СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение нововведений с 1 сентября 2025 года в российской системе образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлены обзоры основных направлений и изменений в российской системе образования (Приказ №704), а также изменения в трудовом законодательстве

Просмотр содержимого документа
«Применение нововведений с 1 сентября 2025 года в российской системе образования»

Омельченко Людмила Анатольевна, руководитель МО учителей истории и обществознания

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»

г. Ростов-на-Дону


Основные направления и изменения в российской системе образования, предусмотренные нормативным актом Министерства просвещения РФ от 9 октября 2024 года № 704 (Приказ №704)

Российская система образования в эпоху стремительного технологического прогресса переживает значительные изменения, связанные с внедрением цифровых технологий, изменением образовательных стандартов и требованием общества. Министерство Российской Федерации проводит реформу образовательной системы. В рамках данной инициативы был подписан нормативный акт от 9 октября 2024 года № 704 (Приказ № 704), предусматривающий существенные изменения в нормативно- правовом регулировании и организационных аспектах образовательного процесса.

Основные направления реформ

Приказ № 704 предусматривает комплексный подход к модернизации системы образования, включающий следующие ключевые направления:

1. Унификация образовательных программ: внедрение унифицированных стандартов обучения для обеспечения единообразия образовательного процесса на всей территории Российской Федерации. Это направлено на повышение качества образования и обеспечение сопоставимости образовательных результатов.

2. Внедрение инновационных методик обучения: использование передовых педагогических технологий для повышения мотивации и вовлеченности учащихся, включая интерактивные методы, проектную деятельность и цифровые образовательные ресурсы.

3. Обеспечение профессионального развития педагогических кадров: усиление требований к квалификации педагогических работников, включая регулярное повышение квалификации, участие в научно-исследовательской деятельности и внедрение инновационных образовательных практик.

4. Оптимизация учебной нагрузки учащихся: ограничение количества контрольных и проверочных работ до 10% от общего числа учебных часов, что направлено на снижение учебной нагрузки и создание благоприятных условий для всестороннего развития учащихся

5. Модернизация инфраструктуры образовательных учреждений: создание комфортных условий для обучения и профессионального роста учащихся, включая обновление материально-технической базы образовательных организаций.

Изменения в федеральных основных общеобразовательных программах

С 1 сентября 2025 года вступают в силу существенные изменения в федеральные основные общеобразовательные программы, включающие следующие ключевые положения:

1. Введение унифицированных образовательных стандартов: утверждение и внедрение образовательных программ, обеспечивающих единообразие учебного процесса и повышение его качества.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательные программы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, имеющим государственную аккредитацию, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (ФООП). Содержание и планируемые результаты данных программ должны соответствовать содержанию и планируемым результатам ФООП.

Приказ № 704 не вводит новые ФООП, а вносит изменения в уже существующие федеральные образовательные программы начального общего образования (ФООП НОО), основного общего образования (ФООП ООО) и среднего общего образования (ФООП СОО). Таким образом, каждая образовательная организация имеет право самостоятельно принять решение о разработке единой образовательной программы на уровне основного общего образования, с указанием сроков обучения с 1 сентября 2025 года и с 1 сентября 2026 года, либо двух образовательных программ на данном уровне.

Приказ № 704 также предусматривает возможность установления графика учебного процесса, включающего равномерное чередование учебных периодов и каникул, продолжительностью 5-6 недель каждый, с последующими недельными каникулами. При этом допускается сохранение традиционного деления учебного года на четыре четверти, если это соответствует установленным требованиям.

2. Гибкость поурочного планирования: предоставление образовательным учреждениям возможности адаптировать учебные программы с учетом федеральных требований и специфики локальных образовательных условий.

В случае отсутствия соответствующей рабочей программы в ФООП, образовательная организация имеет право самостоятельно разработать рабочую программу учебного предмета, курса, включая курсы внеурочной деятельности, или использовать уже разработанную рабочую программу при условии соблюдения законодательства.

3. Ограничение контрольных работ. Количество контрольных работ образовательная организация определяет самостоятельно. При этом должно быть соблюдено следующее требование – объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данном классе в текущем учебном году. Сокращение объема контрольных и проверочных мероприятий направлено на оптимизацию учебного процесса и снижение учебной нагрузки на обучающихся.

4. Увеличение учебной нагрузки по предмету «История»: с 1 сентября 2025 года рекомендовано увеличение количества учебных часов по истории в 5–7 классах до 3 часов в неделю:

  1. класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края);

  2. класс – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края);

  3. класс – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края).

В 8–9 классах без изменений (включая модуль «Введение в новейшую историю России»).

С 1 сентября 2026 года планируется пересмотр структуры учебного времени по истории для 8 и 9 классов: в 8 классе предусмотрено 34 часа на изучение всеобщей истории и 68 часов на изучение истории России, а в 9 классе – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на изучение истории России. Это направлено на углубление и расширение знаний учащихся по историческим процессам и явлениям.

5. Трансформация содержания предмета «Обществознание»: с 1 сентября 2025 года изучение данного предмета начинается в 8 классе, а с 1 сентября 2026 года его изучение предусмотрено только в 9 классе. Это изменение направлено на оптимизацию учебной нагрузки и усиление акцента на ключевые аспекты обществознания в старших классах.

Следует также отметить, приказ № 704 устанавливает поурочное планирование для изучения учебных предметов на базовом уровне. Образовательные организации могут воспользоваться поурочным планированием для изучения учебных предметов на углубленном уровне из конструктора рабочих программ (сайт «Единое содержание общего образования»).

6. Оптимизация преподавания родного языка: при увеличении объема учебных часов, выделенных на изучение родного языка, или при выборе углублённого курса необходимо соблюдать установленные нормы предельно допустимой учебной нагрузки. Это способствует гармоничному развитию личности обучающегося и сохранению его психоэмоционального благополучия.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 273-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на получение начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также на изучение родного языка в пределах возможностей, предоставленных системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация данных прав обеспечивается созданием необходимого числа образовательных организаций, классов и групп, а также условий для их функционирования.

7. Процедуры промежуточной аттестации: обязательная промежуточная аттестация вводится для всех классов, кроме первого, где она осуществляется без балльного оценивания, что направлено на развитие критического мышления и навыков самоконтроля у учащихся.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ, освоение основной образовательной программы, за исключением программы дошкольного образования, включает в себя промежуточную аттестацию обучающихся. Данная аттестация проводится в формах и порядке, предусмотренных учебным планом и установленными образовательной организацией (статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ).

Статья 28 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает, что определение форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации находится в компетенции образовательной организации.

Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает возможность проведения промежуточной аттестации для обучающихся первого класса. Однако, в соответствии с этим же законом, для первоклассников исключается балльное оценивание результатов аттестации.

Таким образом, промежуточная аттестация для обучающихся первого класса может осуществляться без применения балльной системы оценивания.

8. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР): с 1 сентября 2025 года курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) будет исключен из учебных планов. Данное изменение требует пересмотра методологических подходов к формированию духовно-нравственных ценностей среди обучающихся и интеграции соответствующих компонентов в иные учебные дисциплины. Важно подчеркнуть, что исключение ОДНКНР из образовательной программы не подразумевает отказ от формирования у учащихся духовно-нравственных ориентиров. Напротив, это создает необходимость поиска более эффективных методов интеграции данных аспектов в общую структуру образовательного процесса. Это, в свою очередь, будет способствовать гармоничному развитию личности учащихся и укреплению их национальной идентичности.

9. Пилотный проект по оценке поведения учеников: в 84 школах семи субъектов Российской Федерации: в Новгородской, Ярославской, Тульской, Ленинградской областях, Луганской Народной Республике, Чеченской Республике и Республике Мордовия – будет реализован пилотный проект по оцениванию поведения учащихся 1–8 классов. Возможны три системы оценивания на выбор администрации: пятибалльная, трехбалльная или система "зачет/незачет". С 1 января 2026 года внедрение данной системы планируется на всей территории Российской Федерации.

10. Оптимизация учебной нагрузки в начальной школе. Введение четких ограничений по времени выполнения домашних заданий: для 1-го класса – до 1 часа, для 2–3-х классов – до 1,5 часов, для 4-го класса – до 2 часов. Контроль за соблюдением установленных норм будет осуществляться администрацией образовательных организаций.

11. Оптимизация нагрузки на педагогических работников: введение единого расписания учебных занятий и ограничение средней нагрузки до 1,4 ставки, включающей 25 часов на учебные занятия и 11 часов на подготовку к занятиям.

12. Пилотное внедрение новой системы оплаты труда педагогических работников: в трех субъектах Российской Федерации – в Удмуртской Республике, Владимирской области и Сахалинской области – будет реализован пилотный проект новой системы оплаты труда, включающей базовую часть (70%) и стимулирующие выплаты (30%) от образовательной организации.

13. Обеспечение повышения квалификации педагогических кадров: проведение курсов повышения квалификации и переподготовки исключительно в государственных или муниципальных образовательных организациях, что обеспечивает единый уровень подготовки педагогических работников.


Образовательные программы. Основные направления корректировок в образовательных программах

1. Пересмотреть учебную нагрузку

2. Внедрить поурочное планирование в рабочие программы

3. Добавить кодификаторы для оценки достижения результатов обучения

4. Обновить содержание в соответствии с текущими приоритетами государственной политики

Учитель истории и обществознания должен познакомиться с содержанием ФРП (Примерных … программ нет!). РП учителя должна отражать перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП ООО/ СОО, а также перчень (кодификатор) распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО/СОО и элементов содержания по истории и обществознанию. Кодификатор проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООП ООО/ СОО используют в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования, в ОГЭ и ЕГЭ.

Перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным результатам освоения ООПА ООО












Актуальные вопросы преподавания истории с 1 сентября 2025 года

С 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов для изучения истории составляет 3 часа в неделю. В 8–9-х классах изменения начнутся с 1 сентября 2026 года.

С 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не будут учить; в 8–9-х классах число рекомендованных часов остается без изменений.

С 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе.

Поурочное планирование по истории и обществознанию представлено в двух вариантах – для обучающихся, которые начали осваивать ФОП ООО до 1 сентября 2025 года, и отдельно – для учеников, начавших освоение ФОП ООО с 1 сентября 2025 года.

В учебных планах на этот год нет предмета ОДНКНР. Возможно этот предмет вернется в 2026 году с корректировками.

Актуальные вопросы преподавания обществознания с 1 сентября 2025 года

С 1 сентября 2025 г. учебный предмет «Обществознание» в 6-7 классах не изучается. В 8-9 классах без изменений (обществознание изучается).

С 1 сентября 2026 г. обществознание изучается только в 9 классе

Структура и последовательность изучения курсов в рамках учебного предмета «История»












Новая линейка единых государственных учебников истории











Объём домашнего задания










Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №370

«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»


П.18. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП ООО


18.2. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в образовательной организации являются:

оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней;

оценка результатов деятельности педагогических работников как основа аттестационных процедур;

оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур.










Дополнения в раздел «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП ( ООО/СОО)»










Преподавание истории родного края в 2025/2026 учебном году

В соответствии с приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 г . № 704

«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» с 1 сентября 2025 г . будет реализовываться курс «История родного края» в рамках учебного предмета «История» в 5– 7 классах.

Содержание учебного курса «История нашего края» определяется положениями

федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г . № 370, и охватывает историю субъекта Российской Федерации в соответствии с принятой периодизацией исторического процесса:


















Реализация модуля «Введение в Новейшую историю России»




Порядок утверждения рабочих программ











Таким образом, Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704 модернизирует и адаптирует отечественную систему образования к новым современным вызовам. Внедрение унифицированных образовательных стандартов, инновационных методик обучения и оптимизация учебной нагрузки создают условия для повышения качества образования и подготовки конкурентоспособных выпускников. Успешная реализация данных реформ требует тщательной организационной подготовки, профессионального развития педагогических работников и адаптации образовательных учреждений к новым образовательным стандартам.


Литература

      1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 23.05.2025).

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования. Дата регистрации: 11.02.2025. Регистрационный номер: 81220.

  2. Федеральный портал: https://edsoo.ru/



Изменения в трудовом законодательстве

С 1 сентября 2025 г. действуют два новых приказа Минпросвещения о рабочем времени педагогов от 04.04.2025 №268 и №269.

Рабочее время – это время, в течение которого сотрудник должен исполнять трудовые обязанности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и условиями трудового договора (ч. 1 ст. 91 ТК). У работодателя есть обязанность вести учёт рабочего времени, фактически отработанного каждым сотрудником (ч.4 ст.91 ТК РФ). От нормы рабочего времени и фактического объёма её отработки зависит размер заработной платы (ст. 129 ТК РФ). В рабочее время входит непосредственное исполнение трудовых обязанностей, а также периоды, не всегда связанные с работой, но необходимые для нее.

Нововведения:

  1. установлены объёмы часов – норма педагогической работы за ставку заработной платы в неделю, а также продолжительность рабочего времени работника определяют в астрономических часах.

  2. Перемены и динамические паузы входят в нормируемую часть педагогической работы (п.12 Особенностей, утверждённых приказом Минпросвещения от 04.04.2025 №268; п.п. 13, 15 приложения №1 к приказу Минпрсвещения от 04.04.2025 №269.

  3. Нормы нагрузки, правила её установления и изменения оставили прежними.

  4. Иначе сформулированы компоненты работы, которые входят в рабочее время педагога с 18-час. учебной нагрузкой. Рабочее время педагогов состоит из трёх компонентов:

а) нормируемой- учебной (преподавательской, тренировочной) работы, которая выражается в обёме учебной нагрузки;

б) ненормируемой- другой части педагогической работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности;

в)дополнительной работы, непосредственно связанной с образовательной деятельностью, выполняемой с письменного согласия работника и за дополнительную плату.

  1. Скорректировали пункт с перечнем видов работ, непосредственно входящих в должностные обязанности педагогов в соответствии с квалификационными характеристиками. К таким работам теперь относят:

а) подготовку к образовательной деятельности и обучению, воспитанию обучающихся, организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей (за исключением рабочих программ по учебным предметам, предусмотренным пунктом 6.3 статьи 12 Закона об образовании), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся, регулируемые самостоятельно педагогом;

б) ведение журнала и дневников обучающихся в электронной или бумажной форме в порядке, устанавливаемом ПВТР;

в) организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям, определяемой в соответствии с ПВТР;

г) выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов и объединений, работой по проведению родительских собраний, предусматриваемых планами и графиками, локальными нормативными актами организации;

д) периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи, регулируемые локальными нормативными актами организации.

  1. Отдельно перечислили виды дополнительной работы, непосредственно связанной с образовательной деятельностью, которую работник ведет с письменного согласия за дополнительную оплату:

а) выполнение дополнительной индивидуальной или групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других видах учебной деятельности, регулирование которой осуществляется графиками, планами, расписаниями, локальными нормативными актами организации, коллективным договором;

б) классное руководство;

в) проверка письменных работ;

г) заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками;

д) руководство методическими объединениями;

е) другие дополнительные виды работ, регулируемые ПВТР, с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты.


  1. Изменены нормы о правилах оплаты замен учителями коллег: если педагог замещал коллегу не более двух месяцев, то оплачивается труд педагога на условиях почасовой оплаты.

  2. Если замещение продолжалось непрерывно свыше двух месяцев, по объём учебной нагрузки учителя, который замещал, необходимо отразить в дополнительном соглашении к трудовому договору и пересчитать месячную оплату труда с увеличением объёма (п.п. 19, 20 приложения №2 к приказу Мсинпросвещения от 04.04.2025 №269).

  3. Добавили норму о том, что при составлении графика работы в каникулярное время работодатель вправе с письменного согласия педагогов вводить суммированный учет рабочего времени – для выполнения работы в пределах установленного им объема учебной нагрузки, педагогической работы в неделю.

  4.  Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно – каникулярное время, отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в размере, предусмотренном трудовым договором и локальными нормативными актами организации.

  5. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах установленного объема их учебной нагрузки (объема педагогической работы), определенного им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктами 11–16 Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).

  6. Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

  7. Изменения в режиме рабочего времени и отдыха:

а) учебные занятия и перемены составляют нормируемую часть работы, их время четко определено в расписании. Вся остальная деятельность, включая методическую работу, подготовку к урокам и воспитательные мероприятия, относится к ненормируемой части, требующей гибкого планирования;

б) все расчеты рабочего ведутся в астрономических часах, включая перемены;

в) учителя дежурят не более 20 минут до начала и после окончания уроков. Большие «окна» между уроками — только по письменному заявлению педагога.

  1. Типы организаций для допобразования педагогов:

а) государственных и муниципальных образовательные организации,

б) организации, учредителями которых являются федеральное, региональное или муниципальное государство,

в) государственные корпорации или компании, либо имеющие долю государства в уставном капитале,

г) образовательные организации на территории «Сириуса», организации на территориях «Сколково» и инновационных научно-технологических центров,

д) общероссийские спортивные федерации в части ДПО в области физической культуры и спорта.

Таким образом, приказы Минпросвещения о рабочем времени педагогов регулируют трудовые взаимоотношения