СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит материал об использовании ИКТ, тестовой технологии, использовании презентаций, проектной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационно - коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Данилова Надежда Викторовна

ГБПОУ «Фроловский промышленно-экономический техникум»

преподаватель русского языка и литературы

План:

Введение.

  1. ИКТ, их использование.

  2. Использование тестовой технологии.

  3. Проектная технология на уроках русского языка и литературы.

  4. Создание и использование презентаций на уроках разных типов и видов.

  5. Заключение.

Введение

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с обучающимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы студенты смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Формирование нового мышления неразрывно связано с тем информационным пространством, в котором проживает обучающийся, в котором познает окружающую действительность, в котором он активно действует.

Эффективным средством активизации познавательной, рефлексивной деятельности обучающихся является использование информационных технологий в образовательном и самообразовательном процессе.

Использование информационных технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания филологических дисциплин. Я считаю применение информационных технологий необходимым на уроках русского языка, литературы и мотивирую это тем, что они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективно организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам русского языка и литературы, активизируют познавательную деятельность у студентов.

ИКТ, их использование

ИКТ (информационно - коммуникативные технологии) - обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.

Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала студентов. Преподаватель может научить студента грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши студенты приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделатьпреподаватель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

ИКТ целесообразно использовать на всех этапах урока:

  • при изложении нового материала (демонстрационно - энциклопедические программы).

  • закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы),

  • в системе контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы),

  • для самостоятельной работы учащихся (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы)

При возможности отказа от классно-урочной системы:

  • проведение интегрированных уроков по методу проектов,

  • для тренировки конкретных способностей обучающихся (внимание, память, мышление).

Учитывая особенности преподавания русского языка и литературы в техникуме, применяю компьютерные технологии в обучении этих предметов по нескольким направлениям, как в урочной, так и во внеурочной деятельности: как банк справочного материала, как динамическое средство условной наглядности, как средство организации проблемной ситуации, способствующее исследовательской работе учащихся. Компьютерные технологии способствуют научной организации труда студента и преподавателя, самостоятельной исследовательской работе учащихся для подготовки к уроку, научно - практическим конференциям, семинарам.

При этом для студента компьютер выполняет различные функции: преподавателя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции педагога компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

В основном все эти направления основаны на использовании программы MSPowerPoint. Она позволяет достигать на уроках следующее:

  • стимулирование познавательной деятельности студентов, которое достигается путем участия обучающегося в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

  • способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;

  • визуализация учебного материала;

  • интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой;

  • повышение мотивации учения студентов и закрепление интереса к изучаемому предмету;

  • разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;

  • стимулирование воображения студентов;

  • способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение студентов, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед преподавателем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, русского языка сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Немаловажно, что студенты за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Использование тестовой технологии

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

При проведении контрольных работ - тестов, самостоятельных работ каждый студент отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знанийобучающихся. Это очень важно для подростка. Он видит, что отметка не зависит от желания преподавателя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Студент может посмотреть процент и качество своих знаний.

Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля как на уроках русского языка, так и литературы. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволяет мне выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую функцию, которая дает четкое представление о знаниях, навыках и умениях студентов и позволяет оценить степень их подготовленности.

Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства - конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль - существенно повышают уровень обучения.

Проектная технология на уроках русского языка и литературы

Работа по методу проектов является педагогической деятельностью высокого уровня сложности, предполагающего профессионализм преподавателя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса: преподавателя, студента (или группы студентов) и учебного материала, то для реализации учебного проекта этого недостаточно. Наиболее значимым принципом метода проектов является восприятие мира с учетом подростковой психологии. Преподаватель задает направление развития студента, показывает и рассказывает о том, что есть интересного и познавательного в окружающем нас мире, помогает фантазии учащегося раскрыться в полной мере.

Метод проектов на уроках решает следующие задачи:

  • развитие познавательных навыков учащихся:

  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;

  • развитие критического и творческого мышления.

При реализации проектного метода необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы): информационной, практической, исследовательской. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Одна из наиболее трудных подготовительных задач, которые приходится решать преподавателю, руководителю проекта вместе с учащимися - это поиск интересной и общественно значимой проблемы. Реализация проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности, с определения вида продукта и типа презентации. Ядром проекта является исследовательская работа обучающихся.Таким образом, отличительная черта проекта - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена, представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта является продукт, который разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. На завершающем этапе проект требует презентацию своего продукта. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

В процессе проектной деятельности у обучающихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские): навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект.

На своих уроках, во внеклассной работе по предметам реализую метод проектов, позволяю студентам создавать качественные и интересные проекты как в групповой, так и в индивидуальной форме. Считаю, что проектная деятельность - один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно­ ориентированного обучения и самостоятельной работыобучающихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы и т. д.), при закреплении изученного (сочинение, создание сборников, альманахов, презентаций).

При создании проектов по литературе поддерживаю тесное сотрудничество с преподавателем информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.

Например, студентами групп были созданы следующие проекты: «Сборник стихотворений поэтов 19 - 20 в.в.», «Жизненный и творческий путь писателей 19 - 20 в.в.»

Создание и использование презентаций на уроках разных типов и видов

Сегодня на уроках русского языка и литературы все чаще используются современные технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и проигрывание музыкальных композиций, и просмотр фильмов онлайн, и работа с Интернет, и обучающие программы, и тренажеры.

Самой распространенной формой можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Она наиболее универсальна, проста в работе и распространена в России и в мире.

Презентация - это

  • вспомогательный инструмент для более эффективного восприятия устной информации;

  • наглядное сопровождение доклада, выступления;

  • средство воздействия на визуальный канал восприятия при объяснении нового материала урока.

Какое бы определение ни давали этому современному явлению коммуникации, необходимо помнить, что презентация на уроке должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую. Как и при использовании любого средства обучения, ее применение должно строиться на здоровье сберегающих принципах, а именно: повышать уровень качества знаний и при этом не вызывать раздражение и утомление.

Наиболее распространенная форма использования презентации - вывести ее с помощью проектора на экран. Это позволяет работать сразу со всей группой. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Допустима и индивидуальная работа учащихся с презентацией, представленной на отдельных компьютерах. Студенты могут самостоятельно выбирать скорость прокрутки слайдов, иногда возвращаясь назад, иногда останавливаясь на выбранной странице, чтобы законспектировать нужную информацию или более детально ознакомиться с изображением.

Презентации могут быть одной из форм отчетности по завершении работы над проектом, исследованием, микроисследованием. Кроме того, презентация может использоваться в качестве домашнего задания. Считаю, что на современном этапе образования важно не только самой составлять презентации к урокам, но и научить студентов составлять мультимедийные ресурсы к урокам русского языка и литературы и использовать полученные знания вне уроков. Совместно со своими студентами работаю над созданием своей медиатеки. Использование презентаций подобного типа оживляет учебный процесс, всесторонне развивает мышление обучающихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации.

Для разработки любого урока, в том числе и с использованием ИКТ, в первую очередь необходимо определить тему и сформулировать цели и задачи. Для уроков изучения художественного произведения тема может быть сформулирована по названию произведения. Тема, цель урока будут составлять содержание 1-го и 2-го слайдов.

Исходя из темы и учебных задач, определяется содержание материала, изучаемого на уроке, и формы организации деятельности учащихся. Для данного типа уроков содержание материала чаще всего включает в себя текст изучаемого произведения, иногда несколько текстов.

Формы и виды организации деятельности студентов на уроках данного типа могут включать как чтение произведения, его прослушивание, то есть использование репродуктивного метода, так и анализ текста в форме беседы, постановки и решения проблемных вопросов, то есть применение частично-поискового метода.

Что же должно являться содержанием слайдов на уроках-презентациях данного типа?

На уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов может ограничиться по времени несколькими минутами (3-7) в начале урока либо в конце, это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации учеников или художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождаться музыкой, подобранной преподавателем или студентом в соответствии с особенностями изучаемого произведения.

Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.

Презентации могут содержать, помимо титульных, слайды с вопросами разного характера, стимулирующими аналитическую деятельность учащихся (сопоставительный анализ, наблюдение, обобщение) и развитие воображения, слайды с заданиями для студентов, слайды информативного характера, слайды с иллюстрациями к произведению, с литературными терминами и др.

Цель подобной презентации — не только воздействовать на три канала восприятия, но и увеличить объём изучаемого материала за счёт экономии времени преподавателя и студентов, активизировать самостоятельную деятельностьобучающихся, расширить возможность применения дифференцированного подхода в обучении, осуществить межпредметные связи, а в целом - способствовать реализации целей, поставленных педагогом, добиться наибольшей эффективности урока.

Для уроков обобщающего изучения произведения презентации также могут содержать как иллюстративный материал, материал информативный, так и материал для наблюдения, сопоставления, обобщения (вопросы проблемного характера, тексты для сравнения, таблицы, схемы, кроссворды, тесты). Оправдано использование в данных презентациях гиперссылок, способствующих более полному обобщению изученного материала, его системному повторению.

Цель презентаций данного вида уроков - способствовать целостному восприятию произведения, стиля автора, систематизации знаний, развитию логического мышления.

На этапе первичного повторения и актуализации знаний основная роль презентации - отработка ключевых понятий. Здесь эффективны тестовые задания, вопросы. Если используются вопросы с открытым ответом, то на одном слайде не должно быть более одного вопроса с возможными ответами. При этом ответы могут быть не только в виде слов: но и в виде рисунка, графических изображений. Этот прием усиливает ассоциации, активизирует память.

В соответствии с целями обобщающего урока, презентации могут быть сопровождением и урока-диспута, и урока-семинара, и лекции учителя.

Работа над созданием презентации позволяет каждому студенту увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение объективно оценивать свою работу, давать позитивную оценку и находить положительные стороны, а также развивает умение конструктивно критиковать отрицательные моменты представления презентации. Это развивает коммуникативные качества, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские способности.

Заключение

На уроках русского языка и литературы использую следующие варианты применения ИКТ: создание слайдов с текстовым изображением, компьютерные тесты, электронные учебники, проигрывание музыкальных композиций, работа с Интернет. На уроках русского языка студенты составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, готовят слайды по следующим, разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование). На уроках литературы выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты). Я глубоко убеждена в том, что информационно-коммуникативные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы, повышают интерес к изучаемым предметам, активизируют познавательную деятельность студентов, развивают их творческий потенциал, позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков студентов, обеспечивают надёжность и объективность оценки знаний учащихся, повышают эффективность обучения, качество образования, включают студентов и педагогов в современное информационное пространство, способствуют самореализации и саморазвитию личности студента.

Кроме этого, владение и использование ИКТ - хороший способ не отстать от времени и от своих студентов.


Список используемой литературы:

  1. Современная технология учебного занятия. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ./ Сост. И.В. Анянова. А.А. Сиялов. Издание 2 доработанное. - Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.

  2. Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Н.П. Архипова [и др.] - 2-е изд., стереотип. - М: Глобус, 2010.

  3. Интернет-портал «Сеть творческих учителей».

  4. http://wiki.iteach.ru