СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интерактивных онлайн-сервисов как средство повышения мотивации студентов и эффективности обучения

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются подходы к рассмотрению понятия «интерактивное обучение», актуальность применения информационных интерактивных технологий для достижения целей современного образования. Выделяются основные методические принципы и методы, присущие интерактивным образовательным он-лайн ресурсам, а также возможности, преимущества и особенности их использования в обучении на примере популярного он-лайн ресурса Learning Apps.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных онлайн-сервисов как средство повышения мотивации студентов и эффективности обучения»

Применение интерактивных онлайн-сервисов как средство повышения мотивации студентов и эффективности обучения




Федорова Лидия Леонидовна,

преподаватель информатики и ИКТ ГОУ ВПО ««Бендерский высший художественный колледж им. В.И. Постойкина», высшая кв. категория.


Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивные средства обучения, образовательные Интернет-сервисы, дидактические средства, организация образовательной деятельности.


Современные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования основываются на компетентностном и деятельностном подходах, повышении качества образовательного процесса через развитие творческих способностей обучающихся, уровня личностного и профессионального потенциала и информационной культуры современного специалиста. Не вызывает сомнения, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.

Как показывает многолетний опыт работы, обучение бывает эффективным и достигает хороших результатов при условии что, учащиеся имеют высокую мотивацию, активно работают на занятиях и дома, легко включаются в сотрудничество с другими участниками образовательного процесса, имеют возможность для анализа, самоконтроля и самооценки результатов своей деятельности. Кроме того, важно, чтобы уже в процессе обучения они были помещены в такую среду, где они могут быть самими собой, иметь возможность выразить своё мнение, дискутировать по различным вопросам, отстаивать свою точку зрения, работать в команде. Именно это и актуализировало значимость применения интерактивных образовательных технологий и методов в процессе обучения.

Интерактивное обучение характеризуется как специфическая форма организации познавательной деятельности учащихся, которая осуществляются в результате коммуникации с другими участниками учебного процесса и интерактивными средствами обучения, и имеет проблемно-поисковый характер. Процесс обучения происходит при постоянном активном взаимодействии всех участников, являющихся при этом равноправными субъектами. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, решение кейсов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проведение круглых столов, дискуссий и других форм.

Все интерактивные технологии делятся на четыре группы: фронтальные технологии, технологии коллективно-группового обучения, ситуативного обучения и обучения в дискуссии. Однако, методов, то есть способов взаимодействия между преподавателем и учащимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения, существует большое множество. Широкое внедрение интерактивных методов обучения в систему образования приходится на 70-е годы ХХ века, их разработка связана с трудами В.А. Сухомлинского. Большой вклад в развитие педагогики сотрудничества внесли известные педагоги Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина.

В качестве главной цели применения интерактивных методов известный педагог И.П. Подласый выделяет повышение активности участников образовательного процесса. Другие педагоги кроме этого отмечают в качестве цели интерактивных технологий создание комфортных условий обучения, при которых учащиеся активно взаимодействуют между собой, чувствуют свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Они лучше овладевают определенными умениями, если для них создаются условия приблизиться к предмету через их собственный опыт. При этом повышается сознательность освоения учебного материала, растёт мотивация, активность и интерес в получении знаний.

Организация таких занятий требует от педагога не только энтузиазма, но и значительных усилий при подготовке к занятиям по подбору материала, формированию творческих и проблемных заданий, побуждает к постоянному творчеству, совершенствованию, профессиональному и личностному росту. Знакомясь с тем или иным интерактивным методом, преподаватель определяет его дидактические возможности с учетом содержания изучаемого материала, достигаемых целей обучения и особенностей обучающихся.

В педагогической печати встречается мнение, что роль педагога перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, готовит интерактивные компьютерные материалы. [5]. Очевидно, что роль педагога как транслятора знаний изменилась, но оценив все выполняемые им задачи, можно назвать использующего интерактивные технологии современного педагога сценаристом, дирижером, психологом, экспертом, учёным, исследователем, компьютерным гуру и ещё много других ролей. Использование технологий интерактивного обучения и современный уровень информатизации общества мобилизует готовность педагога к инновационной деятельности, выбору интерактивных средств обучения (технических средств, программных сред, Интернет-ресурсов) и их освоению.

К определению понятия «интерактивные средства обучения» наиболее полно подошли педагоги Е.В. Данильчук и Н.Ю. Куликова, обозначив их как «совокупность технических средств (компьютер и его периферийные устройства; интерактивное оборудование; мобильные средства) и специализированного программного обеспечения к ним, а также дидактических средств (электронные образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет), которые дают возможность педагогу в ходе интерактивного диалога активизировать познавательную деятельность обучающихся» [2].

Это могут быть такие компьютерные локальные или сетевые средства обучения как: комплекс электронных учебников, тестов, тренажеров, практических занятий, различных платформ по созданию мультимедийных проектов, работающих в режиме диалога учащегося локально или через глобальную сеть Интернет.

Изучение учебного теоретического материала, выполнение практических заданий и опытов с помощью интерактивных локальных компьютерных программ и Интернет-ресурсов позволяет решать следующие образовательные задачи:

  • визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов;

  • визуализация объектов, процессов и явлений микро- и макромиров;

  • использование нескольких каналов восприятия информации позволяет более глубоко усваивать её и лучше запоминать. Это может быть полезно для студентов с различными типами интеллекта, так как они смогут использовать свои сильные стороны в процессе обучения;

  • изучать посредством моделирования различные реальные объекты и явления, проводить виртуальные эксперименты, которые в учебном заведении невозможны;

  • развивать когнитивные способности учащихся, связывая учебный материал с материалом других дисциплин.

Результатом ряда технологических и социальных изменений в обществе стало появление новых интерактивных образовательных платформ и онлайн-ресурсов, в числе которых на одном из первых мест по популярности использования стоит web-сервис Learningapps.org.

Ресурс LearningApps.org создан для поддержки обучения и преподавания с помощью небольших общедоступных интерактивных модулей (упражнений). Данные упражнения создаются онлайн и в дальнейшем могут быть использованы в образовательном процессе. Для создания таких упражнений на сайте предлагается ряд шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором, лента времени, подбор терминов, кроссворд и другие). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения. Доступ к упражнениям возможен по ссылке, которую педагог может разместить в файлах заданий через локальную сеть, поместить в электронных обучающих материалах в любом ресурсе Интернета для дистанционного обучения (например, Google Class), создать классы в самом сервисе Learning Apps для контроля прохождения тренажерных и оценочных упражнений преподавателем. Методическая цель упражнений может быть разной: обучающая, информационно-поисковая, демонстрационная, контролирующая, учебно-игровая и т.п. [4]

Сервис LearningApps является приложением Web 2.0, использующимся для поддержки образовательных процессов в учебных заведениях разных типов и позволяющим создавать интерактивные учебно-методические приложения по разным учебным предметам.

Особенностью Web 2.0 является то, что проекты и сервисы, созданные в нём, активно развиваются и улучшаются самими пользователями: обучающие сайты, блоги, вики-проекты, социальные сети. Их отличают простота, интуитивная навигация, крупные шрифты и яркие названия и позволяют разработчикам улучшить внешний вид веб-сайтов и пользовательских интерфейсов. Но дизайн не является главным фактором, обеспечивающим совершенствование удобства использования программного обеспечения Web 2.0. Используемая технология позволяет клиентам создавать интернет-приложения с очень широким функционалом, которые являются более интерактивными и более продуктивными, нежели привычные веб-приложения.

Важный принцип работы данной системы заключается в объединении программных возможностей различных сервисов, что позволяет пользователю создать собственный индивидуальный web-проект. Теперь каждый пользователь может получить доступ практически к любой информации, а также сформировать собственную сетевую библиотеку, в которой будет находиться вся необходимая ему информация. Также существует возможность создания презентаций, видеофильмов, графических изображений. Доступ к данной собранной информации может быть как индивидуальным, так и групповым для совместного использования и редактирования. Актуально использование данной технологии в образовательных целях. [1].

Сервис LearningApps разрабатывался как научно-исследовательский проект Центра Педагогического колледжа информатики образования PH Bern в сотрудничестве с университетом г. Майнц и Университетом города Циттау/Герлиц с целью поддержки учебного процесса с помощью интерактивных приложений.

Все задания, созданные пользователями, собраны в галерее, скомпонованы по категориям (учебным предметам), разделены на уровни сложности (для начальных классов, средней школы, старшей школы, профессионального образования) и являются общедоступными. Преподаватель может воспользоваться имеющимися в базе готовыми упражнениями, которые другие пользователи предоставили для открытого пользования для всей аудитории сайта LearningApps, даже не имея аккаунта в сервисе. Пройдя несложную регистрацию, пользователь может создавать и сохранять собственные упражнения и контрольные материалы. Он вправе сохранить их как личное приложение или открыть доступ для общего пользования. К удобствам также можно отнести следующее: в своём аккаунте можно сохранить чужие понравившиеся готовые задания, так и созданные с нуля. Также можно классифицировать упражнения, сохраняя их отдельных папках, и организовывать классы с подключением учащихся.

Для создания упражнений на сайте предлагается множество шаблонов (упражнения на классификацию, тесты с множественным выбором, хронологическая лента, подстановка терминов, пазлы, кроссворды и другие). Данные упражнения не являются законченными учебными единицами и должны быть интегрированы в сценарий обучения.

Обобщим преимущества использования данного сервиса:

  • легкость регистрации, простота освоения;

  • приложение является бесплатным;

  • большой набор шаблонов тестовых заданий;

  • любое из чужих упражнений можно использовать как шаблон для своего приложения;

  • быстрый процесс создания и коррекции упражнений;

  • игровая форма прохождения теста, что делает его привлекательным для учащихся;

  • есть возможность создать класс, чтобы следить за ответами учеников;

  • все созданные упражнения сохраняются в личном кабинете;

  • возможность получить ссылку для распространения или QR-код для встраивания в блог или сайт.

Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме.

Автором создан и используется на протяжении нескольких лет преподавания информатики и информационных технологий массив таких упражнений, который позволяет успешно решать такие задачи как закрепление изученного теоретического материала, самоконтроль со стороны студента, коррекция знаний, обобщение материала, рассмотрение взаимосвязей.

Выбор шаблона для упражнения зависит от содержания материала, который нужно изучить, проконтролировать, закрепить на занятии. Например:

  • для закрепления и отработки терминов и понятий подойдут упражнения «Найти пару», «Ввод текста», «Заполни пропуски», «Викторина с выбором», «Сортировка картинок», «Кроссворд»;

  • для запоминания свойств, качеств и особенностей объектов, явлений, событий и персоналий можно выбрать «Пазл», «Таблица соответствий», «Кто хочет стать миллионером», «Найди пару», «Классификация»;

  • определение очередности событий в историческом и временном контексте, очередность шагов алгоритма можно задать с помощью шаблона «Хронологическая линейка», «Простой порядок»;

  • для опознавания и изучения названий элементов какой-либо структуры можно выбрать шаблон «Где это находится это?».

Ответы в упражнениях могут быть не открытыми, а требуют выполнения действий, например, решения задач, анализа, вычислений. Более привлекательны для студентов задания с содержанием мультимедийного контента — картинок, фотографий, аудио-файлов, видео.

Эти упражнения нашли своё место в структуре учебного процесса в конце занятия после рассмотрения нового материала или изучения блока материала для самопроверки. Также используются в качестве домашнего задания, самостоятельной работы, для дистанционного обучения, т.е. являются элементом электронного учебно-методического комплекса.

Использование сервиса Learning Apps помогает достижению следующих методических целей занятия:

  1. Даже после детального рассмотрения теоретических вопросов на занятии или чтения учебника у студентов могут складываться неглубокие или ошибочные представления о предмете изучения. Эти знания студенту необходимо немедленно закрепить, откорректировать изученный материал. Когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и «потрогает», когда сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике.

  2. Студенты устают от сложной мыслительной деятельности по восприятию нового незнакомого материала. Они с радостью воспринимают смену вида деятельности упражнения как игру, отдых, а, по сути, это та же учёба. Происходит эмоциональный подъём.

  3. Повышается учебная мотивация, поскольку задания яркие, интересные, проходят в игровой занимательной форме.

  4. Задания Learning Apps привлекательны для студентов ещё и тем, что, позволяют получить результаты практически сразу по завершении теста. Создаётся ситуация успеха, обучающийся обязательно выполнит задание правильно, он не боится ошибиться. Система не даст завершить задание неправильно, т.к. количество попыток не ограничено.

  5. Система позволяет учитывать уровень подготовки обучающегося, что обеспечивает соблюдение принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого учащегося.

  6. Выполняя предложенные задания, студенты могут объективно оценить свои знания по учебной теме, добиться корректного прохождения задания, тем самым повысить уровень самоконтроля и самоорганизации в учёбе.

  7. Качество знаний повышается за счет интенсификации самостоятельной работы студентов, увеличения объема выполненных заданий на занятии и дома.

  8. Реализация принципа доступности, так как для учащихся не требуется регистрация.

  9. По результатам тестов преподаватель оперативно получает объективный результат уровня усвоения материала и может своевременно его скорректировать его подачу.

Рассмотренный сервис Learning Apps в среднем профессиональном учебном заведении может быть использован для преподавания дисциплин общеобразовательного о общепрофессинального циклов. Разумеется, данный сервис не единственный, предоставляющий такие возможности. Выявленные положительные стороны подобных сервисов мотивируют к  внедрению их в практическую деятельность, что позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным. Необходимо отметить, что полноценная работа с интерактивными онлайн-сервисами возможна при наличии хорошего интернета и достаточного количества оборудования.

При условии системного подхода к созданию комплекса упражнений по предмету с соблюдением принципов научности, последовательности, наглядности преподаватель всегда будет иметь под рукой действенный Интернет-ресурс для организации занятия в соответствии с современными требованиями образовательного стандарта. Активное внедрение и систематичное использование интерактивных информационных онлайн-ресурсов в учебном процессе позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Ваганова В.И. и др. Методические аспекты организации процесса обучения с использованием современных интерактивных дидактических средств//Балтийский гуманитарный журнал. 2020. т.9, №3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-organizatsii-protsessa-obucheniya-s-ispolzovaniem-sovremennyh-interaktivnyh-didakticheskih-sredstv?ysclid=lsapmf4avq854032907

  2. Данильчук Е.В., Куликова Н.Ю. Интерактивные средства обучения как инструментарий современного педагога в формировании метапредметных образовательных результатов обучающихся // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2017. — № 8(121). — С. 4–12. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29987852 (дата обращения: 28.02.2021).

  3. Википедия.Интерактивное_обучение. —URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерактивное_обучение

  4. Главная страница сервиса LearningApps.org. — URL: https://learningapps.org/impressum.php

  5. Плаксина, И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании : метод. пособие / И. В. Плаксина ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. –163с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!