Применение коллективного способа обучения
на уроках русского языка
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.
Простейшим случаем коллективных учебных занятий на уроках русского языка могут служить взаимные диктанты учащихся, когда каждый по очереди работает с разными партнерами и выполняет функции то обучающего (диктующего и проверяющего), то обучаемого. Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава проводятся начиная с первого класса. В начале обучения можно использовать разрезную азбуку. Дети в парах составляют простые слова: мама, папа, Таня, Коля. Когда начинают писать слова, диктуют друг другу по одному слову, затем по два, а впоследствии небольшие предложения. Эта же работа в парах постоянного и сменного состава по написанию взаимных диктантов продолжается во вторых-четвертых классах.
При организации коллективной работы на плечи учителя ложатся хлопоты по подготовке карточек с заданиями, разработке специальных заданий, обучению детей новому для них виду сотрудничества.
Эффективно вводить элементы коллективной работы уже с первых дней учебы детей в школе. Детей можно рассадить по группам. Группы формируются за счет определенной расстановки мебели (хотя это необязательно). Группы по содержанию возникают уже позже. Пока группа – это механизм поддержки.
Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить взаимные диктанты учащихся.
Ниже рассмотрен фрагмент урока русского языка по А.В. Поляковой (2 класс; тема: «Проверка орфограмм слабых позиций»).
Учитель ставит перед учащимися учебную задачу «Способы проверки слабых позиций гласных».
На доске записаны следующие слова:
КОСА, ЖИТЕЛЬ, МОРЕ, ЖИВУ, ПИСЬМО, ДРОВА, ПИШЕТ, ПОЛЕТ.
Учитель:
Посоветуйтесь в парах и решите, в каких словах можно проверить букву, стоящую в слабой позиции. Но будьте осторожны, так как есть слова-«ловушки», которые мы еще не можем проверить.
Когда дети готовы отвечать, они берутся за руки, образуя «домик».
Учитель:
Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать ваши мнения.
Затем в парах решают, кто будет выступать и один из учеников от каждой пары поднимает руку. Учитель еще раз спрашивает отвечающего, договорились ли они в группе, чтобы именно этот ученик выступал от пары? (это не случайно, так как через эти постоянные вопросы учителя вырабатывается умение договариваться между собой).
Далее заслушиваются ответы учеников. Остальные учащиеся при несогласии с мнением отвечающих показывают пальчиком «минус».
На данном примере коллективная работа находится на начальной ступени своего развития, то есть используются элементы коллективной работы. Но, как уже говорилось, к деятельности учащихся надо приучать постепенно, вырабатывая умения и навыки работать в паре.
Широкие возможности организации групповой работы при самостоятельном изучении нового материала заложены в использовании на уроке тетрадей с печатной основой.
При изучении материала в 3 классе, по теме «Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода единственного числа» в парах постоянного состава, предлагаем использовать карточки, содержание карточек представлено в таблицах 4 и 5.
Таблица 1
Примерное содержание карточки
Карточка 1 |
дубок (какой ?) | молодой |
дубок (какой ?) | красивый |
дубок (какой ?) | высокий |
Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике.Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания. |
соседск… дом | делов… разговор |
дружн… класс | чудесн… земля |
Таблица 2
Примерное содержание карточки
Карточка 2 |
ветер (какой ?) |
ветер (какой ?) |
ветер (какой ?) |
Сделай вывод, проверь себя по правилу, помещенному в учебнике. Вставь пропущенные окончания, поставь ударение, выдели окончания. |
городск… парк |
пионерск… галстук |
Дети работают по знакомому им алгоритму:
прочитай и разберись в том, что дано в верхней части карточки;
ответь на вопросы и выполни задания (если они есть);
прочитай нижнюю часть карточки;
выполни это задание в тетради;
проверь себя;
расскажи товарищу о том, что дано в верхней части карточки;
обменяйтесь карточками и тетрадями, проверьте друг у друга выполнение задания, помещенного в нижней части карточки.
Если в тетради товарища найдена ошибка, то ее зачеркивают карандашом и объясняют, как выполнить задание правильно. На работу в паре по таким карточкам в среднем уходит 10-12 минут. Тех учащихся, которые закончили работу по карточкам раньше других, проверяет учитель, затем они помогают проверить остальных: услышать вывод, проверить записки в тетрадях. Затем подводится общий итог работы по карточкам. Здесь возможны разные варианты: можно провести фронтальную работу, можно вызвать любую пару к доске и выслушать их. Отметки могут быть выставлены за работу по карточке (в тетради) и за устные ответы. На итоговом уроке по теме «Повторение изученного об имени прилагательном» предлагаем использовать карточки представленные в таблицах 6 и 7.
Таблица 3
Примерное содержание карточки
Контрольная карточка №1 |
1. Что называется именем прилагательным? 2. С какой частью речи всегда связано имя прилагательное? 3. Как можно проверить безударные окончания имени прилагательного? Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: По ясн… небу неслись высок… и редк… облака. |
Таблица 4
Примерное содержание карточки
Контрольная карточка №2 |
1. Как изменяется имя прилагательное? 2. Как определить род, число, падеж имени прилагательного? 3. В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам? Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике. |
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи: Поднялась высок… трава и скрыла птенцов от чуж… глаз. |
Обе карточки дополняют друг друга в верхней части, включая все вопросы повторения об имени прилагательном.
Иногда возникают опасения: не будут ли дети списывать при такой работе? Опыт показывает, что при систематической работе в парах постоянного состава учащиеся приходят к выводу, что списывать нет смысла, так как каждый должен этот материал рассказать товарищу и доказать, почему вставил именно данные окончания. Кроме того, можно пользоваться учебником как справочником, чтобы предупредить ошибки и разрешить свои сомнения.
Учителя применяют коллективную и групповую форму при закреплении того или иного материала. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент внеурочного занятия в 1 классе по теме «Части речи».
В качестве закрепления учащиеся еще раз объединяют слова в 3 группы: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Формулируют правила.
Учитель:
Трудный был урок, много работали. Как теперь можно будет называть слова?
Дети: части речи.
Учитель:
Давайте хором скажет названия частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. А теперь поиграем. Я буду говорить слова, а вы должны выбрать из них имена существительные и имена прилагательные, а затем записать в тетради. Первый вариант будет записывать имена прилагательные, а второй вариант – имена существительные. Итак, будьте внимательны, помните о словах-«ловушках». Книга. Красный. Картина. Идет. Пушистый. Птица. Стол. Летит. Холодный. Стакан. Яркий… Закончили? Какие же слова-«ловушки» встретились в моей речи?
Дети: глаголы.
Учитель:
А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и проверьте работу своих товарищей.
После проверки задания в парах учащиеся объясняют друг другу свои ошибки (если таковые имеются). Затем проверяют правильность задания всем классом на доске.
Обобщив вышесказанное, можно констатировать, что формирование навыков коллективного труда требует систематической и целенаправленной организации учебной работы на коллективных началах. При этом очень важно, чтобы коллективная деятельность с самого начала приносила учащимся эмоциональное удовлетворение от самого факта участия в общей работе на уроке. Описанные выше методики коллективных учебных занятий показывают, что целью происходящей в парах сменного состава работы является изучение различных тем, а сотрудничество и взаимопомощь являются всеобщими и постоянными.