СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение личностно-ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на ШМО.  Технология личностно-ориентированного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Применение личностно-ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе.»


Применение личностно - ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе

Многие из нас – учителей работают в школе уже давно, имеют богатый опыт, поскольку пережили немало всяких изменений и новшеств: изменялись программы и учебные планы, учебники и методики, появлялись новые учебные предметы и новое оборудование. Не изменялось только одно – в классе на уроке были мы и наши дети, учитель и ученики. Все дети разные, да и мы, педагоги, тоже разные. Но почему-то иногда уроки по самым разным предметам похожи друг на друга: опрос, изложение нового материала, закрепление, задание на дом.

Но жизнь-то меняется, и страна наша заметно изменилась, особенно последние 10-15 лет. Значит, должна меняться и школа.

В настоящее время в нашей стране возникла необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания. Реализовать на практике это можно, используя педагогический подход, который ориентирован на личность каждого учащегося. Речь идёт о личностно ориентированном подходе. Основной принцип этого направления – в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель.

Личностно ориентированное обучение предполагает: признание ученика основным субъектом процесса обучения, развитие индивидуальных способностей ученика, выявление и структурирование субъектного опыта ученика, целенаправленное развитие его личности в процессе обучения, создание условий для проявления познавательной активности.

Главным средством достижения учителем этой цели является создание личностно ориентированных ситуаций.

Личностно ориентированная ситуация – один из центральных моментов личностно ориентированного урока, механизм её реализации. Она рассчитана на то, чтобы затронуть личностные структуры сознания, личностный опыт школьника, поэтому в рамках личностно ориентированной ситуации предлагаются вопросы и задания, обращённые к ученику лично, к его актуальным интересам. Она помогает так преобразовать процесс обучения, чтобы изучение учебного предмета не превратилось в зубрёжку, а поставило школьника в новые условия, требующие от него такого поведения, которое обеспечило бы его личностный рост.

Личностно ориентированная ситуация для педагога - это дидактическое средство (инструмент), владея которым учитель обеспечивает личностно ориентированную направленность урока: свободное выражение творческих сил, актуализацию личностного потенциала ученика, сил его саморазвития, стимулирование проявления личностью её функций в учебном процессе.

Признаки личностно ориентированной учебной ситуации:

  • постановка проблемы через развитие познавательной активности, затем вызов интереса к проблеме, при этом поощрение и стимулирование учащихся;

  • обращение к мнению детей, к имеющимся у них знаниям и опыту, поощрение самостоятельности в выводах;

  • озвучивание разных точек зрения учащихся;

  • обращение учителя и учащихся к своему субъектному опыту;

  • обеспечение учителем условий для познания учеником самого себя, самопринятия;

  • предоставление учащимся разных возможностей для самоутверждения;

  • обеспечение условий каждому ученику с тем, чтобы он мог почувствовать свою значимость и реализовать свой личностный потенциал.

Суть личностно ориентированных ситуаций на уроках в начальной школе заключается в том, чтобы заинтересовать учащихся разными дисциплинами, поддерживать стремление, интерес к изучению в рамках учебного взаимодействия.

Думаю, что в методическом арсенале каждого учителя начальных классов есть свои способы для активизации познавательной деятельности младших школьников.

Успешно вовлечь учащихся начальной школы в учебный процесс помогают следующие личностно ориентированные ситуации: ситуации вхождения в урок, ситуации интриги и сюрприза, театрализация и творчество, игровые ситуации, дискуссии, ситуации успеха, решение различных задач, ситуации выбора, подведение итогов (рефлексия).

Использование личностно ориентированных ситуаций в начальной школе не должно быть эпизодичным, оно должно стать постоянным, из урока в урок.

А теперь рассмотрим некоторые личностно ориентированные ситуации на уроках в начальной школе.

Для создания психо-эмоциональной комфортности детей на уроке целесообразно в начальной школе каждый новый урок начинать с вхождения в урок, то есть с рефлексии настроения и эмоционального состояния с целью установления контакта с детьми.

Примеры использования ситуации вхождения в урок (обыграть вместе с присутствующими, текст на экране).

Прекрасно всё на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно всё вокруг,

Прекрасно всё во мне.

Урок можно начать и по-другому:

- Приветствие наше сегодня называется «Ладошка к ладошке». Прикоснитесь ладошками друг к другу. Что почувствовали? Почувствовали, какие у вас теплые ладошки? Пусть будет таким же тёплым наше сегодняшнее общение с вами.

Можно проверить готовность детей к уроку.

Учитель: «Ушки слышат?»

Дети: «Да!»

Учитель: «Глазки видят?»

Дети: «Да! Значит, мы работаем!»

Ситуация интриги, постановки учебной задачи.

Урок обучения грамоте. 1 класс. Тема: Прощание с Русской азбукой (урок-игра «Любовь с первого взгляда»).

- У нас сегодня очень важный урок чтения. Но пусть это будет пока секретом для вас. Итак, мои маленькие друзья, а впрочем… Никакие вы уже и не маленькие, вы научились правильно и красиво сидеть, внимательно слушать, научились считать и писать. А вспомните, какие вы были 1.09.17г. Солнечным сентябрьским днём я впервые вас встретила и повела на школьную линейку. Мне пришлось каждого из вас расставить на своё место, каждому поправить галстук или бабочку, а девочкам – бантики. Все вы мне сразу очень понравились, и я вас всех полюбила. Вот так произошло наше первое знакомство.

- Как вы думаете, почему наш непростой урок-игра называется «Любовь с первого взгляда»?

- А вам приходилось когда-нибудь произносить это слово «люблю»?

- Не всегда это слово мы адресуем человеку. Сегодня, например, прощаясь с Русской азбукой, я уверена, что каждый из вас скажет: «Люблю азбуку от А до Я»

Пускай года пройдут и много-много дней,

Вам азбука хорошим другом стала.

Урок мы этот посвящаем ей.

- Я надеюсь, что каждый из вас сегодня сумеет ответить на самые важные и главные вопросы для вас: «За что я азбуку люблю? За что её благодарю?»

Урок математики. 2 класс. Тема: Нумерация чисел. Состав чисел.

- Отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна подружка.

(Матрёшка)

- У нас сегодня необычная матрёшка, потому, что она не одна, а их целая семья. И в каждой матрёшке своё математическое задание, а в последней матрёшке сюрприз (шифрограмма ЦОМЫДЛО).

На любом уроке можно использовать следующую ситуацию интриги (но при этом урок спланировать так, как урок-путешествие «Отправляемся в море»)

Учитель: Ребята, сегодня утром я нашла в классе странную бутылку. (Бутылка интересной формы, заметно, что внутри записка) Посмотрим, что там. (Достает записку, читает) «Отправился в путешествие. Попал в шторм. Где я? Помогите. Боб».

- Как вы думаете, что случилось с Бобом? (Дети выдвигают гипотезу о том, что с Бобом произошло). Конечно, мы должны помочь Бобу, а это значит, мы отправляемся в путешествие по морю (учитель демонстрирует карту). Это, ребята, старая морская карта. Она поможет нам. (На карте изображены: остров Обезьян, бухта Водяного, скала Русалок, Водоворот Осьминога, остров затонувших кораблей.

- Дальше, ребята, наш путь лежит к Водовороту Осьминога. Ребятки, этот осьминог не может угадать, кто из этих малышей – его сын. (Возможен показ фрагмента мультфильма про осьминожек, где осьминожки перепутались)

У меня случилось горе –

Сын мой убежал из дома.

Вот четыре осьминожка,

Кто из них мой милый крошка?

- Мы должны составить алгоритм нахождения нужного осьминожка. Все признаки записаны на доске:

Семь щупалец.

Есть шляпка.

Улыбается.

- Как мы будем действовать?

- Составим алгоритм. (Участвуют 8 человек. Учитель раздает детям таблички.

сосчитать щупальца

найти шляпку





посмотреть, есть ли улыбка



отпустить






Решение орфографической задачи.

Урок русского языка. 4 класс. Тема: Обобщающее повторение.

Урок проводится в форме деловой игры «Корректор». Ребята представляют, что находятся в редакции, выполняют работу корректора. Предварительно дети узнают, кто такой корректор, какую работу он выполняет.

- Итак, в редакцию пришло письмо, которое надо откорректировать.

Найдем и исправим ошибки.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, памаги

Твоей плимяннице Оли,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слава

Учитель паставил два,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прочетать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Вместо традиционного и неинтересного закручивания десятков правил и выполнения однообразных упражнений, которые делают уроки русского языка скучными и непривлекательными, полезно придавать урокам практическую направленность.

Ситуация выбора.

Вернёмся к уроку русского языка в 4 классе. В данном случае детям можно предложить на выбор задания 3 уровней. Дети сами выбирают свой уровень и выполняют задание.

1 уровень – найти и исправить ошибки.

2 уровень – распределить слова, в которых допущены ошибки по группам:

а) словарные слова;

б) гласная в корне;

в) слова с другими орфограммами.

3 уровень – написать ответ этой девочке.


Окружающий мир. 2 класс. Тема: «Если хочешь быть здоров» (путешествие по городу Здоровейску).

Данный пример указывает на выбор учащимися способа актуализации субъектного опыта. Учитель предлагает выбрать способ индивидуальной проверки знаний по ранее изученной теме:

- объяснить термины, дать описание конкретным терминам;

- коллективные ответы на поставленные вопросы;

- выполнить тестовые задания.

В последнее время отмечается тот факт, что дети выбирают тестовые задания. А это значит, что они сами ставят себя в ситуацию выбора, ведь из 3х возможных вариантов ответа нужно выбрать один правильный.

Тестовое задание, использованное на данном уроке.

1. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь.

а) лёгкие

б) желудок

в) сердце.

2. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов – сердца и лёгких. За это его называют «командным пунктом организма»

а) печень

б) мозг

в) кишечник.

3. Этот орган похож на 2 розовые губки. С помощью него человек дышит.

а) лёгкие

б) мозг

в) сердце.

4. В этом органе выделяется кислый сок, который способен переваривать большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни»

а) кишечник

б) желудок

в) печень.

5. Этот орган похож на длинный извилистый «коридор». Пища в нём окончательно переваривается (превращается) в прозрачный раствор и впитывается в кровь.

а) желудок

б) печень

в) кишечник.

Далее детям предлагается игра «Ты – мне, я – тебе». (В процессе игры дети обмениваются результатами тестирования, идет взаимопроверка и оценивание. На доске появляются ответы: 1в, 2б, 3а, 4б, 5в.

Мы подошли к следующим игровым ситуациям, без которых в начальной школе не обойтись.

Урок математики. 1 класс. Тема: Литр.

В момент практической работы по измерению объёмов можно провести игру в магазин. Один ученик продает молоко, 4 ученика покупают. У продавца ведро с молоком (водой), у покупателя – бидоны. Они покупают один литр, 4 литра, 3 литра, 2 литра.

Затем учитель предлагает учащимся определить сначала на глаз, сколько литров воды помещается в ту или иную посуду, а потом измерить с помощью переливания воды.

2. Урок обучения грамоте. Прощание с Русской азбукой. (Урок-игра «Любовь с первого взгляда»).

Игра «Идеальная пара» («Найди свою пару»).

- немало пословиц и поговорок мы прочитали в азбуке. А вот помните ли вы их? У девочек начало пословицы, у мальчиков концовка.

Птица красна перьем, | а человек уменьем.

Не имей 100 рублей, | а имей 100 друзей.

Старый друг | лучше новых двух.

Родная сторона – мать,| чужая – мачеха.

Маленькое дело | лучше большого безделья.

3. Урок: окружающий мир. 3 класс. Тема: Путешествие по планете. Страны мира.

Деловая игра «Покупаем путёвки». Класс делится на 5-6 групп, в зависимости от количества предлагаемых стран. Каждая команда выбирает себе страну, в которой она хотела бы побывать. Учащимся каждой команды предлагается приобрести «путёвки» не за деньги, а за знания о данной стране. Дети составляют рассказ по плану:

  1. Месторасположение страны.

  2. Столица.

  3. Достопримечательности.

  4. Собственные знания о стране.

Группы, которые полно и развернуто составили сообщение о стране, получают «путёвки».

  1. Урок математики 3 класс. Тема: Умножение 5 и на 5. Закрепление.

В ходе проверки домашнего задания можно использовать игру «Разговор по телефону». Дети работают в парах и по очереди проверяют друг у друга знания таблицы умножения 5 и на 5.

Следует отметить, что систематическое введение в учебный процесс игровых форм работы действительно повышает интерес большинства учащихся к обучению и предмету, что в свою очередь приводит к повышению результатов обучения.

Нельзя не остановиться и на ситуациях, которые дают возможность проявить и развить творческие способности учащихся.

В своей работе я использую уроки микрогруппового проектирования. Мы осваиваем с детьми проектную деятельность постепенно, от простых микропроектов (рисунки, настенные плакаты) до долгосрочных работ (альбомы, малые книги со своим творчеством, поделки). Такая форма работы позволяет проявить индивидуальные способности и таланты.

На одном из уроков окружающего мира мы с детьми совершили экскурсию в дендропарк. Перед уроком-экскурсией дети получили задание: внимательно прослушать экскурсовода и приготовить к «Международной конференции», которая состоится на следующем уроке (творческий отчёт экспедиции) краткий научный «доклад». Таким образом, дети самые яркие впечатления записывают и делятся ими на следующем уроке.

Ситуации театрализации (инсценирования) помогают детям раскрепоститься, дети приобретают уверенность. Этому способствует классный час.

В 3 классе дети разыграли сцену из рассказа Л. Каминского «Сходим в гости».

Девочка Нина принимает поздравления и подарки:

- Тоже мне подарки! Да сказок у меня - целая полка, а салфеток – целых 12 штук, и не самодельные, а китайские. Да, ладно уж, проходите. Только ничего не трогайте и к стенам не притрагивайтесь – ещё запачкаете.

За всем этим следует обсуждение, дискуссия – это тоже личностно ориентированная ситуация. При обсуждении дети свободно высказывают свою точку зрения. В эти моменты к детям очень подходит образ, созданный великим дидактом К.Д. Ушинским, который замечал, что классу нужно позволять свободно волноваться, даже бурлить, но удерживать всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения. «Мертвая тишина» недопустима.


Ситуации дискуссии возникают и на уроках литературного чтения, отвечая на проблемный вопрос такого характера: «Чем похожи отношения героев прочитанных произведений на мир отношений у людей?» каждый ребёнок жаждет высказать своё мнение. Дети отвечают по-разному, потому что каждый имеет право свободного выбора.

Вернёмся к ситуации театрализации. На уроке по теме: «Сказки зарубежных писателей. Шарль Перро». Героиня сказки Шарля Перро Золушка в конце урока приглашает всех на бал. Дети, особенно девочки, с замиранием сердца смотрят на танец Золушки. Каждому хочется на самом деле оказаться в этой сказке.

Важной особенностью при работе с младшими школьниками является создание ситуации успеха - позитивного эмоционального настроя на уроке. Детям необходимо вселять уверенность в силы и возможности, нацеливать на ситуацию успеха («Ты справишься», «У тебя получится», «Я всегда помогу тебя»).

Рефлексия в конце урока.

Как правило, в конце урока обычно подводятся итоги, идёт обсуждение того, что узнали и того, как работали, понравился ли урок. В начальной школе дети описывают свои субъективные реакции с помощью забавных значков или знаков. Например, восклицательный знак – урок был успешным, вопросительный – что-то осталось непонятным, отрицательный знак – чувствовал себя некомфортно на уроке. Если позволяет время на уроке, детям можно предложить заполнить таблицу «П» - плюс, «М» - минус, «И» - интересно.

Плюс

Минус

Интересно

Что понравилось на уроке, информация может быть полезной.

Что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, информация оказалась ненужной, бесполезной.

Были любопытные факты, что ещё хотелось бы узнать.

Рефлексия без посторонней помощи.

В конце урока выставляется на стол коробка с фишками разного цвета и рядом пустая коробка. При этом фишки должны быть трёх цветов – красные, синие, зелёные, значение которых таково: красный – урок принес учащимся радость познания, синий – было всё понятно, зелёный – я не всё понял.

По окончании урока ученик берёт нужную ему фишку (или фишки) и кладёт в коробку. Этот способ даёт быструю и эффективную информацию. В зависимости от того, какова информация, выбираются дальнейшие действия.


Нами рассмотрены основные личностно ориентированные ситуации, применяемые в начальной школе. В целом можно сказать, что создавая и используя на уроках личностно ориентированные ситуации, происходят позитивные изменения в самой личности как педагога, так и учащихся, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития. Появляются иные взаимоотношения между учителем и учеником.

Завершить рассуждения на данную тему хочется одной притчей: «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец владеет не всеми знаниями. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет – живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Ты знаешь всё в твоих руках».

Это к тому, что в наших учительских руках сегодня большие возможности создать новую, современную открытую школу, используя личностно ориентированную направленность.




8