Применение наглядного метода в обучении детей
с нарушением слуха
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Сегодня начальное образование обучающихся с ОВЗ должно закладывать основу формирования учебной деятельности обучающегося, включающую систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. [1]
У обучающихся с нарушением слуха система понятий формируется медленнее, чем у слышащих. Обучающиеся недостаточно пользуются обобщающими понятиями, типа «растения», «животные», и заменяют их предметными («яблоня», «корова»), не понимают смысл задачи, испытывают трудности при составлении ее условия, при составлении описательного рассказа или пересказа прочитанного. [3]
В сурдопедагогике применяются общепедагогические и специфические методы обучения. К общепедагогическим относятся методы, разработанные и применяемые в обучении детей с нормальным развитием в массовых общеобразовательных учреждениях; эти методы взяты на вооружение и в специальной педагогике, хотя и применяются особым образом.
К специфическим относятся методы, созданные и применяемые в обучении глухих и слабослышащих детей, ориентированные на преодоление последствий дефекта, использующие компенсаторные возможности детей, целенаправленно корригирующие их развитие. [2]
Преодоление недостатков возможно путем усиления сенсорной основы, которая может быть достигнута за счёт моделирования. Использование наглядных методов есть способ реализации общепедагогического принципа наглядности. [1]
Использование наглядных моделей - это познавательные УУД, которые основываются на познании окружающего мира, построении самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Моделирование - это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познавательным объектом, способный замещать его в определённых отношениях и дающий при этом новую информацию об объекте» [1]
Цель метода наглядности: помочь обучающемуся увидеть существенные стороны изучаемых объектов, явлений и сделать из содержанием познавательной деятельности.
К моделированию относятся предметная модель, графическая модель, условно-символические модели (схемы, чертежи, круги Эйлера, планы, таблицы, и т.д.
Применение наглядного метода в обучении детей с нарушенным слухом служит своеобразным мостиком между наглядно-образными и понятийным мышлением, что особенно важно иметь в виду по отношению к обучающимся с отставанием в развитии словесно-логического мышления.[3]
Своеобразие применения наглядности в обучении детей с нарушением слуха состоит в следующем. Наглядные методы наиболее адекватны возможностям сенсорной и интеллектуальной сферы «человека зрения». У детей с дефектом слуха сохранны зрительные, тактильные, вибрационные, двигательные ощущения, которые составляют психофизиологическую основу чувственного, эмпирического восприятия объектов. Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление по своему развитию в целом приближаются к норме и долгое время в процессе обучения являются преобладающими типами мышления. [2]
Ввиду указанных образовательных возможностей наглядные методы являются одним из важнейших источников учебной информации.
В школе для обучающихся с нарушением слуха, в начальных классах, одно из приоритетных мест занимает выполнение действий по образцу в процессе зрительного восприятия и последующего подражания. Этот вариант наглядного метода используется в обучении изобразительной, конструктивной, трудовой, физкультурной, игровой деятельности. Подражание артикуляционному образцу лежит в основе обучения произношению. Образец, его анализ и воспроизведение – одна из центральных частей уроков предметно-практической деятельности.[4,5]
Известно, что само зрительное восприятие детьми с нарушением слуха предъявленной реалии или ее изображения замедленно, слабо категориально. Обучающийся сосредоточен на деталях и с трудом выявляет существенные черты; кроме того, сама по себе наглядность не вызывает у него активного наблюдения. Поэтому, несмотря на природосообразность, наглядные методы требуют специальной техники применения в процессе обучения детей с дефектами слуха.
Необходимо побуждать и помогать учащемуся выделять существенное, кодировать его словом.
Проверять, чтобы наблюдаемое (эмпирически чувственное) активно соотносилось учащимся с логикой объяснения (абстрактно-логическим) на основе вопросов почему? из-за чего? сколько? где? откуда? и т.п.
К особым требованиям к применению наглядных методов относится недопустимость перегруженности урока средствами наглядности, ее чрезмерной пестроты и контрастной яркости. Все это физически перенапрягает зрительный анализатор, ребенок с нарушением слуха устает, и его внимание истощается, становится рассеянным. [2]
В процессе формирования деятельности моделирования школьники с нарушением слуха проходят путь от двигательного изобразительного моделирования к предметному и от конкретно развёрнутой предметной модели к обобщенной, содержащей только ключевые заместители, позволяющие выразить смысл предметной карты, схемы, мнемотаблици.
Таким образом, результатом овладения метода наглядности являются развитые психические процессы: внимание, память, мышление, речь. А также личностные качества: самостоятельность, общительность, творческое воображение, инициативность. Познавательная деятельность: анализ, синтез, сравнения, обобщение, классификация, наблюдательность, оперирование предложенными моделями.
Список литературы
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография/E.Г. Речицкая –2-е изд.-Москва: МПГУ, 2017.
Основы сурдопедагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений /Г.А. Карпова. –Екатерибург, 2008
Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/[И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДАС, 2014.
Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: учеб. пособие для студ. высш. Пед. учеб. заведений/Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова. –М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. пед. высш.учеб.заведений/Л.П. Назарова. –М.: ВЛАДАС, 2001.