СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение информационных технологий в системе детского музыкального образования"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросу применения информационных технологий в образовательном процессе детских музыкальных школ и школ искусств.

Просмотр содержимого документа
«"Применение информационных технологий в системе детского музыкального образования"»

Применение информационных технологий в системе детского музыкального образования.


О.Н. Лыксова, преподаватель

ДМШ №1 г. Костаная.


Развитие современного образования тесно связано с широким использованием информационно-коммуникативных технологий. Уже сейчас ясно, что в ближайшем будущем информационные технологии будут играть исключительно важную роль, как в ускорении образовательного процесса, так и в формировании и развитии интеллекта человека.

В настоящее время компьютерная техника достигла такого высокого уровня своего развития, что, будучи применена в полную силу, радикально меняет структуру и методы традиционного учебно-образовательного процесса.

Введение компьютерных технологий и электромузыкальных инструментов в образовательный процесс детских музыкальных школ и школ искусств является актуальной проблемой музыкального образования.

Вопрос о применении информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании вызывает неоднозначные суждения. Дело в том, что музыкальная педагогика, в силу ряда объективных причин, – одна из самых консервативных. Это вовсе не означает, что она не развивается изнутри. В музыкальном образовании творческие навыки и способности прививаются в ходе непосредственного общения на индивидуальных занятиях. В этом одно из существенных отличий музыкального образования от форм, принятых в учебных заведениях иного профиля. Некоторые педагоги считают, что в академической музыке электроника и компьютер неуместны. И сегодня довольно часто звучит вопрос: а зачем в музыкальной школе цифровые технологии? А словосочетание «компьютерное обучение» многих просто пугает.

Наибольшее опасение разрушить традиционные ценности вызывает применение компьютерных технологий в инструментальных классах. Само сочетание слов информация и творчество, воспитание юного музыканта и компьютерные манипуляции, пока плохо укладываются в сознании многих педагогов.

И всё же современные технологии и музыкальные инструменты нового поколения вовсе не исключают мирного сосуществования с тем, что всегда пользовалось традиционным признанием, вместе с тем предлагая сегодняшней музыкальной школе большой спектр явных преимуществ.

Музыкально-информационные технологии в системе музыкального образования предоставляют широкий простор для творческой деятельности юного музыканта, обогащают методические возможности урока и придают ему современный уровень. Они дают большие возможности для того, чтобы:

  • превратить учебную деятельность в деятельность творческую и привлекательную как для ученика, так и для педагога;

  • развить воображение и творческие музыкальные способности детей;

  • реализовать раннюю творческую и профессиональную ориентацию детей и подростков;

  • исследовать возможности применения развивающего обучения с применением музыкально компьютерных технологий в детской музыкальной педагогике и использовать их.

Применение преподавателями нашей школы в учебном процессе современных информационных технологий и электромузыкальных инструментов, способствовало повышению мотивации и творческой активности учащихся, развитию их индивидуальных способностей и активизации концертной деятельности.

В классе «специального фортепиано» педагоги используют в учебном процессе инструменты нового поколения, такие как синтезатор и цифровое фортепиано. Это клавишные инструменты, как и акустическое фортепиано, но с другой стороны – это «инструмент-оркестр». Благодаря возможностям этих инструментов расширяются рамки музыкального исполнительского искусства, появляются новые выразительные возможности. Многотембровая возможность цифровых инструментов позволяет учащимся исполнять музыкальные произведения тембрами различных инструментов. Такая форма работы позволяет формировать тембровый слух учащихся, воспитывает оценочное отношение учащихся к выбору музыкального тембра для исполнения произведений различной эпохи и стиля. Тембровое многообразие современных музыкальных цифровых инструментов предоставило возможность проводить в школе концерты старинной музыки.

Функция записи электромузыкальных инструментов позволяет юному музыканту записать собственное исполнение, оценить и проанализировать его. Звукозапись помогает учащимся на время стать слушателями и воспринимать своё исполнение более объективно. Прослушивание помогает юному исполнителю самостоятельно выявить те шероховатости и ошибки, которые он выпустил во время игры мимо своего сознания. Такой метод во много раз эффективнее постоянных замечаний и подсказок педагога во время игры ученика. Кроме этого, эта работа является подготовкой учащегося к записи произведений в собственном исполнении на CD диск.

В работе над развитием чувства ритма юных музыкантов большую помощь оказывает ритмический паттерн и функция автоаккомпанемента синтезатора. Отображение на дисплее синтезатора долей такта помогает учащимся ориентироваться в метре. Отработка технических упражнений, таких как гаммы и арпеджио с применением ритма, сделало процесс более увлекательным и творческим. И если раньше, этот вид работы над развитием техники юного музыканта не вызывал особого интереса учащихся, то с использованием различных ритмических паттернов синтезатора, учащиеся проявляют заинтересованность и творческую активность в работе над техническими упражнениями.

Педагоги инструментальных классов школы в обучении юных музыкантов используют нотные издания с прилагаемыми CD, где произведение можно прослушать в оригинальном звучании с оркестром и прилагается звучание только партии оркестра. Это даёт возможность учащимся играть в сопровождении симфонического оркестра, как на занятиях, так и в домашних условиях. Имея качественную фонограмму, дети принимают активное участие в концертной деятельности вне стен школы и не зависят от концертмейстера и наличия фортепиано в аудитории.

Уже второй год в нашей школе учащиеся осваивают игру на синтезаторе. Этот «инструмент-оркестр» даёт детям полёт фантазии, выдумке и творчеству. Широкие функциональные возможности клавишного синтезатора, позволяют более гармонично, чем на традиционных музыкальных инструментах развивать различные музыкальные способности учащихся: интонационный слух, аналитический слух, тембровый слух и чувство ритма. Этот современный инструмент помогает детям освоить жанры и стили, основы музыкальной формы и искусство аранжировки.

 Простота первоначального этапа обучения на клавишном синтезаторе и доступность его по цене позволяют привлечь к занятиям музыкальной деятельностью большие массы детей и подростков. Небольшой вес и размер инструмента позволяют детям выступать на различных концертных площадках.

Активно применяют в своей работе возможности современных музыкальных инструментов и компьютерных технологий преподаватели музыкально-теоретических дисциплин.

Применение клавишного синтезатора на уроках сольфеджио способствовало развитию творческой активности учащихся и индивидуальной проработке слухового анализа в домашних условиях.

Наличие разнообразных тембров клавишного синтезатора используется для развития тембрового  слуха. Если ранее музыкальный диктант звучал только лишь в звучании фортепиано, то теперь учащиеся с большим интересом пишут диктанты в звучании тембров различных музыкальных инструментов.

Пение номеров по сольфеджио с ритмическим аккомпанементом синтезатора вызывает у детей интерес, творческую активность и подготавливает их к игре в ансамбле.

С помощью компьютера и клавишного синтезатора педагоги школы имеют возможность создавать аудиофайлы диктантов и заданий слухового анализа для самостоятельных занятий учащихся. Этот сложный вид работы в курсе сольфеджио ранее был доступен только на уроке. Наличие у учащихся персональных компьютеров и высокого качества телефонной полифонии даёт им возможность выполнять данные виды слуховых заданий в домашних условиях.

С помощью нотных редакторов педагоги нашей школы имеют возможность печатать нотный текст. Издательские возможности компьютера позволяют с типографским качеством набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности. Ранее хоровые и оркестровые партии, ноты для учащихся класса оркестровых инструментов преподаватели писали от руки, что представляло определённую трудность в чтении нотного текста детьми. В настоящее время учащиеся имеют возможность работать с нотным текстом высокого качества. Особенно ценны возможности и использование нотных редакторов для юных композиторов, которые с помощью компьютера получили возможность самостоятельно подготовить и тиражировать сборник собственных сочинений. Использование нотных редакторов позволило педагогам музыкально-теоретических дисциплин нашей школы составлять тесты и задания с включением нотных примеров, вставлять нотный текст во флипчарты.

Использование интерактивной доски и возможностей компьютерных технологий на уроках музыкально-теоретического цикла способствовало доступности и наглядности изложения материала, повышению производительности урока и сделала процесс обучения интересным, ярким и насыщенным. Сложный теоретический материал предметов дети легко усваивают и закрепляют в форме разнообразных заданий.

На занятиях сольфеджио и музыкальной литературы педагоги школы активно используют обучающие компьютерные программы и интерактивные пособия, которые дают детям возможность усваивать и закреплять сложный теоретический материал в увлекательной форме как на уроках, так и в домашних условиях.

Пользование ресурсами интернета помогло педагогам школы создать качественную видеотеку исполнения произведений, изучаемых в курсе музыкальной литературы. Использование оцифрованного материала отличается качеством и удобством воспроизведения в процессе урока. Компьютерные программы-проигрыватели позволяют составлять плейлисты и воспроизводить материал в нужной последовательности.

Использование программ, позволяющих осуществлять «нарезку» фрагментов музыкальных произведений, позволяет иллюстрировать их звучание во время объяснения материала и создавать музыкальные викторины для контрольного опроса учащихся.

Использование на уроках презентаций с включением аудио и видеофрагментов помогает наглядно и красочно преподносить тематический материал учащимся. Применение флипчартов и тестовых программ позволяет педагогам школы в творческой форме закреплять и проверять знания учащихся.

С внедрением новых информационно-компьютерных технологий, современный учитель получает мощный стимул для собственного профессионального и творческого развития, повышает качество образования. Педагоги нашей школы создают авторские электронные пособия и активно применяют в своей музыкально-педагогической деятельности. Информационные технологии являются тем инструментом, который позволяет педагогам качественно изменить методы и организационные формы своей работы, полнее сохранять и развивать индивидуальные способности учеников, усилить междисциплинарные связи в обучении, осуществлять постоянное динамическое обновление организации учебного процесса.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий в учебном процессе делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету.

Применение информационных технологий в современном детском музыкальном образовании является средством адаптации к реалиям нашего времени, выступает как технология современного музыкального образования и образовательная технология будущего.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная музыкальная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель музыки должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности. Многие компьютерные технологии ориентированы на индивидуальный характер работы, что в целом отвечает особенностям занятий музыкой.

Внедрение современных информационно-коммуникативных технологий и музыкальных инструментов нового поколения в образовательный процесс позволит не только шагать в ногу со временем, но и качественно улучшить методику преподавания большинства предметов детской музыкальной школы.



Список используемой литературы:

  1. Бурков Е. Доступность образования и свободное программное обеспечение // Музыка и электроника. Образовательный журнал-2014.-№1.- М.,8-10.

  2. Красильников И. Электромузыкальные инструменты // М., 20007.

  3. Кунгуров А. Персональный компьютер и электронные музыкальные инструменты в ДМШ// Интернет, персональный сайт Анатолия Кунгурова http://awkung.ucoz.ru/

  4. Романовский А. Компьютер и синтезатор в специальном классе ДМШ// Музыка и электроника. Образовательный журнал-2010.-№3.- М.,25-27.