СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное обучение сегодня имеет ряд недостатков, которые влияют на уровень владения учащимися иностранными  языками. С особой остротой определились противоречия между  содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными  формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний; между умением решать коммуникативные задачи на ИЯ  и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка»

Рамазанова З.М.

Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка

Доцент кафедры филологического образования

ГБУ ДПО РД «Дагестанский институт развития образования»

г. Махачкала

Современное обучение сегодня имеет ряд недостатков, которые влияют на уровень владения учащимися иностранными языками. С особой остротой определились противоречия между содержанием образования, которое требует творческого подхода в обучении и традиционными формами и методами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний; между умением решать коммуникативные задачи на ИЯ и недостаточно реализованным интеллектуальным и коммуникативным потенциалом учащихся.

В связи с этим особенно остро встает вопрос о поиске новых методов и приемов обучения предмету, развитии информационной компетентности учащихся для создания и поддержания мотивации школьников к изучению ИЯ в условиях отсутствия среды языкового общения.

Многие инновации связаны сегодня с использованием технологий интерактивных методов обучения (далее ТИО). Слово «интерактив» происходит от английского слова «interact» («inter» - взаимно, «act» - действовать). Значит, интерактивность – это совместная деятельность учащихся в процессе овладения предметом в режиме беседы, диалога, полилога с чем-либо (компьютером) или кем-либо (учителем, другими учащимися).

Каждый учащийся вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень сотрудничества.



Преимущества использования интерактивных технологий

в обучении ИЯ.

В ходе диалогового (полилогового) общения обучающиеся учатся:

- планировать свое речевое и неречевое поведение;

- учатся критически мыслить;

- слушать и понимать друг друга;

- решать сложные проблемы;

- взвешивать альтернативные мнения;

- выбирать, принимать продуманные решения;

-развивать коммуникативные компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли;

- развивать исследовательские учебные действия;

- обобщать и фиксировать информацию;

- осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, оценки и самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

В процессе интерактивного обучения учитель организует индивидуальную, парную, групповую работы; применяет проектную методику, ролевые игры. Кроме того, идет активная работа с документами и различными источниками информации.

С целью повторения пройденного лексического и грамматического материала учитель организует дискуссии, диспуты.

Структура процесса обучения с применением ТИО выглядит следующим образом:

  1. Ориентация. Этап подготовки участников игры и экспертов. Разрабатываются цели, задачи, режим работы, формулировка учебной проблемы. Характеристика имитации и игровых правил, обзор общего хода игры. Раздача пакетов с материалами игры.

  2. Подготовка к проведению. Изучение ситуации, инструкций, установок. Учитель излагает сценарий, останавливается на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчета очков (составляется табло игры).

  3. Проведение игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и менять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников в случае отклонения от цели игры. Задача учителя – следить за игровыми действиями, результатами подсчета очков, разъяснять непонятное, оказывать помощь в случае необходимости.

  4. Обсуждение игры. Анализ, обсуждение оценки результатов игры. Выступают эксперты, участники обмениваются мнениями, защищают свои позиции и решения, делают выводы, делятся впечатлениями, рассказывают о возникших по ходу игры трудностях, идеях, приходивших в голову.

Существуют правила организации интерактивного обучения, которыми не следует пренебрегать, так как любая игра, проведенная по правилам, приносит положительные результаты:

- в работу должны быть вовлечены все участники образовательного процесса;

- комфортная психологическая обстановка (раскрепощенность с помощью разминок, поощрения; создание условий для самореализации каждого ученика);

- обучающихся в интерактиве не должно быть много. Важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждому была предоставлена возможность выступить по проблеме;

- помещение должно быть подготовлено для перемещения участников, для работы в больших и малых группах. Все материалы (реквизит, канцтовары, печатный материал), необходимые для творческой работы, должны быть заранее разложены на столах;

- участники общения должны хорошо знать процедуру проведения занятия, регламент выступления и правила поведения (терпимость к любой точке зрения, уважение);

- деление на группы должно происходить сначала по желанию, а позже – по принципу случайного выбора.

Как известно, интерактивные технологии делятся на 2 группы – с использованием и без использования мультимедийных средств. В данной статье представляются технологии, не требующие специального оборудования и компьютерных технологий.

К интерактивным технологиям можно отнести наиболее часто встречающиеся:

  1. «Займи позицию». Зачитывается какое-либо утверждение, расположенное на плакате. Ученики подходят к плакату с карточкой «Yes», «No» и объясняют свою позицию. Эту работу можно вести как в индивидуальной, так и в групповой формах.

  2. «Колесо беседы». Класс делится на 2 группы (2 колеса). Одно колесо – внутреннее – это неподвижно стоящие ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее колесо – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Постоянно меняясь, учащиеся могут научить друг друга вопросам и ответам по определенной теме или проговорить за несколько минут ряд тем, а также постараться убедить в своей правоте собеседника.

  3. «Аквариум», когда несколько участников (актеров) разыгрывают ситуацию в круге, а остальные (зрители) должны наблюдать, анализировать, сделать и объяснить свои выводы. Эмоциональные роли можно «раздать» заранее: «Вы – пессимист», «Вы – оптимист», «Вы – конформист», «Вы – аналитик» и так далее.

  4. «Цветные карандаши». Эта технология применяется на этапе систематизации, повторения пройденных тем. Класс делится на группы. На больших листах бумаги надписываются темы (например, 3 темы). Листы бумаги перемещаются равномерно через каждые 30 (или 40 секунд) от группы к группе (2-3 раза). Каждая группа, имеющая маркер своего цвета, должна успеть в отведенный промежуток времени продолжить написание темы, начатую первой группой. В результате должны быть написаны все обозначенные темы. Участие каждой группы легко увидеть по цвету. Результаты бывают неожиданными и порой очень смешными, порой очень серьезными.

  5. «Броуновское движение». Учащиеся передвигаются по всему классу с целью отбора информации по предложенной теме с помощью вопросов – заданий, изложенных в анкете. Затем каждый анкетер излагает полученную информацию, остальные обсуждают ее.

  6. «Дерево решений». Класс разделен на группы с одинаковым количеством участников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает запись на своем «дереве», размещенном на ватмановском листе бумаги. Затем группы меняются местами и дописывают на «деревьях» свои идеи. «Дерево» должно пройти все группы и вернуться к первой группе, которая перерабатывает дополнения, выносит окончательное решение, проводит дискуссию с прениями сторон.

  7. Прекрасно зарекомендовавшая себя технология «Мозговой штурм». Класс делится на мини-группы. На обсуждение предлагаются проблемы. В течение 1-5 минут группа должна представить свое решение проблемы. Из всех решений выбираются наиболее удачные. Количество проблем (тем) не ограничено.

  8. «Незаконченное предложении». Ученику предлагается прочитать незаконченное предложение и быстро продолжить его любыми словами, первой пришедшей в голову мыслью. Возможности окончания предложения неограниченные, равно как затрагиваемые в незаконченных предложениях темы.

Перечень интерактивных технологий можно продолжить до бесконечности. Их много: дебаты, дискуссии, семинары, ролевые и деловые игры. Существует также огромное количество форм проведения урока: репортажи, интервью, презентации, круглые столы, пресс-конференции.

Все перечисленные виды и формы перечисленных технологий, безусловно, побуждают у обучающихся интерес к изучаемому языку, поощряют активное участие каждого в учебном процессе, способствует эффективному усвоению учебного материала, формируют жизненные навыки.

Любой урок можно провести с элементами интерактивного обучения. Только необходимо предусмотреть обязательное взаимодействие каждого ученика со всеми и всех – с каждым.

Уникальность, неоспоримое преимущество интерактивного обучения состоит в том, что оно позволяет формировать различные виды речевой деятельности, сочетая их в разных комбинациях в комфортной обстановке; развивать коммуникативные компетенции учащихся; обеспечивать реализацию личностно-ориентированного обучения и интенсификации самостоятельной работы учащихся, в конечном итоге, влиять на качественное усвоение языкового материала и повышение уровня языкового образования обучающихся.