Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шайковская СОШ№1»
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов
Актуальность выбранной темы. Современный урок требует от учителя:
планировать и проводить урок не только в знаниевой, но и деятельностной форме
организовывать занятие, дающее ученику универсальные знания, которые он сможет применить в разных жизненных ситуациях
добиваться высокой степени мотивации и речевой активности учащихся
Добиться такой организации урока мне помогают следующие педагогические технологии:
проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, технология смыслового чтения, проектная технология, кроссенс
Цель. Задачи. Планируемые результаты
Цель: формирование компетентно-ориентированной личности, осознанно относящейся к усвоению русского языка как базы в системе знаний, посредством внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий.
Задачи:
- создать обстановку сотрудничества ученика и учителя;
- выработать долговременную положительную мотивацию к обучению;
- стимулировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся.
Планируемые результат:
сформированность у учащихся основных видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения русского языка,повышение познавательных способностей к самовыражению и самореализации, повышение интереса к способу действий.
Теоретическая база методической системы
Ведущая педагогическая идея опыта
заключается в разработке комплекса педагогических условий, внедрении в учебный процесс новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективное развитие познавательной компетенции школьников.
Принципы:
принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом о стремлении индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к
самосовершенствованию
теория развивающего обучения Л.С.Выготского, согласно гипотезе которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся .
технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес;
принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться.
Практическая значимость
Новизна опыта
состоит в синтезе выбранных мною педагогических технологий и техник. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности
Активизация творческих и познавательных способностей учащихся.
Осознание учащимися практической
ценности русской речи.
повышение уровня языковых знаний,
умений и навыков .
Педагогическая технология – «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)
Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:
- гуманизация образования и личностно ориентированный подход;
- интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;
- доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
- внимание к индивидуальности человека, его личности;
- чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.
Проблемно-диалогическая технология
Русский язык 6 класс. Решение проблемной ситуации.
Выделите корни во всех словах.
Давайте попробуем раскрыть тайну правописания слов с корнями -кас-, -кос-
От чего зависит правописание корневых гласных?
-Посмотрите на слова. Как вы думаете, на какие две группы мы можем их распределить?
Выпишите в один столбик слова с буквой А в корне – кас-, в другой с О в корне – кос-
На слайде помещены слова:
А теперь внимательно посмотрите на слова и подумайте от чего зависит правописание букв О и А в корнях –кас-/-кос-? Составьте графические схемы
ПРИКАСАТЬСЯ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ
Сделайте вывод
Когда возникают проблемные ситуации?
естественность
постановки проблемы
проблема должна быть доступной
пониманию учащихся
Методы проблемного обучения
должна быть сформулирована в известных учащимся терминах
проблемное изложение
посильность выдвигаемой проблемы
поисковая беседа
Цель – усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов
исследовательская деятельность учащихся
формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся
Технология оценивания
- Лист учебных достижений показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.).
- Обратная связь.
- На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться
- «Словесная оценка».
- «Светофор».
- У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала
- «Самооценивание»
- «Взаимооценивание»
Имя существительное. Обобщение.Подведение итогов урока. 1 мин
Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.
У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.
Технология смыслового чтения
5класс Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»
«Толстые и тонкие вопросы»
- -Когда происходит действие рассказа?
- -Кто является главными героями произведения?
- - Что случилось с этими героями?
- - Как вели себя герои в плену?
- - Кто помог героям бежать? («тонкие вопросы»)
После воспроизведения событий рассказа наступает очередь «толстых» вопросов.
Задание: составить ряд «толстых» вопросов
Проектная технология
- Например, в учебнике 5 класса по литературе предлагается выполнить проект – электронную презентацию «Иллюстрации к сказке Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»».
- Принимаем участие в научно-практической конференции «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского:
- 1. Научно-технический прогресс в произведениях Рэя Брэдбери (Кузнецова Виктория 10 класс, секция «Литературоведение» – 1 место)
- 2. «Интернет-платформы как средство обучения в информационно-образовательной среде» (Подкопаева Ирина 8 класс, секция «Социология» - призер)
Кроссенс Применение кроссенса Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: - проверка домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); - формулировка темы урока, постановка цели урока ( найдите связь между изображениями и определите тему урока)
Алгоритм создания кроссенса :
1. Определить тематику, общую идею.
2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.
3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
4. Выделить отличительные черты каждого элемента.
5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.
6. Замена прямых образов символическими.
7. Построить ассоциативную связь между образами.
8. Кроссенс готов
Ч
Число
Результативность применения образовательных технологий за последние два года
- ХХХ областная научно-практическая конференция «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского Кузнецова Виктория Алексеевна 9кл. – победитель, 2020
- ХХХI областная научно-практическая конференция «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского Подкопаева Ирина Владимировна 8 кл. – призер, 2021
- Фестиваль детских и педагогических проектов «Храм души». Воронова Александра Юрьевна 6 кл. – победитель, 2020
- Фестиваль детских и педагогических проектов «Храм души » Власова Анастасия Владимировна 6 кл. – призер, 2020
- Фестиваль исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Свой путь к открытиям» Подкопаева Ирина Владимировна 7 кл. – победитель, 2020
- Конкурс чтецов духовной поэзии и прозы. Подкопаева Ирина Владимировна 7 кл. – призер, 2020
Спасибо за внимание!