«Уголок природы»
Ж. ходила в нашу группу второй год, и я стала замечать за ней что, она утром сразу идет к уголку природы и смотрит, какие изменения произошли с цветами, она всегда с нетерпением ждет своей очереди дежурства в уголке. И если дежурный, по какой-либо причине отсутствует, она просит разрешение ей подежурить. Ж. во время своего дежурства, аккуратно и правильно поливала цветы, и я предложила Ж. помогать другим детям, в уходе за растениями. Ж. с радостью согласилась, и она каждый день стала проводить в уголке природы и помогать детям, также объясняла им как правильно это делать.
Ж. вытирала пыль с листьев и могла объяснить, для чего она это вытирает пыль, рассказывала о комнатных растениях, о том, что они растут дома, что за ними нужно ухаживать, для чего нужны цветы (они красивые, украшают комнату, делают воздух чистым).
В процессе наблюдения я поняла, что Ж.очень внимательная девочка, и она очень тонко замечает, что происходит с цветами. И я предложила Ж. вести дневник наблюдения в уголке природы. Ж. стала делать зарисовки и отмечать в дневнике изменения, которые происходили с растениями (какой цветок в группе расцвел, а какой уже долго не цветет).
Наблюдения в дневнике в виде зарисовок нам очень помогли при подготовке к экологическому проекту. Я показала Ж. и другим детям новый способ ухода за растениями – опрыскивание.
Я предложила детям поиграть в дидактические игры, «Какой цветок», «Как лечить растение?», «Какого растения не стало», чтобы Ж. и другие дети закрепили знания о цветах и могли узнавать по картинкам. Организовала сюжетно-ролевую игру «Цветочный магазин», применила прием «Вопрос-ответ»
В результате своих наблюдений я сделала выводы, что необходимо поддерживать и укреплять интерес к комнатным растениям. Закреплять формирование таких качеств как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, заботится о природе.
Для дальнейшей работы я решила сделать подборку дидактических игр, презентации о цветах, изучить и подготовить материал для экологического проекта.
В беседе с родителями Ж. я спросила у них
Есть ли у них дома домашние растения?
Помогает ли им Ж. при уходе за ними?
Рассказала им о своих наблюдениях за ней и предложила родителям поучаствовать в проекте.
Порекомендовала родителям, посадить вместе с ребенком любое комнатное растение, чтобы ухаживать за ним вместе. Познакомить с правильной организацией наблюдения и вести наблюдения за Ж. и записывать в тетрадь.
Комментарий
Я выбрала данного ребенка, потому что заметила, что Ж. проявляет интерес к растениям. Я решила получить достоверную информацию о Ж. и её возможностях, её уровни развития, поэтому я стала вести наблюдение за ней. Эта информация нужна была мне, для того чтобы разработать дальнейшие методы и формы работы с конкретным ребенком.
Для наблюдения я применила несколько видов наблюдений, таких как ведение записей, наводящие вопросы, срез событий. Эти виды наблюдения я выбрала, потому что посчитала, что в данной ситуации они наиболее эффективные. Во время наблюдений я постоянно делала записи, делала фотографии, старалась зафиксировать самые интересные моменты.
Я считаю, что наблюдения были достоверными, был системный подход, что помогло выявить сильные стороны ребенка.
При наблюдении за ребенком, я использовала наглядный метод (рассматривание картинок, сравнение картинок с живыми растениями), словесный и практический методы, вопросы-ответы, дидактические игры. Считаю, что использованные мной методы и приемы были эффективны для развития Ж. потому что, она стала различать растения на картинках, сравнивать картинки и живые растения и объяснять свой выбор, в сюжетно-ролевой игре она выбрала роль продавца, где она показала свои знания о цветах, вела диалог с другими детьми.
Благодаря индивидуальной работе с Ж., у нее еще больше вырос интерес к цветам, вырабатывалась саморегуляция. Также интерес Ж. цветам способствует ее развитию в других образовательных областях, так уход за растениями - это полив, рыхление, вытирание листочков тряпочкой, способствует мелкой моторике рук, что существенно облегчает приобретению навыков письма в дальнейшем. Я считаю, что обучающая история способствовала дальнейшему развитию Ж., и способствовала активизации познавательной активности, потому что наблюдения за ней помогли своевременно корректировать процесс ее развития.