СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение инновационных технологий на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение инновационных технологий на уроках английского языка»

“Применение инновационных технологий на уроках английского языка с целью повышения качества обучения“


Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Как сопутствующий элемент развития образования, инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов. Под инновациями понимаются новшества, специально спроектированные или разработанные в порядке педагогической инициативы. Педагогические инновации принято разделять на 4 основные группы: внутрипредметные (инновации, реализуемые внутри предмета), обще методические (внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий), административные (решения, принимаемые руководителями различных уровней) и идеологические (инновации, вызванные обновлением сознания, веяниями времени). Сегодня педагог любого образовательного учреждения должен быть своеобразным «катализатором» самоорганизации обучающихся на творческую, исследовательскую работу, ориентированную на развитие, самореализацию и самоопределение. В данной статье речь пойдёт о первой группе педагогических инноваций, реализуемых на уроках иностранного языка.

Большим шагом вперед в развитии языкового образования в России явилось требование федерального компонента ГОС 2004 г. начинать обучение иностранным языкам в начальной школе. Федеральный государственный образовательный стандарт 2009 г. и новые примерные программы закрепляют эту линию на раннее обучение. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Педагогические инновации в обучении иностранному языку обусловлены спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий. Учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу дисциплины (например, английского языка). Новые УМК как средство создания иноязычной информационно-образовательной среды как правило состоят из двух частей: «Бумажного ядра» (включающего в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для чтения, книгу для учителя, комплект наглядного дидактического материала) и «Электронной оболочки» (состоящего из интернет-поддержки, аудиокурсов на компакт-диске в формате CD или MP3). В связи с переходом на новые стандарты в МБОУ Новосёлковская СОШ были введён новый УМК в начальной школе - М.В. Вербицкая. Английский язык: Forward. В следующем году возможно добавится ещё один УМК К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман. Английский язык: Счастливый английский.ру/ Happy English.ru. К учебникам предлагаются тетради с раздаточным материалом, пособия для учителя, компакт-диск с аудиоприложением к учебнику и рабочей тетради, программа курса английского языка, разработанная авторами УМК. Кроме того, каждый учитель составляет рабочую программу, поясняя цели, содержание и планируемые результаты обучения.

Серия Forward является примером успешного взаимодействия отечественной научной методической школы с британскими лингвистами и специалистами в области раннего обучения английскому языку, поскольку в отборе и редактировании диалогов и текстов для чтения принимали носители английского языка. Это оказало положительное влияние на выбор аутентичных речевых ситуаций и языковых средств общения. В разработке конкретного содержания учебных тем УМК серии Forward реализует подход, позволяющий младшим школьникам осознать особенности культуры своей страны, сформировать умения представлять её в ходе общения с представителями иной культуры. Таким образом, осуществляется основная педагогическая цель, сформулированная в стандарте 2009 г.: воспитание «гражданина России, укоренённого в национальных культурных и духовных традициях своего народа» [5,3].

В УМК также включены материалы о жизни российских школьников, природе, географии, культурном наследии России. Каждый раздел начинается с красочного разворота с сюжетной историей из жизни английских или российских школьников [2,5]. При устном опережении умение воспринимать и понимать речь на слух обеспечивает комплексное развитие коммуникативных умений и языковых знаний. По мере их развития у обучающихся, расширения лексико-грамматического запаса детей аудирование становится одной из целей обучения. Увеличивается доля заданий, направленных на понимание основного содержания высказываний, а также на понимание запрашиваемой информации. Говорение используется на уровне репродукции языковых и речевых образцов для закрепления фонетических, лексических и грамматических навыков. Традиционно с этой целью используются упражнения на повторение, подстановку, трансформацию и на соединение нескольких речевых образцов. Рекомендуется на этих этапах уроков включать игры на отгадывание, игры с элементами информационного пробела [1,16]. Чтение - рецептивный вид речевой деятельности, основанной на понимании информации, представленной в графической форме. Во 2 классе основной задачей обучения чтению является формирование техники чтения, т. е. способности соотнести графический образ слова с его звуковой формой и со значением, освоение звуко-буквенных соответствий, интонационного оформления текста. В 3-4 классах предлагается много упражнений на развитие техники чтения: 1) повторение слов, словосочетаний, а затем и целых высказываний вслед за учителем или диктором с опорой на печатный текст; 2) хоровое чтение, которым руководит учитель, задающий ритм; 3) чтение по цепочке элементов упражнения и отдельных частей текста; 4) отработка темпа и ритма прочтения предложений путём «нанизывания» слов в прямом порядке или с конца предложения [1,17]. Постепенно начинается овладение основами письменной речи на основе коммуникативно значимых заданий: заполнение простейшей анкеты, программы активного отдыха в летнем лагере, написание поздравительной открытки и дописывание личного письма по образцу [1,18].

Курс «Happy English. ru» для 2-4 классов создан с учетом требований ФГОС и Примерной программы по иностранным языкам, ориентирован на русского ученика, рассчитан на особенности его менталитета. В основе обучения лежит звукобуквенный метод. Принципиально важной позицией для авторов УМК является то, что расширение социокультурных знаний и умений строятся сквозь призму восприятия британской культуры гражданами России [4,10]. Эта позиция отражена в названии учебника «Happy English. ru». Развитию социокультурной осведомленности учащихся способствует рубрика «Путешествие в Королевство». Из нее дети узнают реалии современной жизни и истории страны изучаемого языка. Буквально с первых уроков дети вместе с героиней учебника Аней узнают, что Англия и Великобритания – это не одно и то же, что столицей Соединенного Королевства является Лондон. Затем Аня узнает, что такое килт, кэб, Биг Бен, Тауэр. В учебнике 3 класса дети знакомятся с историей Великобритании: узнают о викингах и кельтах, англах и саксах, о норманнском завоевании Англии.

Развитие моральной сферы учащихся происходит, когда дети следят за приключениями героев учебника – Ани, Седрика и Робинзона и учатся оценивать их поступки, принимать сторону добра или зла, занимать активную жизненную позицию. Развитию патриотизма у младших школьников способствует сопоставление положительных особенностей России и стран изучаемого языка. У детей развивается понимание того, что в нашей стране есть много интересного, о чем можно рассказать зарубежным сверстникам, что нашей Родиной можно и нужно гордиться (праздники России, выдающиеся люди России, достопримечательности родного города Санкт-Петербурга). Перечисленные принципы курса способствуют достижению планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов ФГОС [4,15]. Знакомство с историей и культурой народов стран изучаемого языка, проблемные и проектные задания, в которых необходимо действовать с учетом мнений одноклассников, позволяют формировать у школьников уважительное отношение к истории, культуре других народов и осознавать важность чужого мнения.

Игровые задания требуют сообразительности и быстрой реакции. Отгадывание ребусов и кроссвордов приучают детей обращать внимание на изменяющиеся условия жизни в рамках учебных ситуации. Неотъемлемая часть учебника – игры. Это и лото, бинго, лабиринты, викторины, ролевые игры и т. д. Особенно детям младшего школьного возраста нравятся игры, где необходимо использовать материал из раздела «Вырежи», где содержится готовый раздаточный материал. Навыки сотрудничества, умение, планировать, контролировать и оценивать учебные действия формируются в ходе работы в микрогруппах, ролевых играх и проектных работ. Например, поиграй в игру «Насколько хорошо ты знаешь своего друга?», запиши в одной колонке 3 слова, характеризующие тебя, в другой 3 слова, характеризующие твоего друга, задай другу вопрос «What are you like?» и ответь на него. Умение понимать причины успеха и неуспеха формируется в ходе регулярных заданий на анализ собственной деятельности. Например, прочитай незнакомые слова, послушай Мартина и проверь себя. Обучающие компьютерные программы - компоненты УМК - позволяют учащимся развивать компьютерную компетенцию. Знакомство с доступными образцами родной и зарубежной детской литературы с детским фольклором достигается благодаря стихотворениям и песням, содержащимся в курсе: стихотворение Р. Киплинга «Есть у меня шестерка слуг»; песенки “I am a little teapot”, “Rain” и т. д. Кроме того, на сайте регулярно проходят вебинары, где учителя и родители учащихся могут пообщаться с авторами УМК, задать вопросы и получить на них исчерпывающие ответы.

Таким образом, новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Современная школа должна осознать свою обязанность приобщить к этим идеям наших детей, растущих в условиях полиязычного и поликультурного мира, с самого раннего возраста. Иностранный язык как школьный предмет даёт для этого богатейшие возможности.