СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение метода интеллект-карт в работе с детьми ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интеллект-карты это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария. Применение интеллект-карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«"Применение метода интеллект-карт в работе с детьми ОВЗ"»

  «Применение метода интеллект-карт в работе с детьми ОВЗ» Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 компенсирующего вида» Автор: Нохрина Наталья Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории

«Применение метода интеллект-карт в работе с детьми ОВЗ»

Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 19 компенсирующего вида»

Автор: Нохрина Наталья Викторовна,

воспитатель первой квалификационной категории

ФГОС ДО направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

ФГОС ДО направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и подчеркивает необходимость поиска новых средств, а именно применение современных образовательных технологий и методик, в том числе технологий развивающего обучения, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно: любознательность, активность; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.   Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.  Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
  • Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
  • Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

  • Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
 Цель : Формирование навыка последовательности своих действий  с помощью визуализации  мышления ребенка.  Задачи: создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты. развивать  умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами. воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательных  отношений.

Цель : Формирование навыка последовательности своих действий  с помощью визуализации  мышления ребенка.

Задачи:

  • создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты.
  • развивать  умение визуализировать и оречевлять причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами.
  • воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательных  отношений.
Интеллект-карта

Интеллект-карта

  Параллель между организацией мышления посредством интеллектуальных карт и устройством человеческого мозга

  Параллель между организацией мышления посредством интеллектуальных карт и устройством человеческого мозга

  Методика интеллектуальных карт позволяет решать коррекционно-образовательные задачи:  Развивать психические функции (внимание, память, мышление); Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка; Развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность; Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Развивать воображение и творческую активность; Формировать преемственность между детским садом и школой; Развивать мелкую моторику рук; Формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни; Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

  Методика интеллектуальных карт позволяет решать коррекционно-образовательные задачи:

  • Развивать психические функции (внимание, память, мышление);
  • Стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают трудности в речевом развитии ребенка;
  • Развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
  • Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • Формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • Развивать воображение и творческую активность;
  • Формировать преемственность между детским садом и школой;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Формировать элементарные представления о нормах и правилах здорового образа жизни;
  • Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
  • Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Свойства интеллект-карты:    Наглядность Привлекательность Запоминаемость Своевременность Творчество Возможность  пересмотра

Свойства интеллект-карты:  

  • Наглядность
  • Привлекательность
  • Запоминаемость
  • Своевременность
  • Творчество
  • Возможность

пересмотра

Методика составления карты:    Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его. В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы). Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы. Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой. Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.

Методика составления карты:  

  • Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально: именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры и так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
  • В центре пишется (иллюстрируется) и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
  • Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения  выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
  • Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой.
  • Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:    возраста участников процесса создания интеллект-карт; поставленных задач; индивидуальных способностей детей; типа занятия; формы организации детей.

Вариативность использования интеллектуальных карт определяется в зависимости от:  

  • возраста участников процесса создания интеллект-карт;
  • поставленных задач;
  • индивидуальных

способностей детей;

  • типа занятия;
  • формы организации детей.
Использование интеллект карт Первое направление Второе направление Сбор материала о предмете или объекте. Третье направление Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Закрепление и обобщение материала. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.  Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.     

Использование интеллект карт

Первое направление

Второе направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Третье направление

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Закрепление и обобщение материала.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

    

Планируемый результат: возрастёт детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества; дети приобретут определенные умения по заполнению интеллект-карты, появятся зачатки планирования, которые они смогут проявить в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни; усовершенствуются коммуникативные и речевые навыки; дети станут четче формулировать мысли, легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого; у детей сформируются аналитические предпосылки, они не только будут воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат:

  • возрастёт детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении творчества;
  • дети приобретут определенные умения по заполнению интеллект-карты, появятся зачатки планирования, которые они смогут проявить в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни;
  • усовершенствуются коммуникативные и речевые навыки;
  • дети станут четче формулировать мысли, легче воспринимать и усваивать инструкцию взрослого;
  • у детей сформируются аналитические предпосылки, они не только будут воспринимать информацию, но и устанавливать причинно-следственные связи.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!