Применение инновационных технологий, способствующих развитию устной и письменной речи детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы
Слайд 1
"Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек и что говорит, мы сразу можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, его умственного развития, степень его психологической уравновешенности".
Д. С. Лихачёв
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи говорящего можно сразу определять уровень его мышления и развития наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным; развитие речи - это способ введения человека в культуру, условие его саморазвития, его способности обогащаться, познавать новое, впитывать ценности культуры.
Слайд 2
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку и литературы.
Русский язык и литература - это предметы, которым принадлежит решающая роль в духовной жизни человека. Это инструменты познания, мышления, развития. Они богаты возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему развитие речи является одной из составных частей будущего успеха школьников. М. Горький писал: «Вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет вам удовлетворение и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений».
К сожалению, в условиях современной жизни с её также огромными проблемами и обилием негативной информации отмечается снижение у детей уровня умственного развития и активизации мыслительной деятельности. Причины этого разные: это и социальный статус семьи, и низкая учебная мотивация самих родителей.
Поэтому первая проблема, которая выявляется в работе словесника – это развитие речи учащихся. Но если мы рассмотрим виды речи и остановимся на речи письменной, то выявится еще одна проблема в работе словесников – проблема орфографической грамотности (или безграмотности). Ведь для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики… А в наш век, когда дети перестали читать (при опросе детей и родителей 6 «А» класса: из 11 учащихся с желанием читают только 3, остальные читают либо по принуждению, либо не читают вообще) плюс ко всему перечень просмотренных кинофильмов оставляет желать лучшего (из 11 детей 8 лучше посмотрят какой-нибудь фильм, чем возьмут книгу в руки). Вот и выделяется еще одна сопутствующая проблема – проблема орфографической грамотности (или «функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально- культурному направлениям»).
Поэтому первейшая цель в работе словесника в условиях внедрения ФГОС – это развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
В нашей школе очень разнородный состав обучающихся. Есть школьники с достаточно высокой мотивацией к учебе. Есть старательные, но слабоуспевающие в силу своих способностей или по состоянию здоровья. Так же обучаются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Все обучающиеся – это дети с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим количественный состав классов в течение года постоянно изменяется. Чаще всего приходят обучающиеся с большими пробелами в знаниях, некоторые из них перед приходом в нашу школу длительное время вообще не учились. У многих из них выработалось стойкое негативное отношение к учебе.
К тому же отмечается снижение общей культуры обучающихся, грамотности, интереса к чтению. В свете новых требований и вводимого итогового собеседования по русскому языку я подчеркиваю важность и актуальность работы по развитию речи.
В силу специфики нашей школы нам часто приходится сталкиваться с таким нарушением у детей, как дислексИя – частичное расстройство процесса овладения чтением. Это нарушение оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка в школе, на его психическое и речевое развитие. Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного.
Как один из ведущих учебных предметов образовательной школы, литература вооружает школьников широкими возможностями познания мира и человека. Но первой ступенькой в большой мир литературы является чтение. Эта цель может быть реализована через следующие задачи:
• Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе развития их устной и письменной речи;
• Создать условия для самореализации, самообучения учащихся;
• Предусмотреть механизмы повышения мотивации обучения детей;
• Продумать систему работы, предусматривающую регулярное пополнение словарного запаса учащихся с целью расширения их кругозора и повышения общего культурного уровня;
• Создавать в урочной и внеурочной деятельности различные речевые и поведенческие ситуации, способствующие вовлечению ребенка в процесс общения;
• Прививать интерес ребенку к преподаваемому предмету;
• Продолжить работу по повышению орфографической грамотности учеников.
Система работы по развитию связной речи учащихся 5-9 классов учитывает следующие принципы:
1.Связь работы по развитию речи с развитием мышления учащихся (тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом жизненного опыта детей, запаса их знаний, впечатлений и наблюдений).
2. Взаимосвязь в работе по развитию устной формы речи.
3. Связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения.
4. Связь работы с изучением грамматики языка.
5. Опора на межпредметные связи (живопись, музыка).
Для достижения необходимого уровня развития речи учащихся надо работать над выработкой следующих речевых умений.
1. Умение писать на тему.
2. Умение подчинять высказывания основной мысли.
3. Умение собрать материал.
4. Умение систематизировать, подчинить логике.
5. Умение подчинить высказывание определённым типам речи.
6. Умение сказать точно, образно, выразительно, ярко.
7. Умение совершенствовать написанное.
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем специально и в связи с изучением школьного курса для того, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
В методике русского языка выделяются три взаимосвязанных направления в работе по развитию речи: овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение разным видам речевой деятельности.
Я считаю, что уроки развития речи помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить осознанно относиться к сочинениям, изложениям.
Каждый учитель формирует интерес к своему учебному предмету в значительной степени благодаря грамотной, творческой организации учебной деятельности, вызывающей у учеников положительные эмоции.
СЛАЙД 3
В своей работе по развитию связной речи обучающихся для достижения результатов по повышению культуры речи я применяю различные формы и методы обучения как на уроках русского языка, так и на уроках литературы через использование инновационных технологий, межпредметных связей, личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
СЛАЙД 4-5
На реализацию данных задач направлены все мои уроки. Каждый урок, я думаю, должен иметь целью развитие речи учащегося: обучение использованию в речи слов определенного состава, изучаемых частей речи, составление словосочетаний и предложений заданной структуры, созданию текстов определенного типа и стиля. На уроках существуют разные виды опроса и соответственно должны применяться разные виды ответов.
СЛАЙД 6
Традиционный фронтальный опрос предполагает прежде всего краткий ответ, состоящий из одного-двух слов или словосочетания. Но и краткий ответ должен быть четким, построенным правильно и логично. Учитывая перечисленные условия, уместно в начале урока проводить игру «Слабое звено», которая предполагает быстрые ответы на четко сформулированные вопросы. Предлагаю схему на тему « Члены предложений». Такой вид опроса можно проводить и в 5 классе, и в 8 классе (после изучения темы «Главные и второстепенные члены предложения).
Эта игра нацеливает учащихся на сосредоточенность, собранность и внимание. Воспитывает быстроту реакции, а цель поставленных вопросов предполагает обучение правильной формулировке ответа. Несмотря на кажущуюся простоту, это все-таки непростой момент обучения связной речи. Учащиеся внимательно слушают друг друга, так как их ответы вытекают из предыдущих, таким образом, они мысленно повторяют ответы одноклассников, далее оформляют свой, передавая «эстафету» следующему- в результате получается краткий, но полный ответ по теме.
СЛАЙД 7
Следующее упражнение по развитию речи «Проверь себя», в данном случае и письменной и устной, обусловлен знанием учащимися орфографических, грамматических и пунктуационных норм языка.
Ученик записывает определенное задание на доске (упражнение из учебника, индивидуальная карточка, запись задания под диктовку, составление собственных конструкций и т.д.), работая по определенной схеме:
- записать упражнение, текст (предложение)
- вставить пропущенные орфограммы.
- расставить знаки препинания.
- разобрать предложение синтаксически.
- В конце проводится проверка. ( Это экономит время и силы учителя)
Естественно, работая письменно у доски, ученик мысленно разрабатывает свой ответ, строит логическую цепь. Дальше я предлагаю следующему ученику озвучить ответ устно, дать полный развернутый ответ.
Такое задание можно проводить и коллективно и индивидуально.
Готовя развернутый ответ, учащиеся часто испытывают затруднение, сказываются нерегулярная подготовка, бедный словарный запас, иногда боязнь неправильно сказать, поэтому обучение правильной формулировке ответа должно вестись на каждом уроке.
СЛАЙД 8
Важной составляющей работы по формирование связной правильной речи является неустанная борьба за чистоту речи учащихся. Разумеется, они знакомы с понятием сленговые выражения, диалектизмы, просторечные слова и очень часто используют их в своих ответах. И конечно же, моя роль в таких ситуациях сводится к тому, чтобы убедить ученика в том, что такие слова и выражения не относятся к литературному языку. Здесь очень важен подбор упражнений, способствующих обогащению словарного запаса учащихся.
Можно попросить ученика объяснить смысл слова, например, использование иностранного слова «Ок», подобрав литературный синоним из русского языка - вот и словарная работа. Чтобы облегчить ученику выбор литературного слова, выражающего его мысль, при подготовке ответа в классе даю тематический набор слов (прекрасно, похвально, щедро, здорово, качественно, классно, ладно, лестно, любо, недурно) , из которого ученик может выбрать нужное слово- это, конечно, облегчает работу, вселяет уверенность и разрабатывает систематичность.
При изучении темы «Профессионализмы» в 6 классе провожу такую игру «О ком речь?» Даю домашнее задание: составить мини - рассказы о профессиях своих родителей и познакомить одноклассников с ними. Задача: угадать, о какой профессии идет речь.
Работы детей:
1. Я долго не мог понять, кем работает моя мама. Она почти всегда дома. Говорит непонятные слова: дебет, кредит, актив, пассив и другие. Я ее часто вижу за компьютером. Еще она сидит с какими-то документами, считает на калькуляторе. В конце месяца мама сдает отчеты за разные фирмы (бухгалтер).
2. Папа уходит на работу рано утром. Ему каждый день к рейсу надо готовить автомобиль. Он легко разбирается в аккумуляторе и карбюраторе. На своей машине папа перевозит грузы в разные города (водитель) .
3. А вот один мальчик пришел без дом. задания. Когда я спросила, почему он не выполнил, ребенок ответил, что ему мама сказала: «Какие профессиональные слова, когда я сижу в декретном отпуске». Что ответить такой маме?!
Например, при изучении темы «Приложение» в 8 классе предложить задание «Придумайте слова с приложением, которые пишутся через черточку» - приведет к вялому припоминанию 2-3-х слов типа «телефон-автомат». То же самое задание с добавлением «адреса» (поищите такие слова, «чудо-предметы» в русских народных сказках) даст целую обойму слов типа: «шапка-невидимка», «ковер-самолет» и др.( Но наши дети идут дальше и придумывают свои - чудо-предметы: сандали-босоноги, палка-стучалка, печка-самоварка).
СЛАЙД 9
Следующее упражнение по развитию речи учащихся способствует обучению и использованию в речи слов определенного состава, изучаемых частей речи и отличию между ними. Его можно использовать при изучении темы «Словообразование» в 6 классе. Этот прием называется «Паучок» или «Солнышко»
О ПО АЯ позолота
А озолотить
золотая
ИТЬ СЯ ИТ
ЗА ЫЙ КА заснеженный
снеговик
ОВ
АЯ ИК ИН снежинка
При помощи данных морфем учащиеся составляют новые слова различных частей речи. Таким образом, они одновременно рассматривают все преобразования и различия между ними, пополняя свой словарный запас, обогащая речь.
СЛАЙД 10
В последнее время наряду с процессом обучения на первый план выносится цель развития у учащихся абстрактного мышления, ассоциативного чутья, креативного и критического мышления, всего того, что обогащает воображение ребенка, через которое, изучив все правила связной речи, он повышает свой уровень, обогащает словарный запас, строит свою речь правильно, грамотно.
Добиваясь результатов в этом направлении, я предлагаю учащимся следующий вид работы, например, при изучении морфологии : учащиеся выбирают один предмет из класса или из вида за окном, из того, что нас окружает в данный момент и подбирают к нему характеристику, а затем действие, после чего схематически записывают в тетради.
Имя существительное
Имя прилагательное Глагол
интересная учит
нужная дает знания
красочная воспитывает
хорошая помогает
поучительная
Записав данные сочетания слов, я предлагаю учащимся составить предложение, а затем соединить между собой по смыслу, в результате, ненавязчиво я получаю связный текст, который учащиеся озвучивают вслух. Здесь мы прослеживаем тесную связь устной и письменной речи, где правильное использование первой и второй дает желаемый результат.
СЛАЙД 11
Самая распространенная форма работы по развитию письменной и устной речи учащихся, которую многие учителя, в том числе и я, с удовольствием используют на уроках, и что самое главное, она нравится ученикам - самый эффективный вид письменных работ- диктант:
- диктант по памяти ( провожу и в 6-7-8-9 и 5-б классах)
- диктант по картине (5-б кл.)
- свободный диктант
- диктант с продолжением (9-а кл)
- зрительный диктант и др. (5-б, 6-а кл.)
СЛАЙД 12
Для закрепления темы «Типы речи» провожу такую работу: даю текст с пропусками, который дети должны заполнить. Затем проводим проверку.
СЛАЙД 13
При изучении темы «Деепричастие» в 7 классе предлагаю провести «минутку поэзии»: Прочитать стихотворение про себя, затем выразительно вслух. Выписать все деепричастия, выделить суффиксы деепричастий. (Разрешаю пользоваться СПРАВОЧНИКОМ), посчитать сколько всего деепричастий. Далее спрашиваю, понравилось ли стихотворение. Обращаю внимание, как поэту В. Жуковскому, используя только деепричастия, удалось передать мощь и красоту водопада. Прошу еще раз прочитать стихотворение, вслушиваясь в слова. Чтение стихотворных строк способствует развитию художественного воображения. Для реализации этой цели я пользуюсь обычными вопросами: какую картину вы представляете, читая строки. Естественно, рисуя эту картину, учащиеся стараются подбирать смысловые оттенки слов, стараются построить правильные предложения, использовать различные языковые средства- что конечно же, обогащает речь. (Хотя нашим детям это дается с большим трудом!) (ЛЮБИМЫЕ И САМЫЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ СЛОВА НАШИХ УЧЕНИКОВ – ХОРОШО, ХОРОШУЮ и т.п.).
СЛАЙД 14-15
А при закреплении темы «Деепричастие» в 7 классе, а в 9 классе при закреплении темы или контроле по синтаксису сложного предложения использую также прием «Подведем итог» только с готовой проверкой. Дополнительное задание: составить по схеме предложение и записать его.
СЛАЙД 16
В ходе изучения синтаксиса простого предложения в 8 классе я также работаю над развитием речи учащихся, формируя указанные в программе умения и навыки. На самом первом уроке, объясняя понятие «Односоставные предложения», предлагаю детям заменить предложение одним словом. Например, Наступает утро (Светает). Настал вечер (Вечереет). Мороз стал сильнее (Подморозило).
Таким образом, дети начинают понимать, что законченную мысль можно выразить с помощью одного слова.
СЛАЙД 17-18
Развитию речи детей с ОВЗ способствуют такие игровые приемы как «Корзина», например: закрепление или повторение темы «Мягкий знак с различными частями речи»,
СЛАЙД 19
решение лингвистических задач (выяснить, какое слово лишнее),
СЛАЙД 20
использование звуковых ассоциаций при изучении темы «Орфоэпия».
СЛАЙД 21-22-23
Я считаю, что развитие речи у детей с ОВЗ невозможно без использования педагогом в своей работе такого эффективного приёмов, как синквейн. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.
Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным
Все эти формы развития речи активизируют мыслительную деятельность учащихся, формируют навык коллективный, и в то же время строго индивидуальной и самостоятельной работы. Эта работа требует напряженности, внимания, быстрого и точного выполнения, самостоятельности, активного вслушивания в текст и мгновенного анализа слов, построения предложений, применения орфографических и пунктуационных правил, что должным образом и развивает речь учащихся.
СЛАЙД 24
Следующий метод, который совершенствует все виды речевой деятельности- анализ литературного произведения :
что мы видим в произведении?

2. что мы слышим в произведении?

что мы чувствуем в произведении?

Учащиеся записывают свои ответы на уровне каждой анимации.
Еще одним видом работы по совершенствованию связной живой речи учащихся является устный пересказ. Обучение устному пересказу связано с составлением плана, упражнениями по орфоэпии, стилистике. Сжатому пересказу приходится долго и кропотливо учить, начиная эту работу на материале малых по объему произведений или отдельных эпизодов из них. В процессе обучения пересказу ведется трудоёмкая работа по усовершенствованию речи учеников.
Исправляются недочёты в произношении слов, построении фраз и тому подобное. В эту работу я стараюсь вовлекать весь класс. От детей требуется внимательно следить за речью отвечающего, отмечать допущенные им ошибки и быть готовыми сделать конкретные замечания. Это благотворно сказывается на развитии ребят: содействует обострению их внимания, привитию навыков грамотной речи и воспитанию корректности.
Устный пересказ предваряет работу по письменному изложению и сочинению, и чем грамотнее будет устная речь учащихся, тем меньше ошибок они будут допускать в письменной.
СЛАЙД 25
Рассматривая героев художественного произведения, мы учим детей видеть за ними их создателя, проникать в замыслы автора. И благодаря учителю, дети начинают понимать, что объяснить поведение героя- это не значит оправдать его. Работая в этом направлении, предлагаю следующий метод анализа литературного героя по роману А. С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе, который направлен как на развитие устной и письменной речи учащихся, так и на критическое и творческое мышление.
Дубровский Троекуров

Друзья

Смелый, честный, Высокомерный,
добрый, жестокий, злой
Враги
Почему?
Работая в данной технике, учащиеся приходят к выводу, что каждый человек несет индивидуальную ответственность за свои поступки и поведения.
СЛАЙД 26
«Диаграмма Венна»

Элемент рассуждения особый этап в работе, он, во-первых, учит учащихся анализировать определенную ситуацию, в которой объясняются, доказываются, аргументируются причины, явления, поступки и события. Во-вторых, ученик, используя модель рассуждения ( тезис, аргумент и выводы) учится отстаивать свою точку зрения и конечно же, здесь он использует монологическую речь, которая должна быть на хорошем уровне. Этот прием я использую в 9 классе при изучении романа «Евгений Онегин»
Эти техники параллельно с развитием речи учащихся имеют цель воспитать чувство справедливости, дать оценку себе и своим товарищам, поступкам, рассматривая и анализируя определенные факты, дать сравнительную характеристику героям, событиям и ситуациям, сделать соответствующие выводы, что обязательно обогащает внутренний мир и кругозор ребенка.
СЛАЙД 27
Следующий метод, который направлен на развитие устной и письменной речи учащихся- метод «В авторском кресле». Учащиеся при изучении литературного произведения заранее получают задание выбрать себе понравившегося героя. На протяжении нескольких уроков они собирают материал, делают записи в тетрадях, выписывают характеристику героя – внешнюю и внутреннюю – только потом собирают в связаый рассказ и представляют героя от первого лица.
Я - Евгений Онегин – молодой дворянин, главный герой романа.
Получил домашнее «французское» воспитание. Мое образование весьма поверхностно (немного латыни, анекдоты из мировой истории, неумение отличить «ямба от хорея», увлечение работами модного в то время экономиста Адама Смита). Зато я полностью постиг «науку страсти нежной». Он «жить торопиться и чувствовать спешит». Развлекаюсь всеми способами: посещаю театры, балы, дружеские ужины, светские обеды. Но вскоре я разочаровываюсь во всем. Меня охватывает «хандра». Причина тоски– душевная пустота. Внешний блеск мой указывает на внутренний холод, язвительность говорит о высокомерии и презрительности ко всему миру. Я сам осознаю свою «душевную инвалидность». Надеясь развеять тоску, еду в деревню к заболевшему дяде. Здесь знакомлюсь с Ленским, который представляет меня семье Лариных. Татьяна Ларина влюбляется в меня и признается в своих чувствах. Встреча с Татьяной что-то затрагивает в «душе холодной и ленивой». Но я отказываю девушке, говоря о том, что не создан для любви и семейной жизни.
Спустя некоторое время оскорбленный Ленский вызывает меня на дуэль, где погибает от моей руки. Я уезжаю путешествовать.
В конце романа я появляюсь вновь. Прибываю в Петербург, где встречаю вышедшую замуж Татьяну. Увидев блистательную княгиню, я открываю в своей душе способность искренне любить («как дитя»). Письмо, которое я пишу Татьяне, подтверждает это.
Моя пустота начала заполняться сильным чувством, жизнью сердца. Отказ Татьяны перечеркнул все мои надежды, но в то же время произвел во мне переворот всех моих мыслей и душевных чувств.
Финал романа остается открытым: о дальнейшей судьбе моей, переродившегося благодаря любви, можно лишь догадываться.
Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать, пытаются доказать свою точку зрения. Они выполняют разнообразные творческие задания с использованием различных языковых средств.
Хочется отметить, что вновь прибывшие дети, очень скованны, стесняются выходить к доске, отвечать устно перед классом. Многие читают неуверенно, почти по слогам. Я разрешаю рассказывать стихотворения, отвернувшись к окну, к доске.. При подготовке устных сообщений и публичных выступлений ( таких уроков в 7-8-9 кл. много. Это и публичное выступление об истории родного края, и об охране природы в 8 классе, и культуре поведения в 7 классе), прошу выступать за конторкой. Очень хорошо получается у Рязанова Ивана. Он не читает, а именно выступает с речью. Старается говорить грамотно, соблюдая литературные нормы. А Степунин Кирилл совсем не может пересказывать. Он просит задавать наводящие вопросы.. Еремин Максим не запоминает стихотворение из 8 строк и постоянно свою речь засоряет словами-паразитами, даже рассказывая стихотворение. Любимое слово КОРОЧЕ. Читает по слогам. Полунин Виталий также читает по слогам. У Алексеева и Сабитова проблемы с речью. Во рту каша.
Боланенко Илья, Бычков Паша читают по слогам.
Важную роль для развития речи учащихся играет метод проектов. При работе над проектом дети не только реализуют свои способности и свой творческий потенциал, у них формируются навыки диалогового общения и социального взаимодействия, навыки монологической речи, умение выражать себя.
Нельзя забывать и об основных принципах проектной деятельности: 1) о практической направленности проекта, 2) о том, что проект – это решение проблемы.
Я применяю этот вид деятельности в своей практике уже несколько лет. В основном это мини-проекты: « История одного слова», «Что в имени тебе моем», «Заимствованные слова», «Откуда пришли фразеологизмы» в 6 классе, и др.
СЛАЙД 28
Этапы рефлЕксии так же влияют на развитие устной речи. Дети учатся высказывать свою точку зрения, адекватно оценивать себя и одноклассников. Вот некоторые приемы и упражнения. Некоторые я использую на своих уроках.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Для лучшего понимания художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует не только нравственному, но и эстетическому воспитанию. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации (Спицын Сергей), готовят выступления так, чтобы заинтересовать слушателей (Рязанов Иван, Гулиева Эльвира, Заболотина Снежана), донести до них свои мысли образно и понятно. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку и помогает разнообразить формы работы по развитию речи. Большую помощь оказывает наша школьная библиотека, воспитатели, работающие в группах, где проживают дети 6-7-8-9классов.)
Применение новых образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы.
Но успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Учителю становится самому интересно овладевать СОТ и использовать их в учебно – воспитательном процессе. Тем самым педагог повышает свой социальный статус, также повышается его авторитет. Результатом является рост профессионального мастерства учителя и признание его заслуг на разных уровнях.
И мне, как учителю - словеснику, надлежит показать историческую ценность слова, которую можно проследить в стихотворении В. А. Солоухина «Слово о словах», которое звучит, как гимн слову:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.