СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение образовательных технологий на уроках русского яхыка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение образовательных технологий на уроках русского яхыка»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шайковская СОШ№1» Применение современных образовательных технологий  на уроках русского языка  как средство достижения новых образовательных результатов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шайковская СОШ№1»

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка как средство достижения новых образовательных результатов

Актуальность выбранной темы. Современный урок требует от учителя: планировать и проводить урок не только в знаниевой, но и деятельностной форме организовывать занятие, дающее ученику универсальные знания, которые он сможет применить в разных жизненных ситуациях добиваться высокой степени мотивации и речевой активности учащихся  Добиться такой организации урока мне помогают следующие педагогические технологии:  проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, технология смыслового чтения, проектная технология, кроссенс

Актуальность выбранной темы. Современный урок требует от учителя:

планировать и проводить урок не только в знаниевой, но и деятельностной форме

организовывать занятие, дающее ученику универсальные знания, которые он сможет применить в разных жизненных ситуациях

добиваться высокой степени мотивации и речевой активности учащихся

Добиться такой организации урока мне помогают следующие педагогические технологии:

проблемно-диалогическая технология, технология оценивания, технология смыслового чтения, проектная технология, кроссенс

Цель. Задачи. Планируемые результаты  Цель: формирование компетентно-ориентированной личности, осознанно относящейся к усвоению русского языка как базы в системе знаний, посредством внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий. Задачи: - создать обстановку сотрудничества ученика и учителя; - выработать долговременную положительную мотивацию к обучению; стимулировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся.   Планируемые результат: сформированность у учащихся основных видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения русского языка,повышение познавательных способностей к самовыражению и самореализации, повышение интереса к способу действий.

Цель. Задачи. Планируемые результаты

Цель: формирование компетентно-ориентированной личности, осознанно относящейся к усвоению русского языка как базы в системе знаний, посредством внедрения в учебный процесс современных образовательных технологий.

Задачи:

- создать обстановку сотрудничества ученика и учителя;

- выработать долговременную положительную мотивацию к обучению;

  • стимулировать самостоятельную поисковую, творческую деятельность учащихся.

 

Планируемые результат:

сформированность у учащихся основных видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в процессе изучения русского языка,повышение познавательных способностей к самовыражению и самореализации, повышение интереса к способу действий.

Теоретическая  база методической системы Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке комплекса педагогических условий, внедрении в учебный процесс новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективное развитие познавательной компетенции школьников. Принципы: принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом о стремлении индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к самосовершенствованию теория развивающего обучения Л.С.Выготского, согласно гипотезе которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся . технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес; принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться.

Теоретическая база методической системы

Ведущая педагогическая идея опыта

заключается в разработке комплекса педагогических условий, внедрении в учебный процесс новых образовательных технологий, обеспечивающих эффективное развитие познавательной компетенции школьников.

Принципы:

принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом о стремлении индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к

самосовершенствованию

теория развивающего обучения Л.С.Выготского, согласно гипотезе которого знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся .

технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей ребенка, на познавательный интерес;

принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться.

. Практическая значимость Новизна опыта состоит в синтезе выбранных мною педагогических технологий и техник. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности Активизация творческих и познавательных способностей учащихся. Осознание учащимися практической  ценности русской речи. повышение уровня языковых знаний, умений и навыков .
  • .

Практическая значимость

Новизна опыта

состоит в синтезе выбранных мною педагогических технологий и техник. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности

Активизация творческих и познавательных способностей учащихся.

Осознание учащимися практической

ценности русской речи.

повышение уровня языковых знаний,

умений и навыков .

Педагогическая технология  – «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)  Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизация образования и личностно ориентированный подход; интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности; доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу; внимание к индивидуальности человека, его личности; - чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

Педагогическая технология  – «это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (В. М. Монахов)

Современные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии:

  • гуманизация образования и личностно ориентированный подход;
  • интеллектуальное развитие детей, их самостоятельности;
  • доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;
  • внимание к индивидуальности человека, его личности;

- чёткая ориентация на развитие творческой деятельности.

Проблемно-диалогическая технология Русский язык 6 класс. Решение проблемной ситуации. Выделите корни во всех словах. Давайте попробуем раскрыть тайну правописания слов с корнями -кас-, -кос- От чего зависит правописание корневых гласных? -Посмотрите на слова. Как вы думаете, на какие две группы мы можем их распределить?  Выпишите в один столбик слова с буквой А в корне – кас-, в другой с О в корне – кос- На слайде помещены слова: А теперь внимательно посмотрите на слова и подумайте от чего зависит правописание букв О и А в корнях –кас-/-кос-? Составьте графические схемы ПРИКАСАТЬСЯ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ Сделайте вывод

Проблемно-диалогическая технология

Русский язык 6 класс. Решение проблемной ситуации.

Выделите корни во всех словах.

Давайте попробуем раскрыть тайну правописания слов с корнями -кас-, -кос-

От чего зависит правописание корневых гласных?

-Посмотрите на слова. Как вы думаете, на какие две группы мы можем их распределить?

Выпишите в один столбик слова с буквой А в корне – кас-, в другой с О в корне – кос-

На слайде помещены слова:

А теперь внимательно посмотрите на слова и подумайте от чего зависит правописание букв О и А в корнях –кас-/-кос-? Составьте графические схемы

ПРИКАСАТЬСЯ, ПРИКОСНОВЕНИЕ, КОСНУТЬСЯ, КАСАТЬСЯ

Сделайте вывод

     Когда возникают проблемные ситуации? естественность  постановки проблемы проблема должна быть доступной   пониманию учащихся Методы проблемного обучения должна быть сформулирована в известных учащимся терминах проблемное изложение   посильность выдвигаемой проблемы поисковая беседа Цель – усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов исследовательская деятельность учащихся формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся

Когда возникают проблемные ситуации?

естественность 

постановки проблемы

проблема должна быть доступной

  пониманию учащихся

Методы проблемного обучения

должна быть сформулирована в известных учащимся терминах

проблемное изложение

  посильность выдвигаемой проблемы

поисковая беседа

Цель – усвоение не только результатов научного познания, но и самого процесса получения этих результатов

исследовательская деятельность учащихся

формулировка проблемы должна заинтересовать учащихся

Технология оценивания Лист учебных достижений  показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.). Обратная связь.   На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться «Словесная оценка». «Светофор».        У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала «Самооценивание» «Взаимооценивание» Имя существительное. Обобщение.Подведение итогов урока. 1 мин Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.  У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

Технология оценивания

  • Лист учебных достижений  показывает развитие ученика (в течение урока, четверти, года и т.д.).
  • Обратная связь.
  •   На любом этапе учебной работы учащемуся необходимо получать обратную связь, которая показывает, где он сейчас находится, что у него получается, какие затруднения возникают, как он может с ними справиться
  • «Словесная оценка».
  • «Светофор».
  •        У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала
  • «Самооценивание»
  • «Взаимооценивание»

Имя существительное. Обобщение.Подведение итогов урока. 1 мин

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.

У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

Технология смыслового чтения 5класс Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» «Толстые и тонкие вопросы»  -Когда происходит действие рассказа?  -Кто является главными героями произведения? - Что случилось с этими героями? - Как вели себя герои в плену? - Кто помог героям бежать? («тонкие вопросы»)  После воспроизведения событий рассказа наступает очередь «толстых» вопросов. Задание: составить ряд «толстых» вопросов

Технология смыслового чтения

5класс Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

«Толстые и тонкие вопросы»

  • -Когда происходит действие рассказа?
  • -Кто является главными героями произведения?
  • - Что случилось с этими героями?
  • - Как вели себя герои в плену?
  • - Кто помог героям бежать? («тонкие вопросы»)

После воспроизведения событий рассказа наступает очередь «толстых» вопросов.

Задание: составить ряд «толстых» вопросов

Проектная технология Например, в учебнике 5 класса по литературе предлагается выполнить проект – электронную презентацию «Иллюстрации к сказке Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»». Принимаем участие в научно-практической конференции «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского: 1. Научно-технический прогресс в произведениях Рэя Брэдбери (Кузнецова Виктория 10 класс, секция «Литературоведение» – 1 место) 2. «Интернет-платформы как средство обучения в информационно-образовательной среде» (Подкопаева Ирина 8 класс, секция «Социология» - призер)

Проектная технология

  • Например, в учебнике 5 класса по литературе предлагается выполнить проект – электронную презентацию «Иллюстрации к сказке Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»».
  • Принимаем участие в научно-практической конференции «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского:
  • 1. Научно-технический прогресс в произведениях Рэя Брэдбери (Кузнецова Виктория 10 класс, секция «Литературоведение» – 1 место)
  • 2. «Интернет-платформы как средство обучения в информационно-образовательной среде» (Подкопаева Ирина 8 класс, секция «Социология» - призер)
Кроссенс    Применение кроссенса  Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока:  - проверка домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы);  - формулировка темы урока, постановка цели урока ( найдите связь между изображениями и определите тему урока)   Алгоритм создания кроссенса : 1. Определить тематику, общую идею.   2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.   3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).   4. Выделить отличительные черты каждого элемента.   5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.   6. Замена прямых образов символическими.   7. Построить ассоциативную связь между образами.   8. Кроссенс готов

Кроссенс Применение кроссенса Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе урока: - проверка домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); - формулировка темы урока, постановка цели урока ( найдите связь между изображениями и определите тему урока)

Алгоритм создания кроссенса :

1. Определить тематику, общую идею.  

2. Выделить 8-9 элементов, имеющих отношение к теме.  

3. Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).  

4. Выделить отличительные черты каждого элемента.  

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.  

6. Замена прямых образов символическими.  

7. Построить ассоциативную связь между образами.  

8. Кроссенс готов

Ч Число

Ч

Число

Результативность применения образовательных технологий за последние два года ХХХ областная научно-практическая конференция «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского Кузнецова Виктория Алексеевна 9кл. – победитель, 2020 ХХХI областная научно-практическая конференция «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского Подкопаева Ирина Владимировна 8 кл. – призер, 2021 Фестиваль детских и педагогических проектов «Храм души». Воронова Александра Юрьевна 6 кл. – победитель, 2020 Фестиваль детских и педагогических проектов «Храм души » Власова Анастасия Владимировна 6 кл. – призер, 2020 Фестиваль исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Свой путь к открытиям» Подкопаева Ирина Владимировна 7 кл. – победитель, 2020 Конкурс чтецов духовной поэзии и прозы. Подкопаева Ирина Владимировна 7 кл. – призер, 2020

Результативность применения образовательных технологий за последние два года

  • ХХХ областная научно-практическая конференция «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского Кузнецова Виктория Алексеевна 9кл. – победитель, 2020
  • ХХХI областная научно-практическая конференция «Молодость - науке» памяти А. Л. Чижевского Подкопаева Ирина Владимировна 8 кл. – призер, 2021
  • Фестиваль детских и педагогических проектов «Храм души». Воронова Александра Юрьевна 6 кл. – победитель, 2020
  • Фестиваль детских и педагогических проектов «Храм души » Власова Анастасия Владимировна 6 кл. – призер, 2020
  • Фестиваль исследовательских работ и творческих проектов учащихся «Свой путь к открытиям» Подкопаева Ирина Владимировна 7 кл. – победитель, 2020
  • Конкурс чтецов духовной поэзии и прозы. Подкопаева Ирина Владимировна 7 кл. – призер, 2020
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!