СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интерактивных методов при изучении местоимений

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на тему «Применение интерактивных методов при изучении местоимений» освещает применение интерактивных методов и приёмов, помогающих сделать наш урок самобытным, интересным, полезным и эффективным.

В введении раскрыты содержание квалификационной работы, приведены цитаты из речи Президента Республики Узбекистан, актуальность и цель работы, дано определение местоимению.

В части 2. 1. освещены грамматические признаки местоимений.

В части 2. 2. приведены разряды местоимений, примеры.

В части 2. 3. освещены основы и методы изучения местоимения в школе с узбекским языком обучения, приведены примеры методов, приёмов. упражнений.

В заключении делается вывод и даются рекомендации.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных методов при изучении местоимений»

ТЕМА: ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЕСТОИМЕНИЙ


АННОТАЦИЯ


Работа на тему «Применение интерактивных методов при изучении местоимений» освещает применение интерактивных методов и приёмов, помогающих сделать наш урок самобытным, интересным, полезным и эффективным.

В введении раскрыты содержание квалификационной работы, приведены цитаты из речи Президента Республики Узбекистан, актуальность и цель работы, дано определение местоимению.

В части 2. 1. освещены грамматические признаки местоимений.

В части 2. 2. приведены разряды местоимений, примеры.

В части 2. 3. освещены основы и методы изучения местоимения в школе с узбекским языком обучения, приведены примеры методов, приёмов. упражнений.

В заключении делается вывод и даются рекомендации.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.











СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Основная часть.

2. 1. Грамматические признаки местоимений.

2. 2. Разряды местоимений.

2. 3. Основы и методы изучения местоимения в школе.

3. Заключение.

4. Список использованной литературы.

5. Приложение.






















Введение


В своём докладе на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально- экономического развития страны в 2016 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год «Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя» Шавкат Миромонович говорил: «На предыдущих встречах был дан критический анализ состояния дел в сфере образования и науки, реализации государственной молодежной политики, внедрения современных методов обучения, в том числе информационно-коммуникационных технологий.

Учитывая стратегическое значение этой сферы для будущего нашей молодежи, общества и страны в целом, руководство этим участком работы возложено лично на Премьер-министра. Обращаю ваше внимание на необходимость реализации следующих задач:

...Вторая задача связана с качеством системы обучения в общеобразовательных школах, лицеях и профессиональных колледжах, а также вузах республики. Внедрение современных учебных планов и методик находится не на должном уровне.

Обучение детей и молодежи специальным предметам, а также истории нашей страны и мировой цивилизации, иностранным языкам и современным компьютерным программам - все эти задачи пока не решены качественно и в полном объеме. Крайне важно решить и другую проблему: это не всегда достаточный профессиональный уровень наших педагогов и профессорско-преподавательского состава, их специальных знаний. Необходимо сформировать такую среду, которая бы активно способствовала процессам обучения, духовно- нравственного обогащения и воспитания на основе истинных ценностей».

Учитывая вышесказанные слова нашего Президента, нашу выпускную квалификационную работу мы решили посвятить проблеме применения интерактивных технологий в изучении местоимения в средней школы. 

В последние годы ведутся активные поиски путей совершенствования методики обучения русскому языку, разрабатываются новые программы, технологии обучения, учебные пособия. Однако на этом пути встречается немало проблем, связанные с недостаточной разработкой теоретических и практических направлений изучения языка в школе.

Актуальность работы в том, что в наибольшей степени это относится к изучению темы "Местоимение" - одного из сложных разделов грамматики современного русского языка.

Местоимение- трудная тема, сложность её определяется спецификой общекатегориального значения, в отличие от других частей речи оно более абстрактно, обобщенно; и их морфологическими признаками, обусловленными делением на группы.

Между тем проблема поиска новых, эффективных средств изучения местоимений в школах с узбекским языком обучения остается по-прежнему актуальной.

Цель моей работы - изучение методики преподавания местоимений в школах с узбекским языком обучения, дать практические советы по применению интерактивных методов при изучении местоимений.

Термин "местоимение" произошел от лат. pronomen, что означает "вместо имени". Местоимение - древний грамматический класс слов, изучению которого посвящено достаточно большое количество исследований.

В описательных грамматиках и во многих общетеоретических работах по-разному определяется сам термин "местоимение". Традиционно эту часть речи в лингвистической литературе обозначают как "местоимение", "местоименное слово" или "прономинатив".А. А. Реформатский обозначает местоимения как "слова вторичные", "слова ситуационные", так как их значение выясняется только из ситуации речи.

От местоимений, как от слов древнейшего слоя лексики, происходят многие слова других категорий: наречия, частицы, союзы, послелоги. По мнению К. Е. Майтинской, местоименные слова (т.е. местоимения и их производные) образуют как бы музей языка: они почти не заимствуются и сохраняют в своем составе следы древних звуковых изменений, исчезнувших падежных и словообразующих формантов, следы способов редупликации и словосложения.

Основная часть

2. 1. Грамматические признаки местоимений


Русский язык занимает особое место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности. Без языка невозможно полноценное участие человека в жизни современного общества, участие в современном производстве, в развитии культуры, искусства.

Обновление процесса обучения, поиски современных подходов в настоящее время становятся все более актуальными.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

По своим грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Местоименные существительные указывают на лицо или предмет, местоименные прилагательные - на признак предмета, местоименные числительные - на количество.

К местоимениям-существительным относятся: все личные местоимения, возвратное себя, вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.).

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные, все определительные, указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

К местоимениям-числительным относятся местоимения столько, сколько и образованные от них (несколько, сколько-нибудь и др.).

А. И. Моисеев выделяет еще один разряд: местоимения-наречия, указывая на общность их семантики с остальными местоимениями (вопросительно-указательная обобщенность значения), а также на единство в структурно-типологическом плане (деление на те же типы, что и у других местоимений, те же связи и различия между этими типами). Однако большинство ученые слова как, когда, где, куда, откуда, так, здесь, там, тогда, туда, оттуда, всегда, как-то, где-то, где-нибудь, кое-где, никогда, нигде, ниоткуда, некогда и т.п. относит к наречиям. В школьной грамматике они рассматриваются среди наречий, а не местоимений.

Морфологический признак лица местоимений выражается внесловно - личными окончаниями глагола в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения и формами повелительного наклонения глагола, т.е. теми глагольными формами, которые имеют морфологический признак лица:

1 лицо: я ид-у, мы ид-ем;

2 лицо: ты ид-ешь, ид-и-, вы ид-ете, ид-и-те;

3 лицо: он, она, оно ид-ет, пусть идет, они ид-ут, пусть идут.

У остальных местоимений-существительных, а также у всех знаменательных существительных лицо определять не принято.

У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа. При перечислении личных местоимений все три комплекса приводят эти восемь слов, из чего можно сделать вывод, что каждое из восьми личных местоимений - самостоятельное слово. Однако в отношении трактовки признака числа в комплексах допущены разногласия. В комплексе 1 ничего не сказано об изменении личных местоимений по числам, однако в плане морфологического разбора местоимения число помещено в непостоянные признаки. В комплексе 2 сказано, что личные местоимения "бывают ед. и мн. числа". В комплексе 3 указано, что местоимения 1 и 2 лица не изменяются по числам (т.е. я и мы - разные слова), а местоимения 3 лица - изменяются (т.е. он и они - это формы одного слова).

В лингвистике обычно считается, что число - постоянный признак местоимений-существительных, т.е. местоимения я и мы, ты и вы, он, она, оно и они - разные слова. Это связано с тем, что между словами я и мы, ты и вы нет нормального для изменения по числу соотношения "один предмет - множество предметов, каждый из которых называется формой единственного числа", т.е. нельзя сказать, что мы - это много я, поскольку мы - это я (говорящий) и еще кто-то.

Все личные местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются. Рассмотрим грамматические и морфологические признаки местоимений-прилагательных.

К местоимениям-прилагательным относятся все притяжательные (мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их), все определительные (сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк, всяческий), указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, вопросительно-относительные какой, который, чей и образованные от них отрицательные и неопределенные (никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.).

Местоимения-прилагательные обладают грамматическими признаками, сходными с признаками знаменательных прилагательных: они имеют непостоянные признаки рода, числа и падежа, в которых согласуются с существительным, к которому они относятся, склоняются местоимения-прилагательные по адъективному и смешанному склонению, в предложении бывают определением или (редко) именной частью сказуемого.

Рассмотрим грамматические признаки местоимений-числительных.

Местоимения-числительные немногочисленны. Это слова сколько, столько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь.

Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют морфологических признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными: управляют Р. п. мн. числа существительного в И. п. и В. п. и согласуются с существительным в косвенных падежах.

2. 2. Разряды местоимений


По семантике местоимения делятся на 9 разрядов:

1. Личные местоимения: я, ты, мы, вы, лично указательное он (она, оно, они).

При склонении личных местоимений я, мы в косвенных падежах наблюдается изменений основы (супплетивизм): я - меня, мне и т.д.; мы - нас, нам и т.д. При склонении личноуказательного местоимения он (она, оно, они) наблюдается также изменение основы в косвенных падежах: он - его (него), ему (нему) и т.д.; она - ее (нее, ней); ей (ней) и т.п.; в косвенных падежах после предлогов добавляется буква н (был у него, с ним, с нею и т.п.).

2. Возвратное местоимение себя, указывает на отношение к действующему лицу (т.е. на производителя действия).

Возвратное местоимение себя склоняется по типу местоимения ты, однако, не имеет формы И. п.

В творительном падеже местоимения я, ты, себя имеют две формы мной и мною, тобой и тобою, собой и собою. Первая более употребительная. Однако в поэтической речи достаточно часто используется вторая.

3. Притяжательные местоимения: мой, твой, наш, ваш, свой, его, ее, их.

Притяжательные местоимения склоняются по типу полных прилагательных. Притяжательные местоимения мой, твой, свой - по типу прилагательного синий, а местоимения наш, ваш - по образцу старший.

Притяжательные местоимения его, ее, их не склоняются и выполняют в предложении функцию несогласованного определения: Я видел его брата. Эти местоимения следует отличать от лично-указательные, которые выполняют функцию дополнения: Я встретил его недавно.

4. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков, таковой, столько и устаревшие сей, оный, экий, эдакий (этакий) - указывают на предметы, качества предметов, их количество.

Указательные местоимения склоняются как прилагательные с разными типами основы: как прилагательные с твердой основой (таковой, оный) или как прилагательные смешанного варианта (такой этот, тот, эдакий) или как прилагательные с мягкой основой (сей).

Местоимение столько склоняется как прилагательное с основой на мягкий согласный, но имеет в косвенных падежах только формы множественного числа с неподвижным ударением на основе: столько, стольких, стольким, столькими и т.д.

5. Определительные местоимения весь (вся, всё, все), всякий, каждый, самый, сам, иной, любой, другой, всяк, всяческий.

Определительные местоимения склоняются как прилагательные с разными типами основы. Особенностью склонения местоимения самый является наличие постоянного ударения на основе во всех падежах, наличие двояких форм в винительном падеже для указания на одушевленные и неодушевленные предметы. Особенностью склонения сам является наличие колеблющихся форм женского рода в винительном падеже самоё, саму, из которых чаще используется вторая.

6. Вопросительные местоимения кто, что, какой, каков, который, чей, сколько - содержат вопрос о лице или предмете, его признаках, о количестве предлогов: Кто не пришел? Кого меж вами нет? (П); Кто знает, сколько каждый живущий на земле оставляет семян, которым суждено взойти только после его смерти? (И. Тургенев); Который час? Какое дело тебе по душе?

7. Относительные местоимения: те же самые, что и вопросительные. Утрачивая вопросительное значение, указывают на предмет, качество, количество, обозначенное в главной части и служат в качестве союзных слов для присоединения придаточной части к главной в сложноподчиненных предложениях: Есть святые чувства, которых не должна касаться чужая рука (М-С); Трудно описать восторг и страдание, какими светилось ее некрасивое лицо (Ч); О, Кармен, мне печально и дивно, что приснился мне сон о тебе" (Бл.).

Вопросительное и относительное местоимение кто склоняется по типу местоимений этот, тот. Местоимение что склоняется как местоимение весь, т.е. по типу прилагательного с основой на мягкий согласный. Остальные вопросительные и относительные местоимения также склоняются по типу прилагательных: по типу прилагательных с твердой основой: который, по типу прилагательного лисий - чей, по типу прилагательных смешанного варианта: какой. Местоимение сколько склоняется так же, как и местоимение столько.

8. Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего - имеют общее значение отрицания. Они образовались от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок не-, ни-: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего: Никто не забыт, ничто не забыто; Ни вывески никакой, никакого оживления во дворе (Н. Атаров).

Склонение отрицательных местоимений сходно со склонением тех местоимений, от которых они образованы. Отрицательные местоимения некого, нечего имеют неполную парадигму (отсутствуют формы именительного падежа), при их склонении ударение во всех падежах падает на отрицательную частицу. В местоимениях никого, ничего ударение всегда падает на окончание: никого, ничего.

9. Неопределенные местоимения некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, какой-либо, чей-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь и т.д. - имеют значение приблизительного указания на предмет или признак. Неопределенные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений при помощи приставок (не-, кое-) и постфиксов (-то, - либо, - нибудь).

У производных неопределенных местоимений склоняется только производящая часть: кое-кто, кое-кого, кое-кому, кое с кем, кое о ком и т.п. Неопределенные местоимения склоняются как местоимения, от которых они образованы. Особенностью склонения неопределенных местоимений является следующее:

1) двоякие формы у местоимений некий в косвенных падежах (некоей, некой некоих, неких и т.д.), причем формы некоей, некоим и т.д. - устаревшие;

2) местоимение некто может употребляться лишь в форме именительного падежа;

3) местоимение нечто имеет только именительного-винительного падежей: Он пел про разлуку и печаль, и нечто и туманну даль, и романтические розы.

Можно сказать, что с семантической точки зрения местоимения являются словами с меняющимся конкретным содержанием, которое зависит от субъекта, ситуации речи, контексте. Семантическая особенность местоимений - их наибольшая, по сравнению с другими частями речи, отвлеченность, отсутствие номинативного значения.

Итак, можно сделать вывод о том, что существуют различные разряды местоимений по значению и грамматическим признакам. Характер грамматических значений местоимений зависит от их принадлежности к соответствующей группе по соотносительности с другими частями речи.

2. 3. Основы и методы изучения местоимения в школе

В соответствии с государственными образовательными стандартами общего среднего образования, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за №187 от 6 апреля 2017 года русский язык в узбекской школе становится обязательным предметом, на его изучение 2 часа в неделю.

При изучении местоимений в школах с узбекским языком обучения необходимо обращать внимание учащихся на их функционально-стилевую характеристику.

Непосредственный контакт участников диалога, его ситуативная восполняемость, возможность использования говорящими предситуации, которая определяет тему и является своеобразным "прологом" к высказыванию, - все это позволяет использовать местоимения в разговорной речи несравненно чаще, чем в книжной.

Учащихся следует познакомить с тем, что обращение к местоимениям в процессе живого общения отличает ряд особенностей. Только здесь возможна конкретизация местоимения жестом, что позволяет предельно сократить языковое выражение мысли. В устной речи часто не принимается во внимание порядок слов, который в письменной речи препятствует правильному пониманию высказывания: Смотри, все выбегают из домов и несут какие-то вещи! Ты их видишь? (не вещи, не дома, а тех, кто выбегает). В подобных случаях смысл зависит от интонации, которая столь значима в устной форме общения, где местоимения несравненно чаще, чем в книжном литературном языке, занимают ударную позицию во фразе.

В разговорной речи употребление местоимений сопровождается различными приемами их актуализации; ср. плеонастическое употребление местоимений при указании на субъект действия: Дима, он не подведет, или конструкции типа: Так оно и было; Идет она - прическа, платье - все у нее по моде.

Местоимения такой, что и местоименные наречия как, так, когда, тогда, где, там, куда, откуда в разговорной речи выступают как актуализаторы, определяющие интонационное членение высказывания и выделяющие те или иные его части: А он что? обещал зайти?; Она как? нас берет?; А вы куда? в деревню едете? На слова и словосочетания, выделенные таким образом, падает логическое ударение, они получают больший динамический вес. Использование местоимений в разговорном стиле отличает также свойственная исключительно устной сфере общения возможность вводить в речь отдельные местоимения как незнаменательные слова для заполнения пауз при подыскивании нужного слова: Ты понимаешь. эту самую. Соколову. (слово найдено - Соколова).

Только в устной речи употребляются местоимения в незавершенных фразах: Ты, я вижу, того. А он это. знаете? В словах-указателях как бы содержится намек на то или иное продолжение высказывания, однако собеседнику предоставляется возможность домыслить его содержание.

Следует обратить внимание учащихся, что для функионально-стилевой характеристики местоимений важное значение имеет также избирательность их употребления в разных функциональных стилях. Так, в книжных, и в первую очередь в официально-деловом и научном, находят применение местоимения таков, таковой, какой, иной, некто, нечто, некий; в разговорном - этакий, всяческий, такой-сякой, кое-кто, кое-что, кое-какой, сколько-нибудь и др. Следует также отметить отказ от употребления в книжных стилях некоторых нейтральных местоимений. Так, в официально-деловом и научном стилях вместо слов этот, такой, некоторый чаще используются подвергшиеся прономинализации прилагательные и причастия данный, указанный, вышеуказанный, вышепоименованный, следующий, нижеследующий, определенный, известный: Известный интерес представляет следующая точка зрения.

Функционально-стилевая специализация местоимений проявляется и в том, что у многих стилистически нейтральных местоимений наметилась тенденция к большей частотности в книжной или разговорной речи. Особенно наглядно это видно на примере неопределенных местоимений: в произведениях книжных стилей употребительны кто-либо, что-либо, какой-либо, некоторый, в разговорной речи чаще используются близкие к ним по значению кто-то, что-то, какой-то, какой-нибудь. Вопросительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько чаще употребляются в разговорной речи, что связано с частотностью вопросительных предложений в диалогах. Соответствующие относительные местоимения, а также местоимения который, каков проявляют особую активность в книжных стилях, поскольку здесь особенно употребительны сложные синтаксические конструкции, в структуре которых играют важнейшую роль союзные слова, представленные этими местоимениями и местоименными наречиями где, когда, куда и др.

Разговорный характер имеет и употребление формы чего, вытесняющей нейтральную что в вопросительных предложениях со значением "почему? по какой причине?": Чего в этом хорошего? Чего зря выступать?; ср. также типичное для разговорной речи - Чего там! Все равно!

Следует обратить внимание учащихся на то, что стилистически ограничено употребление ряда местоимений в особых значениях. Так, местоимение который, употребленное в значении неопределенного, получает просторечную окраску: К теляткам, бывало, так привыкнешь, что когда которого отпоишь и его поведут колоть. после три дня плачешь (Леек.). Местоимение самый, употребленное при личном местоимении в значении "собственной персоной", имеет разговорный характер: - Разве это он? - Он самый. Местоимение такой получает разговорную окраску, когда употребляется в сочетании с местоимениями кто, что, какой для их выделения: А ты кто такой?, Ну-с, посмотрим, какие-такие ваши секреты, барышня (Мет.).

Стилистически маркирована форма родительного падежа местоимения сколько с предлогом - до сколька, употребление которой возможно только в разговорной речи.

Особый стилистический интерес вызывают местоимения и отдельные их формы, подвергшиеся архаизации. Большинство устаревших местоимений носит подчеркнуто книжный характер, поэтому обращение к ним всегда должно быть стилистически мотивировано.

Так при анализе следующего текста учащимся предлагается выписать все местоимения:

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским язы́ком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, италиянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому язы́ку был искусен; то конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие Ишпанского, живость Французского, крепость Немецкого, нежность Италиянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского язы́ка. Обстоятельное всего сего доказательство требует другого места и случая. Меня долговременное в Российском слове упражнение о том совершенно уверяет. Сильное красноречие Цицероново, великолепная Вергилиева важность, Овидиево приятное витийство не теряют своего достоинства на российском язы́ке. Тончайшия философския воображения и рассуждения, многоразличныя естественныя свойства и перемены, бывающия в сем видимом строении мира, и в человеческих обращениях имеют у нас пристойныя и вещь выражающия речи. И ежели чего точно изобразить не можем; не язы́ку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем. (М.В. Ломоносов. Российская грамматика. 1755 г.)






Заключение


Местоимение - весьма своеобразная часть речи по многим своим признакам, по происхождению, составу, значению, употреблению, морфологическим категориям и синтаксическим функциям.

По вопросу отнесения местоимений к частям речи и определения их роли в языке существовали и существуют разные точки зрения.

Специфично значение местоимений: они отличаются от всех остальных частей речи не тем, что обозначают, а тем, как обозначают. Местоимения - это слова, которые указывают на предметы, качества предметов, но не называют их. Грамматические свойства местоимений неоднородны, поэтому принято делить их на разряды по значению и по грамматическим свойствам.

Грамматические признаки местоимений различны. В зависимости от того, грамматическими признаками какой части речи характеризуются местоимения, обычно выделяются три разряда: местоимения-существительные (обобщенно-предметные); местоимения-прилагательные (обобщенно-качественные); местоимения-числительные. Иногда выделяют еще один разряд: местоимения-наречия. Грамматические значения местоимений зависит от их принадлежности к соответствующей группе по соотносительности с другими частями речи.

Изучение местоимений в старших классах имеет огромное значения для совершенствования и развития речи учащихся. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение навыками употребления местоимений в различных стилях речи.

Старшеклассники должны не только научиться выделать данную часть речи, но и уметь правильно ее употреблять в различных речевых ситуациях.

Работа с текстом изучаемого литературного произведения должна быть связана с работой по изучению местоимений и их форм, особенностей использования в разных стилях речи, по обучению правильному употреблению местоимений. Изучение местоимений в контексте различных стилей речи должно способствовать более глубокому пониманию роли слова в произведении.

Изучение местоимений в процессе ознакомления с различными стилями речи будет способствовать овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивать, обогащать речь учащихся, позволит им проникнуть в творческую мастерскую писателя, поэта, в тайны родного языка.

Список использованной литературы
  1. Мирзиёев Ш. М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя.-Т.: Ўзбекистон, 2017. –С. 94-95.

  2. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. - М., 1974.

  3. Барулин А.Н. Некоторые проблемы семантического анализа вопросительных местоимений: На материале русского языка // Теория и типология местоимений. - М., 1980. - С.27-49.

  4. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.

  5. Валькова Д.П., Маловицкий Л.Я. Попов Р.Н. Современный русский язык. - М.: Просвещение, 1976.

  6. Виноградов В.В. Русский язык: (грамматическое учение о слове). - М.: Высш. шк., 1972. - 616 с.

19


Просмотр содержимого презентации
«применение интерактивных методов при изучении местоимений»

Понятие о местоимении 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Я знаю, кто вы были. (М. Лермонтов) 2. Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. 3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями. Постоянные морфологические признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).

Понятие о местоимении

1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Я знаю, кто вы были.

(М. Лермонтов)

2. Местоимение, как правило, изменяется по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.

3. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Постоянные морфологические признаки: разряд,

лицо (у личных местоимений).

Разряды местоимений

Разряды местоимений

  • Личные
  • Возвратное
  • Притяжательные
  • Вопросительные
  • Относительные
  • Неопределенные
  • Отрицательные
  • Определительные
  • Указательные
Личные местоимения Я, ты, мы, вы, он(она, оно), они. При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (И. п. – я, а в Р.п. – меня) Иногда в корне происходит чередование:  тебя – тобой, меня – мне. Местоимения 3-го лица ОН изменяется по родам: она, оно. После предлогов появляется Н (у него, возле них, около неё) Местоимения ТЫ, ВЫ могут обозначать не определенного человека, а любое лицо

Личные местоимения

Я, ты, мы, вы, он(она, оно), они.

При склонении личных местоимений иногда меняется всё слово (И. п. – я, а в Р.п. – меня)

Иногда в корне происходит чередование:

тебя – тобой, меня – мне.

Местоимения 3-го лица ОН изменяется по родам: она, оно. После предлогов появляется Н (у него, возле них, около неё)

Местоимения ТЫ, ВЫ могут обозначать не определенного человека, а любое лицо

Возвратные местоимение Себя Возвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет И.п.,  рода и числа.

Возвратные местоимение

Себя

Возвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. Оно не имеет И.п., рода и числа.

Притяжательные местоимения Мой, твой, наш, ваш, свой  Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные  Формы Р.П. личного местоимения 3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.  Местоимения вы, ваш используется как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

Притяжательные местоимения

Мой, твой, наш, ваш, свой

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность. Они склоняются, как прилагательные

Формы Р.П. личного местоимения

3-го лица его, её, их могут употребляться для обозначения принадлежности.

Местоимения вы, ваш используется как форма вежливого обращения к одному лицу. В этом случае они пишутся с большой буквы: Вы, Ваш.

Вопросительные местоимения Кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?  Они служат для выражения вопроса. Вопросительное местоимение который употребляется в выражении который час. Местоимения кто и что  не изменяется по родам и числам

Вопросительные местоимения

Кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Они служат для выражения вопроса.

Вопросительное местоимение который употребляется в выражении который час.

Местоимения кто и что не изменяется по родам и числам

Относительные местоимения Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков Если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения

Относительные местоимения

Кто, что, какой, чей, который, сколько, каков

Если они употребляются без вопроса для связи простых предложений в составе сложного.

Относительные местоимения могут быть разными членами предложения

Неопределенные местоимения Некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то  Данные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества.  Изменяются, кроме некто и нечто,  по падежам. Некоторые изменяются по родам и числам.

Неопределенные местоимения

Некоторый, несколько, некто, нечто, кто-то,

что-то, кто-нибудь, кое-кто, какой-то

Данные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества.

Изменяются, кроме некто и нечто, по падежам. Некоторые изменяются по родам и числам.

Отрицательные местоимения Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не – и ни – Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества. Приставка не – всегда ударная , приставка ни – безударная. Изменяются по падежам , местоимения некого, нечего не имеют И.п.

Отрицательные местоимения

Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей

Отрицательные местоимения образованы от вопросительных с помощью приставок не – и ни – Они выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.

Приставка не – всегда ударная , приставка ни – безударная.

Изменяются по падежам , местоимения некого, нечего не имеют И.п.

Определительные местоимения Сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой  Указывает на обобщенное качество предметов. Они изменяются по родам, падежам и числам.

Определительные местоимения

Сам, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой

Указывает на обобщенное качество предметов. Они изменяются по родам, падежам и числам.

Указательные местоимения  Местоимения тот, этот. такой изменяется по родам. падежам и числам.  Местоимения таков изменяется по родам и числам

Указательные местоимения

Местоимения тот, этот. такой изменяется по родам. падежам и числам.

Местоимения таков изменяется по родам и числам