«Применение мнемотехнических приемов в целях повышения эффективности урока немецкого языка».
Подготовила учитель немецкого языка
МБОУ «Дмитриевская СОШ »
Тюрина Лариса Сергеевна
08/07/2022
«Прежде всего, следует тщательно упражнять память у детей, потому, что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают большое влияние не только на ученость, но и на все дела практической жизни, потому, что память о прошедшем делает нас умнее для будущего»
(Плутарх)
08/07/2022
Психологи выделяют 4 вида
- двигательную
- образную
- словесно-логическую
- эмоциональную.
Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 различные системы памяти:
- ультрократковременная
- кратковременная
- долговременная
08/07/2022
Основные причины невозможности запоминания :
- недостаточная концентрация внимания;
- несоблюдение основных законов памяти;
- сложность самой информации для запоминания, а также ее плохая организация;
- cлабо развитая природная память.
Мнемоника - совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания, по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.
Эффективные приёмы мнемотехники
- Метод ассоциаций.
- Метод ключевых слов.
- Создание квази-слов.
- Рифмизация и грамматические
сказки.
08/07/2022
По данным исследований мы
запоминаем то, что
- мы читаем (10%);
- мы слышим (20%);
- мы видим (30%);
- мы видим и слышим (70%);
- мы делаем сами (90%)
08/07/2022
Приёмами метода ассоциаций являются:
- перевод слова в образ;
- приём символизации;
- кодирование по созвучию;
- кодирование через хорошо знакомую информацию;
- толкование лексики и др.
08/07/2022
Перевод слова в образ
WETTER- «ВЕТЕР» (погода)
WETTER- «ВЕТЕР» (погода)
ветер
Ветер приносит погоду
Ассоциативная связь может быть по :
цвету - schwarz-weiss, rot, grau месту расположения- nah, weit форме - quadrat, oval звучанию - Eine lange Schlange ringelt sich um eine lange Stange. действию - turnen, springen, malen вкусу - süß назначению - die Klasse, die Turnhalle размеру - groß-klein
08/07/2022
МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
der P firsich
08/07/2022
s p ringen sp ie len
08/07/2022
das K nie
08/07/2022
Mетод ключевых слов
- 1. Ищем ключевое слово : die Brille – БРИЛЛиант
- 2. Представляем ситуацию: Вам сделали неслыханной щедрости подарок: очки, но не простые и даже не золотые, а бриллиантовые.
Точнее, вместо стекол стоит 2 огромных бриллианта
08/07/2022
das Buch [бух] – книга
08/07/2022
Создание квази-слов
- Марк Твен в своей статье "Об ужасающей трудности немецкого языка" писал:
- «В немецком языке у каждого существительного свой род, но не ищите здесь ни логики, ни системы; а посему род каждого существительного в отдельности нужно вызубрить наизусть. Иного пути нет. Чтобы справиться с этой задачей, надо иметь память, емкую, как гроссбух »
08/07/2022
Эта женщина - учёный в институте, а зовут её
Die h eit-ung-keit-ei-schaft-tion-(i)tät-ik
Ди Хайт –унг-кайт -ай-шафт-цьон-тет-ик
Там она проводит исследования, по созданию вакцины против вируса Иглингоризмус.
- Представьте себе, какой ХАЙ-Т ек
(высокие технологии) у неё в лаборатории
die Frei heit
die Übu ng
die Möglich keit
die Bäcker ei
die Wissen schaft
die Organisa tion
die Fakul tät die Universi tät
die Polit ik , die Techn ik
Der ig-ling-or-(i)smus
Дэр Иг-линг-ор-измус
- Этот вирус прилип ко многим словам в немецком языке!
- Видите, какие у этого вируса ИГ лы, как у ежа?
- Первый слог названия этой бактерии: Иг-линг...
- Так Вы сможете лучше отличить это квази-слово от двух следующих .
- der Hon ig
- der Libl ing
- der Direkt or
- der Human ismus
Das Tum-chen-ma-ment-um-lein
Дас Тум-хен-ма-мэнт-ум-лайн
Это маленькое существо похоже на ТУМАН
Подсказав Вам нужный артикль, он тут же растворяется в воздухе.
- das Bürger tum
- das Schwester chen , das Brüder chen
- das Dra ma
- das Dokum ent
- das Laboratori um , das Studi um
- das Bücher lein , das Tisch lein
Рифмизация
Пирожки готовит дома ,
Это бабушка, die ... (Oma ).
Играет вместе с нами в фанты ,
Это тётушка, die ... (Tante).
Снова слушает оркестр ,
Моя сестричка, die ...( Schwester).
Стишок о суффиксах -chen и –lein.
“ Die Süffixe „-chen“ und „-lein“ machen alle Dinge klein”.
“ Уменьшительно-ласкательные суффиксы
-chen и -lein делают все вещи маленькими”.
Грамматические сказки
в них сочетается языковая и неязыковая информация, создаются образы и связи между грамматическими явлениями
Предлоги am, um, im:
точное время - um 7 Uhr, um 10 Minuten nach 8;
время года, месяц – im Winter, im Sommer, im Herbst, im Fruhling, im Mai, im September;
дата, время суток – am 1. September, am 25. Dezember, am Morgen, am Dienstag.
08/07/2022
Обратный перевод
1. Deutschland liegt im Zentrum Europas.
1.Германия находится в центре Европы.
2. Berlin ist die Hauptstadt des Landes.
2. Берлин – столица страны.
08/07/2022
Вывод: использование на уроках немецкого языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемонических приемов позволяет улучшить качество знаний и добиться улучшения успеваемости, повысить мотивацию к изучению немецкого языка, развить познавательные интересы
08/07/2022