СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение метода интеллект карт как средство формирования УУД в условиях ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способностиучащихся, активизируется память и мышление.

Просмотр содержимого документа
«Применение метода интеллект карт как средство формирования УУД в условиях ФГОС»

Применение метода интеллект – карт как средство формирования УУД в условиях ФГОС

Слайд

В ст. 28 Закона «Об образовании в РФ» в п.12 указано, что к компетенции

образовательной организации относится использование и совершенствование

методов обучения и воспитания, образовательных технологий. Учитывая, что

основой реализации ФГОС на всех уровнях обучения является системно –

деятельностный подход пришло время пересмотра применения

образовательных технологий.

Как выбрать из всего многообразия технологий и методов

такие, которые бы в полной мере способствовали формированию

универсальных учебных действий, сохранению здоровья учащихся,

повышению мотивации, росту качества обученности по предмету и

эффективной подготовке к итоговой аттестации.

«Увеличивается объем информации, который необходим человеку для успешной деятельности. В связи с этим учитель в школе должен вводить в практику новые формы обучения, которые позволяют "разбудить" дремлющую в каждом ребенке жажду познания. Как сделать так, чтобы понимание и запоминание предмета стало максимальным?


Слайд

  • Человек запоминает только 10 % того, что  он читает;

  • 20 % того, что слышит; 30 % того, что видит;

  • 50-70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях;

  • 80 % при самостоятельном формулировании проблем; 

  • 90 %   при  участии   в постановке проблем, выработке и принятии решений, формулировке выводов и прогнозов.




В этом помогают новые методы создания схем, созданные на основе теории радиантного мышления Тони Бьюзена, – интеллект– карты».

Основная идея технологии – это формирование умения перерабатывать

большой объем информации и изображать ее в виде логической схемы,

состоящей из ключевых понятий, образов и явлений.



Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.

Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.   

Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации.


Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у учащихся в процессе деятельности.



Слайд

Леонардо да Винчи интересовали многие области науки и техники. Учёный систематизировал свои записи и создал несколько книг, посвящённых отдельным темам. Мастер оставил множество зарисовок к своим разработкам. Его рисунки парашюта и элементов летательных аппаратов напоминают нынешние ментальные карты.
Люди вроде Леонардо да Винчи достигли своего величия, не иначе как используя более широкий спектр ментальных способностей, нежели его современники. Приведенные примеры автографов подтверждают эту предпосылку, свидетельствуя о том, что «великий ум своей эпохи» на самом деле использовал большее количество своих ментальных способностей и что, в отличие от своих более линейно мыслящих временников, интуитивно использовал принципы радиантного мышления и интеллект-карт, хотя и в весьма упрощенном виде.

Леонардо да Винчи использовал слова, символы, оперировал последовательностями, перечнями, использовал линейные образы, анализировал, демонстрировал визуальный ритм, обрабатывал числа, рисовал воображаемые образы, стремился к объемному представлению объектов окружающего мира, а также не забывал о гештальте, - иными словами, являлся примером совершенного ума, выражающего самого себя совершенным же образом.


Слайд


Свою теорию эволюции Чарльз Дарвин подкрепил схемой, которая так же, как и рисунки Леонардо да Винчи, напоминает современную интеллект-карту.

Мозг - это информационная система, управляющая взаимодействием тела с внешним миром. В процессах памяти важным является не столько то, как происходит запоминание, а сколько то, как происходит доступ к информации. Мозг человека получает информацию от внешней среды через рецепторы.

Ежесекундно мозг наш получает сверхогромную информацию о событиях, происходящих внутри и вне организма. Причем вся эта информация, какого бы рода она ни была, боль ли это в желудке или сообщение о запуске ракеты на Луну, передается в мозг в одной и той же форме˸ в виде электрических импульсов.

ʼʼСилаʼʼ и продолжительность каждого импульса одинаковы, а частота͵ с какой они пробегают по нерву, и число их в ʼʼзалпеʼʼ разные. Значит, в каждую секунду нерв передает импульс или не передает, то есть, по существу, работает по двоичному коду˸ ʼʼесть импульс – нет импульсаʼʼ. Такой код дает возможность ввести в мозг чудовищное количество самой разнородной информации.

Объем информации, которую может ʼʼпереработатьʼʼ какое-нибудь счетное устройство, или, как говорят кибернетики, информационную емкость его, выражают в битах. Один бит равен количеству двоичных единиц, или двухпозиционных переключений (типа ʼʼда – нетʼʼ) в секунду

Каждый бит информации, поступающий в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое  слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) — может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков».

Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом. 

В результате использования этой многоканальной системы обработки  и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты».



Слайд

Если приглядеться к рисунку, можно вспомнить, из курса биологии, строение нейрона коры головного мозга. Карта очень похожа на этот самый нейрон. Поэтому такие карты и действуют на мозг фантастическим образом

Как известно, наш мозг состоит из примерно 1 000 000 000 000 клеток, которые называются нейронами. Их количество в течение всей жизни не увеличивается, но может уменьшаться под воздействием сильных стрессов, алкогольных интоксикаций, травм и других неблагоприятных факторов. Но если количество нейронов не увеличивается с момента рождения человека, то где хранится и обрабатывается вся поступающая информация?

Каждый нейрон связан с другими огромным количеством связей-ответвлений, которые образуются в течение всей жизни человека. Чем интенсивнее информационная жизнь человека, тем больше количество таких связей между клетками головного мозга. Это количество изменяется в течение всей жизни человека. Причем чем интенсивнее его интеллектуальная жизнь, тем больше таких связей создается, тем более развит мозг человека и, соответственно, сам человек.

Наш мозг очень хитро устроен, и ему очень не нравятся все эти списки и таблицы которые нас буквально окутывают на протяжении всей жизни.

Их трудно запомнить и выделить главное. Поэтому мозг начинает баловаться, отвлекаться, и дело остается на месте. Силы потрачены, энергия тоже, а на выходе 0.

Вся информация, которая распределена в мозгу, ассоциативно передается между нейронами со скоростью электрического тока, и чем больше количество таких связей — тем более способен мозг к восприятию новой информации.

Мы не можем мыслить линейно, особенно в непонятных ситуациях. Наши мысли «прыгают» с одной на другую, и мы в следующий момент времени совершенно неожиданно для нас думаем уже о чем-то другом.

Например, когда мы о чем-то думаем, у нас в голове появляется множество ассоциаций, связанных с этой темой. Мы начинаем думать о том, как провести Новый год, и у нас в голове тут же появляется целый фонтан идей: «Купить больше продуктов! Организовать больше конкурсов! Заготовить костюмы. Кого выбрать в качестве ведущего? Да как же это все удержать в голове?!» — и мы машинально тянемся к ручке с бумагой и начинаем все записывать, чтобы как-то все структурировать и не потерять ценные мысли.

На основе этого принципа Тони Бьюзен и предложил фиксировать информацию не линейно, как это принято в большинстве случаев, а ассоциативно (радиантно), связывая мысли друг с другом в пространстве, справедливо предположив, что такая форма будет самой удобной для восприятия, так как мозгу нужно будет провести минимум работы по созданию образа, то есть понимания информации.

Информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается быстрее, эффективнее, запоминается быстрее и на более долгий срок, так как это соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления. Просто так устроен наш мозг

Физиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, которые заложены в основу метода интеллект карт: Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга)со множеством ответвлений. Взаимодействует правое и левое полушарие при моделировании интеллект карты. Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом». Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти.


Слайд


Метод интеллект-карт позволяет:

-  формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности;

-  формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т. д.);

-  улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся; ускорять процесс обучения.

Для чего нам нужно как можно больше знать о ментальных картах?

Для представления в сжатой форме большого количества информации.

С их помощью вы сможете наиболее наглядно и полно презентовать то, что хотите представить.

Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам, наверняка, приходилось сталкиваться с ситуациями, когда новая, незнакомая тема ускользала от вашего понимания.

Для генерации идей. При линейном отображении мысли Вы опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи

В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.



Слайд

Нашему мозгу подавай картинки и ассоциации. Эту нехитрую тенденцию уловил американец Тони Бьюзен, он и стал основоположником теории интеллект карт. Мозг видит все целиком, он не может увидеть списком картинки. Допустим, солнечный день, начиная с неба и заканчивая землей. В голове один образ, в котором мы видим все сразу и небо, и землю. Мышление происходит образами, неосознанно и автоматически каждое жизненное явление для нас связано с каким-то образом

По-английски он называется "mind maps". Адекватного перевода на русский язык слов "mind maps" не существует. Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума", что допускает весьма вольную трактовку из-за чрезвычайно широкого спектра значений слова "ум". Не лучше выглядят и другие варианты перевода: "карты разума", "интеллект-карты" или "карты интеллекта", "карты сознания", "ментальные карты", "карты памяти", "карты представлений", "мысленные карты", "умственные карты" и т. д. В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", которым мы и будем пользоваться в дальнейшем, хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций

Процесс построения интеллект-карт по-английски обозначается словом "mindmaping", которому ещё сложнее подобрать русский короткий эквивалент. Однако в настоящее время уже сложилась традиция не переводить это слово на русский язык, а записывать его с помощью кириллицы, но в английской транскрипции — майндмэпинг. Традиция не очень удачная, но распространённая сейчас настолько широко, что мы не считаем нужным оспаривать закономерности развития языка и будем пользоваться в дальнейшем этим лаконичным термином

Слайд

Интеллект карта дает мозгу замечательную возможность расслабиться и увидеть проблему целиком, мозгу это нравится и он обязательно поможет ее решить

Ментальные карты (майндмэппинг, mindmapping) — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи

Ментальные карты помогают в анализе, понимании и запоминании довольно абстрактной информации, представить которую в виде рисунка или функциональной схемы достаточно сложно. То есть ментальные карты следует использовать для представления информации, слабо представленной в пространстве и времени

Основными свойствами ментальных карт являются:

Наглядность: позволяет просмотреть и восстановить идею целиком практически одним взглядом, а не нужно перечитывать 10 страниц текста.

Эстетичность: является рисунком, обладающим приятным видом

Неоднородность: на разных ветках могут отображаться понятия с разными качествами, например, на одной ветке описывается внешний вид чего-то (форма, цвет…), а на другой — его вкус.



Слайд Тони Бьюзен (Tony Buzan), автор техники ментальных карт, предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению. Для этого нужно только обнаружить неоспоримую связь между эффективным мышлением и памятью и спросить се6я, что именно способствует запоминанию.

Бьюзен предлагает действовать следующим образом.

Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.

Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими. Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками.



Слайд

Начинать следует с красочной цветной картинки в центре.

Все слова должны быть написаны большими буквами.

Конструктивно все предложения должны быть визуально связаны между собой.

Не нужно слишком часто использовать ключевые слова.


Оптимально использовать один ключ на одну строчку.


Слайд


Применение интеллект-карт в обучении школьников дает только положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её. Мыслительные карты помогают развивать критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

  Технология обладает уникальной особенностью – позволяет сворачивать огромные массивы информации, не теряя при этом её элементов. Свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи. На уроках карты помогают учащимся составлять устное и письменное повествование.

 С помощью интеллект-карты, обучающиеся не только учатся пересказу, но и выделять ключевые слова, моменты систематизировать, группировать. При работе с текстом с помощью карты, учащиеся учатся сворачивать и разворачивать информацию; лучше запоминают ее благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Использование технологии интеллект-карт способствует развитию предметной компетенции обучающихся, повышению мотивации, активизации деятельности, развитию интеллекта, пространственного мышления, познавательной активности, творческому мышлению, самостоятельному выявлению слабых мест в знании учебного предмета. Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информацию, как её структурировал и связал её элементы между собой



Слайд

Чему учат ментальные карты?

- глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их учебно-познавательных и эмоциональных затруднений;
- вести мониторинг учебно-познавательных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
-разрабатывать и реализовывать программы коррекции учебно-познавательных и эмоциональных затруднений;
-развивать креативность школьников;
-
формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
-
формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа и т. д.);
-улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
-ускорять процесс обучения;
-формировать организационно-деятельностные умения;
-учить учащихся решать проблемы.



Слайд

Вопрос: в чём, по-вашему результативность ментальных карт?

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее

Главный результат применения – способность ученика переносить самостоятельно приобретенные знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, взаимодействовать с окружающим миром

По данным, взятым из Интернета, 250 миллионов человек по всему миру используют в своей жизни интеллект-карты. Не это ли доказательство эффективности данного метода?



Слайды



Слайд


Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов

восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач,

инструмент развития памяти и мышления.

Для более эффективного применения данного метода обучения

необходимо следовать трём принципам:

«принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект - карт, правила и инструкции по их созданию.

«применяй» – начни применять эту технологию, составь как можно больше

интеллект - карт.

«приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй

свои навыки.

2. Для формирования информационной компетентности учащихся

образовательный процесс необходимо строить по принципу системно –

деятельностного подхода с учетом индивидуальных психологических

особенностей детей каждой возрастной категории.

3. Метод интеллект - карт помогает развить ключевые компетенции:

формулировать цели и задачи, отбирать, структурировать, интерпретировать

ключевую информацию в виде интеллект - карты, устанавливать причинно-

следственные и логические связи, контролировать процесс реализации задач,

формулировать ключевые понятия и выводы, классифицировать и сравнивать

объекты и явления; ИКТ – компетенции.

4. Интеллект – карты обладают рядом преимуществ, таких как:

Экономия времени при чтении и составлении карты – конспекта;

Высокая концентрация внимания на существенных вопросах;

Ключевые слова более заметны и воспринимаются с большей легкостью;

Основные понятия сведены в единое поле зрения, способствуя высокой

творческой отдаче и высокой степени усвоения материала;

Основные идеи связаны между собой ясными и уместными ассоциациями;

Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную

многомерную интеллект-карту, нежели монотонный притупляющий внимание линейный конспект;

В процессе составления интеллект - карты человек постоянно пребывает на

грани открытия чего-то нового. Это способствует непрерывному и

потенциально бесконечному процессу мышления;

Технология интеллект - карт отвечает естественному стремлению мозга к

законченному и целостному восприятию, в целом к познанию нового;

В результате постоянного использования всех кортикальных способностей

своего мозга человек становится интеллектуально более активным и

восприимчивым к новой информации, а равно уверенным в своих силах.

Согласно Закону «Об образовании» образовательная организация должна

осуществлять свою деятельность для обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ в соответствии с применяемыми формами, средствами, методами обучения и воспитания, склонностями, способностями, интересами и потребностями учащихся. И как нам кажется, технология ментальных карт, которая соответствует требованиям закона «Об образовании».

Используйте интеллект - карты на уроках, и тогда несколько в ином

ключе будут звучать слова Э. Тоффлера, который определил стратегическую

цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект – карты._