СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение коллективного способа обучения на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Просмотр содержимого документа
«Применение коллективного способа обучения на уроках русского языка»

Применение коллективного способа обучения

на уроках русского языка


Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

Простейшим случаем коллективных учебных занятий на уроках русского языка могут служить взаимные диктанты учащихся, когда каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучающего (диктующего и проверяющего), то обучаемого. Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава проводятся начиная с первого класса. В начале обучения можно использовать разрезную азбуку. Дети в парах составляют простые слова: мама, папа, Таня, Коля. Когда начинают писать слова, диктуют друг другу по одному слову, затем по два, а впоследствии небольшие предложения. Эта же работа в парах постоянного и сменного состава по написанию взаимных диктантов продолжается во вторых-четвертых классах.

При организации коллективной работы на плечи учителя ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, разработке специальных заданий, обучению детей новому для них виду сотрудничества.

Эффективно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней учебы детей в школе. Детей можно рассадить по группам. Группы формируются за счет определенной расстановки мебели (хотя это необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа – это механизм поддержки.

Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные диктанты учащихся.

Ниже рассмотрен фрагмент урока русского языка по А.В. Поляковой (2 класс; тема: «Проверка орфограмм слабых позиций»).

Учитель ставит перед учащимися учебную задачу «Способы проверки слабых позиций гласных».

На доске записаны следующие слова:

КОСА, ЖИТЕЛЬ, МОРЕ, ЖИВУ, ПИСЬМО, ДРОВА, ПИШЕТ, ПОЛЕТ.

Учитель:

 Посоветуйтесь в парах и решите, в каких словах можно проверить букву, стоящую в слабой позиции. Но будьте осторожны, так как есть слова-«ловушки», которые мы еще не можем проверить.

Когда дети готовы отвечать, они берутся за руки, образуя «домик».

Учитель:

 Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать ваши мнения.

Затем в парах решают, кто будет выступать и один из учеников от каждой пары поднимает руку. Учитель еще раз спрашивает отвечающего, договорились ли они в группе, чтобы именно этот ученик выступал от пары? (это не случайно, так как через эти постоянные вопросы учителя вырабатывается умение договариваться между собой).

Далее заслушиваются ответы учеников. Остальные учащиеся при несогласии с мнением отвечающих показывают пальчиком «минус».

На данном примере коллективная работа находится на начальной ступени своего развития, то есть используются элементы коллективной работы. Но, как уже говорилось, к деятельности учащихся надо приучать постепенно, вырабатывая умения и навыки работать в паре.

Широкие возможности организации групповой работы при самостоятельном изучении нового материала заложены в использовании на уроке тетрадей с печатной основой.

При изучении материала в 3 классе, по теме «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» в парах постоянного состава, предлагаем использовать карточки, содержание карточек представлено в таблицах 4 и 5.

Таблица 1

Примерное содержание карточки

Карточка 1

дубок (какой ?)

молодой

дубок (какой ?)

красивый

дубок (какой ?)

высокий

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания.

соседск… дом

делов… разговор

дружн… класс

чудесн… земля

Таблица 2

Примерное содержание карточки

Карточка 2

ветер (какой ?)

ветер (какой ?)

ветер (какой ?)

Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания.

городск… парк

пионерск… галстук


Дети работают по знакомому им алгоритму:

  • прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;

  • ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);

  • прочитай нижнюю часть карточки;

  • выполни это задание в тетради;

  • проверь себя;

  • расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;

  • обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.

Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут. Тех учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить остальных: услышать вывод, проверить записки в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь возможны разные варианты: можно провести фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске и выслушать их. Отметки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы. На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» предлагаем использовать карточки представленные в таблицах 6 и 7.

Таблица 3

Примерное содержание карточки

Контрольная карточка №1

1. Что называется именем прилагательным?

2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?

3. Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного?

Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.

Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи:

По ясн… небу неслись высок… и редк… облака.


Таблица 4

Примерное содержание карточки

Контрольная карточка №2

1. Как изменяется имя прилагательное?

2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?

Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.

Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи:

Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от чуж… глаз.


Обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.

Иногда возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой работе? Опыт показывает, что при систематической работе в парах постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как каждый должен этот материал рассказать товарищу и доказать, почему вставил именно данные окончания. Кроме того, можно пользоваться учебником как справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои сомнения.

Учителя применяют коллективную и групповую форму при закреплении того или иного материала. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент внеурочного занятия в 1 классе по теме «Части речи».

В качестве закрепления учащиеся еще раз объединяют слова в 3 группы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Формулируют правила.

Учитель:

 Трудный был урок, много работали. Как теперь можно будет называть слова?

Дети: части речи.

Учитель:

 Давайте хором скажет названия частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. А теперь поиграем. Я буду говорить слова, а вы должны выбрать из них имена существительные и имена прилагательные, а затем записать в тетради. Первый вариант будет записывать имена прилагательные, а второй вариант – имена существительные. Итак, будьте внимательны, помните о словах-«ловушках». Книга. Красный. Картина. Идет. Пушистый. Птица. Стол. Летит. Холодный. Стакан. Яркий… Закончили? Какие же слова-«ловушки» встретились в моей речи?

Дети: глаголы.

Учитель:

 А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и проверьте работу своих товарищей.

После проверки задания в парах учащиеся объясняют друг другу свои ошибки (если таковые имеются). Затем проверяют правильность задания всем классом на доске.

Обобщив вышесказанное, можно констатировать, что формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. При этом очень важно, чтобы коллективная деятельность с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей работе на уроке. Описанные выше методики коллективных учебных занятий показывают, что целью происходящей в парах сменного состава работы является изучение различных тем, а сотрудничество и взаимопомощь являются всеобщими и постоянными.