СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игровых технологий в образовательном пространстве ДОУ в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий в образовательном пространстве ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 21»


Применение игровых технологий в образовательном пространстве ДОУ в условиях реализации ФГОС

Составила: учитель-логопед Данилова М.Н.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство у детей. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами: социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС); образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игры рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31). В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий: мотивационный, ориентационно-целевой, содержательно-операционный, ценностно-волевой, оценочный.

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов: установочный элемент, игровые ситуации, задачи игры, правила игры, игровые действия, игровое состояние, результат игры.

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

  • Необходимость объяснения родителям важности игры;

  • Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий);

  • Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру;

  • Свободное время детей не должно быть жестко программируемым.

Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ

Р ечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

П роведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей. Например, таких технологий, как: игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики, на развитие дыхания и голоса, развитие мелкой моторики и т.д..

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Игровая технология включает в себя: игровые тренинги, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры и т.д..

Познавательно-речевое развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка?

Это и радость, и познание, и творчество.

Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.