна
- 2.Дата рождения: 15.10.1965 г.
- 3.Образование: высшее, Тамбовский ордена «Знак Почета» государственный
- педагогический институт, окончила в 1989 г. по специальности
- французский и немецкий языки, присвоена квалификация учителя французского и немецкого языков и звание учителя средней школы.
- 4.Должность: учитель немецкого языка.
- 5. Место работы: Медненский филиал МОУ Сатинской СОШ с. Медное Сампурского района Тамбовской области.
- 6.Общий трудовой стаж: 29лет
- 7.Педагогический стаж: 24 года.
- 8. Стаж в данном учебном учреждении: 24год.а
- 9. Категория: первая
- 10. Награды: «Благодарственное письмо» Тамбовской областной Думы,
- «Благодарность» администрации Сампурского района, «Грамоты» отдела
- образования.
- 11.Контактные телефоны: рабочий – 8-475-56-44-4-24;
- домашний – 8-475-56-44-4-33
Применение игровых технологий при обучении иностранному языку в начальной школе
- Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом «иностранный язык».
- Приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет, с одной стороны, осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, а с другой - воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.
Единые требования к обучению ИЯ:
- Язык должен усваиваться ребенком осознанно;
- обучение не должно превращаться в имитативный процесс;
- дети должны овладевать языком как средством общения.
- Признается также необходимость развивающего обучения, в том числе развитие и формирование новых психических качеств ребенка.
Реализация этих задач
Учитель обязан знать психологические особенностей детей младшего школьного возраста, чтобы методически грамотно организовать учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения.
«Активные методы обучения» (АМО)
- Основой АМО является активное групповое взаимодействие, в центре которого находится свободное самовыражение и самораскрытие. Эффективность такого обучения выше индивидуального.
АМО на уроке
- повышает, у учащихся готовность к сотрудничеству и открытию, консолидации с группой,
- способствует развитию творческой активности,стремлению регулировать свое поведение и влиять на других.
Причем отмеченные явления достаточно типичны для большинства участников такого обучения и протекают довольно интенсивно в сравнительною короткий период времени.
Игра -основная форма обучения иностранному языку детей младшего возраста .
Общение на чужом языке - всегда условность, всегда «как будто», и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.
Требования к игре как особому виду детской деятельности:
- - обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.;
- - осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;
- - возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры. (Например, выполняя задание накормить «лесную бабушку», каждый ребенок предлагает свой «продукт», свою «еду»: „ Mochtest du Eis ?, „ Mochtest du Tomate ?" u.s.w. .)
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
- - необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребенок приобретает новые навыки;
- - игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.
Виды игр, используемых мной на различных этапах урока.
- Урок всегда начинается с фонетической зарядки , так как очень важно заставить речевой аппарат функционировать в рамках изучаемого языка, ведь каждому языку присуща своя артикуляция, своя система звуков. Стараюсь провести ее в занимательной форме, для этого использую считалки, имитационные песенки, часто в гости к детям приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения, например с киской Мице повторяем скороговорку „ Die Katze kratzt mit ihrer Tatze е ап Т r ерре, Терр ich ип d Ма traze ". Кто-нибудь из ребят надевает маску кошки и изображает кошку, а весь класс с учителем повторяет эту скороговорку в различном темпе: быстро, медленно, акцентируя звуки (к), ( t ), проводя аналогию с русским языком: кошка карябает.
- На этапе предъявления нового материала мы тоже стараемся играть. Так, при изучении темы «Семья» в гости к ребятам приходит очень забавная «Кошачья семья». Глядя на эту «семейку», мы сочиняем сказку про кошек, даем всем членам семьи имена, и новая лексика по теме усваивается легко и с удовольствием.
- Для закрепления и контроля знаний я опять же использую игру. Это игры: „ Bingo - Spiel ", „ Wortsalat ", „Вис hstabenbingo " и др.
- Мы очень часто озвучиваем картинки из учебника, детских журналов, газет, книг.
В целях знакомства детей с традициями страны изучаемого языка, развития интереса к иностранному языку, воспитания навыков культуры поведения я привлекаю младших детей к участию в школьных праздниках на иностранном языке: „ Weinachten ", „ Ostern ", „Еп tdankfest " и др.
Большое значение для детей имеет поощрение учителя, но нужно помнить, что его похвала стимулирует ребенка лишь в том случае, когда он рассматривает выполненное им задание как достаточно трудное. Очень важно, чтобы учитель сравнивал успехи учащегося не с успехами его товарищей, а с его прежними результатами, до детей младшего возраста гораздо быстрее доходит то, что произносится с добрым юмором, а не в виде скучных нравоучений. В создании на уроках непринужденной, доброжелательной, «юморной» атмосферы помогает смех, который снимает у детей напряжение, усталость.
Виды игр
- 1. «Озвучь представленную картинку. Попробуй отгадать, кто там? Задай вопрос на немецком языке
- 2. «Озвучь сценку, разыграй ситуацию знакомства»
- 3. «Помоги этим молодым людям устроиться на работу в цирк. Скажи от их имени, что они умеют делать»
- 4. «Если бы газовая плита умела говорить и захотела тебя накормить, что она тебе может предложить?» .
- 5. «Расставь мебель в комнате!»,
- 6. «Мурзилка и его друзья приезжают к нам в гости. Объясни им, на чем они могут добраться»
1. Игра „ Wortsalat ".
- Цель: тренировка написания букв, повторение лексики.
- Реквизит: бумага и карандаш для каждого ученика, доска и мел.
- Ход игры: учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова.
Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя.
Игра „Bingo-Spiel" (немецкая игра). Варианты : « Zahlen – Bingo». „Вuсhstaben - Bingo".
- Цель: тренировка чисел от 0 до 20, от 0 до 50 и т.д., тренировка букв алфавита.
- Реквизит: бумага и карандаш для каждого ученика, для учителя листок с цифрами или буквами.
- Ход игры: каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками (показать на доске) и вписывает во все девять клеточек цифры или буквы:
- Учитель называет числа на немецком языке в любом порядке. При этом он вычеркивает в своем листочке названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он вычеркивает его. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел, громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. Таким же образом проводится игра на узнавание букв алфавита.
Игра „ Wer ist das ? "
- Цель: отработка вопросительного предложения „Ist das? ", ответ на вопрос.
- Ход игры: выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, ученики по знаку учителя здороваются с ним или произносят условную фразу на иностранном языке, меняя голос. Учащий c я должен узнать, кто ему задает вопрос
- . Ist das Nina ?", класс отвечает: „ Ya . Nein ."
. Игра «Цвет, цвет, выходи!»
- Цель игры: отработка лексики по теме Цвет».
- Ход игры: учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например rot , Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется.
Игра „ Sonntag ruft Montag " .
- Цель: отработка названия дней недели.
- Ход игры: ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и гововорит: Sonntag ruft Montag Ученик ловит мяч, а затем бросает его другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели.
Ее можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки например, названия месяцев и времен года.
Игра на занятиях по иностранному языку –
это не просто коллективное развлечение,
а основной способ достижения определенных
задач обучения на данном этапе –
от самых мелких речевых навыков
до умения вести самостоятельный разговор.
Уроки
Творческие конкурсы