МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 74»
Применение метода ТРИЗ в развитие творческих способностей обучающихся
Составила: Воспитатель 1кв.категории
Сотникова Л.Н.
Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является – Развитие творческих способностей ребёнка. Использование ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!
в будущей взрослой жизни.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ
с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки,
творческого воображения, диалектического мышления.
Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения .
Девиз технологии ТРИЗ:
«Можно говорить всё»
Разрешение противоречий –
ключ к творческому мышлению.
Средство работы с детьми – педагогический поиск.
Занятие –
не форма, а поиск истины.
Основная задача ТРИЗ- технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги .
Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов:
Как? Откуда? Зачем?
Для чего?
Чем можно заменить?
Чем хорош?
Чем плох?
Чем полезен?
Чем неудобен?
Что делать?
Где можно использовать?
ТРИЗ представляет собой совокупность методов, которые позволяют решать эти самые изобретательские задачи
- Метод решений противоречий
- Морфологический анализ
- Метод фокальных объектов
- Простые приёмы фантазирования
- Метод проб и ошибок
- Мозговой штурм
- Метод каталога
- Метод ресурсов
- Метод маленьких человечков
- Синектика
- Системный анализ
- Метод контрольных и наводящих вопросов
- Круги Луллия
Мозговой штурм
Это коллективное обсуждение проблемной ситуации. Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода Во время мозгового штурма происходит активизация мыслительной деятельности, он даёт возможность высказать любое предположение, которое будет принято к обсуждению без критики.
Темами мозгового штурма могут быть такие: как уберечь продукты от мышей; как не намокнуть под дождем; как мышам достать сыр из-под носа кота; как колобку убежать от лисы; как потушить пожар, если в доме нет воды; как не дать медведю залезть в теремок и развалить его; как оставить кусочек лета в зиму
Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления
Метод «маленьких человечков»
Приём, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними, позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества (твёрдое, жидкое, газообразное). Все предметы состоят из множества маленьких человечков, и от того, как они себя ведут, каким подчиняются командам, зависит состояние вещества.
Метод контрольных наводящих вопросов: игра “Данетка”
«Да- нетка» -- вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Задачи «Да- нетки» решаются постепенным сужением круга поиска.
«Да- нетки» бывают
- объектные (загадывается один объект)
- ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло).
- числовые «да- нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов),
- линейная «да- нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали),
- плоскостная (предметы располагаются на плоскости),
- объемная (предметы располагаются в пространстве).
Например: – Я загадала слово (кошка). – Это слово обозначает предмет?– Да. – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно белого цвета? – Это не важно. И т.д., пока слово не будет угадано .
Синектика – это методы аналогий, которые развивают память, мышление, воображение
Системный анализ
Система – любой рассматриваемый объект,
совокупность его элементов и связей между ними.
Цель : учить анализировать, обобщать и систематизировать
1этап - (младшие группы) только по горизонтали
2 этап -(средняя группа) : продолжаем открывать
экраны по горизонтали
3 этап-открываем экраны по вертикали вниз
4 этап- старшая группа (вверх)
Круги Луллия
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота констукции позволяет применять её даже детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Круги Луллия – универсальное дидактическое средство, формирующее мыслительные процессы у детей. Это пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу
Положительные стороны ТРИЗ :
- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности;
- ТРИЗ помогает формировать логику, способствует продолжению застенчивости, радости.
- Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.