Применение информационно-коммуникационных технологий в электронном образовательном процессе на уроках профессиональных дисциплин в колледже (The use of information and communication technologies in the electronic educational process in the lessons of professional disciplines in college)
Васильев Виктор Иванович (Vasiljev Viktor Ivanovich)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Якутский индустриально- педагогический колледж» (State Budgetary Professional Educational Institution of the Republic of Sakha (Yakutia) "Yakut Industrial and Pedagogical College»)
Россия (Russia)
Якутск (Yakutsk)
Преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории.
Контактная информация: 8(4112)9142315098, 677008, г. Якутск, Лермонтова 94/1 кв.59, Vikk3@yandex.ru
Код УДК 37.013.32
Аннотация. В процессе моей профессиональной деятельности широко применяю передовые технологии обучения: ТРИЗ-технологии, семинары, метод-проекты, проблемное обучение, интегрированное обучение, информационно-коммуникационные и скрайбинг-технологии. Компьютерные технологии обучения являются новым способом передачи знаний, соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития обучающихся. Особенно это актуально в условиях распространения пандемии, когда компьютерные технологии являются единственными источниками передачи знаний и даже умений. В моей практике все мультимедиа имеют определенное назначение: при изучении нового материала, при повторении, закреплении, контроле. В презентациях объединены простая наглядность (определения, схемы, графики, плакаты) и сложная наглядность (анимация, обучающее видео), которые требуют определенного владения видео- и графическими редакторами.
В статье рассмотрены возможности и практическое значение использования данных технологий и дистанционных платформ в образовательном процессе на уроках профессиональных дисциплин.
In the course of my professional activity, I widely use advanced teaching technologies such as TRIZ-technologies, seminars, method projects, problem-based learning, integrated learning, information and communication and scribing technologies. I believe that computer teaching technologies are a new way of transferring knowledge that correspond to a qualitatively new content of training and development of students. This is especially true in the context of the spread of a pandemic, when computer technologies are the only sources of knowledge and even skills transfer. In my practice, all multimedia has a specific purpose: when learning new material, repetition, consolidation and even control. The presentations combine simple visualization (definitions, diagrams, graphics, posters), complex visualization (animation, training video), which requires certain skills in video and graphic editors.
The possibilities and practical importance of using these technologies and distance platforms in the educational process in the lessons of professional disciplines are considered.
Ключевые слова. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные технологии, скрайбинг-технологии, электронное обучение, дистанционное обучение, онлайн-обучение, образовательные платформы, видеоконтент, инструменты, технические средства
Keywords. Information and communication technologies, multimedia technologies, scribing technologies, e-learning, distance learning, online learning, educational platforms. video content, tools, technical means.
XXI век – это век высоких информационных технологий. В настоящее
время современного студента окружает мир электроники. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении является одной из главных составляющих работы преподавателя. Одновременно
со студентом меняется и сам преподаватель в информационном мире — он
координирует поток информации. Разработка электронного учебного курса в информационной среде является связующим мостом между преподавателем и студентом.
Одна из важнейших задач, стоящих перед преподавателем – привлечение студентов к активному участию в обучении, с использованием современных средств коммуникации. Здесь применяется принцип наглядности – один из дидактических принципов, который повышает эффективность
усвоения учебного материала в процессе обучения, а также пониманию связи теоретических знаний с практической стороной жизни.
Информационно-коммуникационные технологии в обучении принято считать дистанционным обучением. Мы должны четко представлять, о какой системе дистанционного обучения идет речь, так как существуют понятия, близкие по смыслу друг к другу, в простом обиходе рассматриваемые как синонимы – электронное обучение, дистанционное обучение, онлайн-обучение. [1].
Существует множество форм электронного обучения. Совсем необязательно оно является онлайн-обучением или дистанционным. При электронных формах обучения могут использоваться разные электронные приборы: компьютеры, интерактивные доски, планшеты и даже смартфоны. Мой кабинет оснащен компьютерами, все они объединены в сеть, имеется доступ к интернету. Я могу предложить студентам использовать электронные устройства на очном занятии для того, чтобы прямо на уроке они могли искать слова в онлайн-словаре, искать информацию по моим дисциплинам, выполнять задания на уроке, или практическое задание, или демонстрировать свою презентацию с помощью компьютера и проектора. Все это будет проявлением электронного обучения, точнее, включением электронного обучения в контекст очных форм взаимодействия с обучающимися.
Дистанционное обучение предполагает выстраивание образовательного процесса преимущественно при помощи электронных ресурсов. В современном образовательном пространстве многие учебные заведения переходят на формат дистанционного сопровождения своих учащихся посредством электронных ресурсов. Для этого закупаются специальные платформы, на которых можно просто и эффективно размещать задания и получать ответы студентов, проводить онлайн-мероприятия, отслеживать процесс обучения. Но не все платформы полностью обеспечивают процесс дистанционного обучения [1].
В ЯИПК имеется платформа «Сетевой город». На ней размещаются учебные планы и программы, журналы посещаемости и успеваемости, вывешивается расписание занятий и автоматизируются различные отчеты. Есть платформы, которые полностью обеспечивают УМКД профессий и специальностей, но они очень дорогие, и учебные заведения не в состоянии их закупить и установить.
Онлайн-обучение предполагает получение знаний и навыков при помощи компьютера или других гаджетов в режиме «здесь и сейчас». Оно очень широко используется при дистанционном формате обучения, и, по сути, является одной из его форм. Когда мы говорим об онлайн-обучении, мы имеем в виду, что обучающийся смотрит видеотрансляции, лекции, принимает участие в вебинарах, решает задания, отвечает на тесты. Он так же, как и при любой форме дистанционного обучения, получает знания, находясь вне очной аудитории, а контакт с преподавателем осуществляется посредством электронных систем взаимодействия при помощи интернет-соединения и гаджетов [1].
Как показала практика, применение компьютерных технологий в электронном обучении позволяет безболезненно перейти к онлайн-обучению; для всех учебных дисциплин, по всем разделам и темам у меня уже разработаны мультимедийные материалы. К тому же практически на всех образовательных платформах отсутствуют готовые мультимедийные материалы, тесты, учебники для специальных дисциплин технического профиля, а если и имеются, то только в платном доступе.
Даже в условиях полного дистанционного онлайн-обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют сделать учебный процесс приятным и захватывающим и не терять качество обучения.
Применение мультимедийных технологий на уроках специальных дисциплин при онлайн-обучении
Мультимедиа (англ. multimedia) — контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд. Например, в одном объекте-контейнере может содержаться текстовая, аудиальная, графическая и видеоинформация, а также, возможно, способ интерактивного взаимодействия с ней. Это достигается использованием определённого набора аппаратных и программных средств [2].
На занятиях я использую следующие системы и формы электронного обучения:
– вебинары (ВКС ZOOM);
– систему управления знаниями (Гугл-класс);
– конструктор электронных курсов (PowerPoint, MovaviVideoSuite, MovaviPhotoStudio, AdobeAfterEffectsCC и др.) [3].
В своей преподавательской деятельности я активно применяю как в очном, так и с применением ДОТ и электронного обучения, вебинары, видеолекции, мультимедиалекции, презентации и обучающее видео. В моей практике все мультимедиа имеют определенное назначение: при изучении нового материала, при повторении, закреплении и контроле (рис.1).
Рис. 1. На уроке «Устройство автомобилей»
В презентациях объединены простая наглядность (определения, схемы, графики, плакаты), сложная наглядность (анимация, обучающее видео), которая требует определенного владения видео- и графическими редакторами (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент презентации урока с видеоконтентом
Для реализации видео обучения я пользуюсь, как готовыми обучающими видеофайлами, так и создаю свои на конкретную заданную тему. Освоены и используются такие программы, как MovaviVideoSuite, MovaviPhotoStudio, AdobeAfterEffectsCC и другие (рис. 3)
Рис. 3. Программа для создания и редактирования видео и звука
При проведении занятий в онлайн-режиме я использую ВКС ZOOM [4]. Возможности самой площадки: разделение понятий модератор (ведущий) и участники, наличие отдельных прав у модератора, демонстрация презентации, демонстрация экрана компьютера (как у участников, так и у модератора), трансляция видео, возможность поделитьcя материалами с другими участниками, возможность заранее проверить работу площадки и загрузить материалы. У меня платная версия, позволяющая организовывать людей в группы, и позволяющая делать мини-групповые дискуссии. Это сильно оживляет процесс обучения и открывает совершенно другие возможности для онлайн вещания (рис. 4).
Рис. 4. Вебинар по ПДД, группа ТОРД-2
В качестве бесплатной образовательной платформы я выбрал Гугл-класс [5]. Эта платформа предназначена для школьников; возможности ее большие. На ней я создаю свои курсы, сбрасываю учебники, справочники и любой другой материал. Все помещается в облаке платформы. Могу создать задания, сконструировать тесты, провести опрос и контроль, как в режиме реального времени, так и по расписанию (Рис. 5, 6).
Рис. 5. Мои курсы на платформе
Рис. 6. Автомобильные эксплуатационные материалы ТОРД-2
Литература
Методические рекомендации по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ / Письмо Минобрнауки от 10 апреля 2014 г. № 06-381.
Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: метод. пос. Е.А. Аникушина [и др.] Томск: В-СПЕКТР, 2010.
Стаховская Ж.А. Применение видеоконтента в образовательном процессе с помощью MovaviVideoSuite, AdobeAfterEffectsCC, AdobePremiereProCC. Омск: Изд-во Омского гос. тех. университета, 2016.
Сайт ВКС ZOOM [электронный ресурс].URL: https://us02web.zoom.us
Приложение 1
Разработка урока по скрайбинг-технологии
Тема: «Охлаждающие жидкости»
4