ПРИМЕНЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Хвастунова Ольга Александровна, с. Ома, ГБОУ НАО «СШ с. Ома», учитель начальных классов.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на физическом состоянии здоровья ребенка, то теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное.
И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую личность.
Общепринятым в международном общении является определение здоровья, изложенное в Уставе ВОЗ (1948 г.), по которому здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Каждая из сфер здоровья для школьного возраста имеет свою трактовку [1].
Так, физическое здоровье - это такое состояние организма ребенка, когда показатели основных физиологических систем находятся в пределах нормы и адекватно изменяются в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Психическое здоровье - это внутрисистемная основа социального поведения личности. В нем отображается состояние мозга, когда его высшие отделы обеспечивают активное интеллектуальную, эмоциональную и сознательно-волевую взаимодействие индивидуума с средой. Компонентами психического является интеллектуальное и эмоциональное здоровье. Здоровье А/Д. Дубогай определяет, как осознание личностью своего «Я» как части природы и общества; проявление морально-волевых черт характера в делах, направленных на созидание, вера в духовные ценности (в Бога, добро, любовь), ответственность перед другими людьми, бескорыстие [3].
Социальное здоровье определяет способность ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Приоритетом для здоровых детей является не стрессовый образ жизни [3].
Становится очевидным ухудшение здоровья обучающихся, которое связано, прежде всего, с возрастанием объема и усложнением учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием детей, наличием частых стрессов, а также несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса.
Главные факторы риска в педагогике, их три:
1. Фактор условий (обучения);
2. Фактор нагрузки (учебной);
3. Фактор взаимоотношений.
Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.
В последние годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии».
Здоровьесберегающие технологии — что это?
Родоначальником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Рассмотрим несколько групп здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы (по материалам Н.К. Смирнова, 2003 [7]):
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов, и функционирование в школах медицинского кабинета.
2. Физкультурно-оздоровительные. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, коммунальной службы и т.д. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
Здоровьесберегающие формы работы на уроке.
Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Игры. Любые: дидактические, ролевые, деловые — игры призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
Работа с родителями.(Приложение 1) Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.
Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе.
Принципы сформулированы Н.К. Смирновым.
"Не навреди"
Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.
Соответствие содержания обучения возрасту.
Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.
Важно учитывать влияние на ребенка учителя, еще К.Д. Ушинский писал: «Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно». Многие учителя помнят эти слова, но, к сожалению, при формировании здорового образа жизни учащихся не всегда применяют на практике. Для ребенка чрезвычайно важен положительный пример ответственного отношения к своему здоровью, и тем более учителя [5].
Согласно профессиональному стандарту современный педагог должен участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации [6]. Задачи, которые должны решать учителя в образовательных учреждениях:
-использование игровых моментов, аудио- и видеоаппаратуры для демонстрации интересных материалов.
Среди форм проведения уроков часто использовать такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. При этом следует учитывать требования СанПина: для учеников 3-4 класса продолжительность работы за компьютером должна составлять 15 минут [5].
Учитель следит за правильностью осанки учеников. На уроках вводится гимнастика для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.
Классный руководитель обращает внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Учителем проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур.
Большое внимание в своей работе педагог уделяет строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обращает особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на дом остается повторение. На уроках учащиеся осуществляют от 4 до 7 видов учебной деятельности, средней продолжительностью от 7 до 10 минут. Используются различные виды преподавания: словесные, наглядные, самостоятельная работа и др., которые чередуются не позднее, чем через 10-15 минут. Место и длительность технических средств обучения соответствуют гигиеническим нормам.
В начальной школе мы наблюдаем:
- организованное качественное питание школьников (завтраки и обеды);
- оборудованные рекреации с учетом идеи развития здоровья детей.
В рекреациях учащиеся начальных классов имеют возможность провести интересные перерывы. Их проводит дежурный учитель или классный руководитель. Именно подвижные игры больше всего нравятся младшим школьникам в связи со своей эмоциональностью и веселостью.
Урок – это основная структурная единица учебного процесса. Современный урок должен быть здоровьесберегающим, здоровье формирующим, направленным на формирование положительной мотивации на здоровый образ жизни, который будет учить культуре здоровья на основе развития жизненных навыков. Такой подход к современному уроку обязывает учителя быть образцом здорового человека.
Все это достигается различными формами работы с использованием интерактивных и инновационных технологий не только на уроках «Основы здоровья», «Физическая культура», но и на уроках математики, чтения, русского языка, окружающего мира.
Учитель использует здоровьесберегающие технологии по классификации H.К. Смирнова, рекомендованные Министерством образования РФ. Здоровьесберегающая образовательная технология (по Н.К. Смирнову) представляется в виде системы, состоящей из используемой педагогической технологии, а также педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка и работы по воспитанию культуры здоровья.
Здоровьесберегающая среда - это понятие, которое включает в себя совокупность определенных условий: гигиенических, медицинских, психологических, педагогических. Они, направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, на улучшение их настроения и самочувствия, их функционального состояния организма, повышение их адаптационных возможностей и формирование мотивации на здоровый образ жизни.[3]. Учителя взаимодействуя с учениками, родителями, медицинскими работниками, практическими психологами, социальными педагогами и социальными работниками, всеми теми, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья детей, способны создать здоровьесберегающую образовательную среду.
Подводя итоги, можно отметить, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов. Обучают укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Но главная роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся на уроках и внеурочной деятельности принадлежит учителю: строгое соблюдение режима школьных занятий;
-построение уроков с учётом работоспособности детей;
-использование средств наглядности;
-смена видов учебной деятельности;
- обязательное выполнение гигиенических требований;
-благоприятный эмоциональный настрой;
-применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика;
-работа в группах и парах.
занятость в кружках и секциях;
- экскурсии, походы;
- дни здоровья, спортивные праздники.
Список используемой литературы:
1. Агаджанян, Н. А. Экология человека: здоровье и концепция выживания. [Текст] / Н. А. Агаджан. М.: Изд-во РУДН, 2012. - 27 с.
2. Айдаркин, Е. К., Иваницкая, Л. Н. Возрастные основы здоровья и здоровьесберегающие образовательные технологии. [Текст] / Е. К. Ацдаркин. Учебное пособие. — Ростов н/Д: ЮФУ, 2008. — 176 с.
3. Бурлаков, А. Н. Здоровьесберегающие технологии, их роль в развитии личности ребенка. [Текст] / А. Н. Бурлаков. Сборник тезисов и статей шестой научно-практической конференции, посвященной 15-летию Центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАРС» г. Бердска (1-2 ноября 2006 г.), 2007. – 272 с.
4. Горохова, Н. А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст] / Н. А. Горохова // ОБЖ. – 2010. – № 7. – С. 33-38.
5. Золотых, И. В., Золотых, Н. А. Здоровье школьника — один из факторов эффективности обучения [Текст] / И. В. Золотых. Журнал «Начальная школа» №8/2012. С. 90-97
6. Морозов, В. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы. [Текст] / В. О. Морозов. Орскийгуманитарно-технолог. ин-т, В.О. Морозов. — Орск: Изд-во ОГТИ, 2014. — 188 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Родительское собрание на тему: «Здоровье учащихся как основа эффективного обучения»
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.
Тема: «Здоровье учащихся как основа эффективного обучения».
Форма проведения: собрание.
Оборудование: компьютер, проектор, буклеты.
Подготовительная работа: подготовка агитбригады, составление сценария, разработка презентации, заранее проведенные анкеты для детей и родителей.
Ход собрания:
Организационно-мотивационный этап
Уважаемые родители,
Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном. Притча. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»
Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»
Основной этап
1. Что такое «Здоровье»?
Теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-разному.
«Здоровье – процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И, Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т, Фролов).
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье нации в стране? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего диалога.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
50–55 % зависит от образа жизни: малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
И только 5 % зависит от медицины.
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:
интенсификация учебного процесса;
недостаток двигательной активности учащихся;
несоблюдение гигиенических требований;
перегрузка учебных программ; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
неправильное питание;
несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
2. Слово предоставляется медицинскому работнику.
Школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:
Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
Увеличивается количество детей, больных ожирением.
Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.
За учебный год пропущено много уроков по болезни.
3. Результаты диагностики учащихся и родителей (анкеты для родителей и учащихся).
Вам, уважаемые родители, было предложено ответить на вопросы анкеты «Здоровье в моей семье».
Цель анкетирования: провести диагностику путём анкетирования родителей и выявить отношение родителей к ценности здоровья и проводимую работу по его сохранению и укреплению. Слово предоставляется психологу школы.
Анализируя ответы родителей и детей, можно сказать, что создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий, в которых живёт человек, от экономического состояния семьи, в которой воспитывается школьник, от установки самого ребёнка, от его потребностей и возможностей, от желания и стремления семьи – быть здоровыми. И снова мы возвращаемся к притче. Всё в руках самого человека, и здоровье в том числе.
4. Оздоровительные методики восстановления школьников в домашних условиях.
Сегодня мы познакомим вас с некоторыми правилами рационального питания, расскажем о значении движения в жизни человека, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать, какие гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий и зачем надо повышать психоэмоциональную устойчивость школьников.
Рациональное питание. Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10 % в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов. Особенно в зимнее время.
Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном возрасте надо питаться не менее 4–5 раз в день и придерживаться таких правил: разнообразие умеренность и своевременность питания.
Следует ли заставлять ребёнка кушать, если он отказывается? Заставлять нельзя, оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.
Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.
Кроме того, следует научить ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не заниматься во время еды посторонними делами.
Двигательная активность. Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».
Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.
Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.
Значение сна для детей.
Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.
Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость, раздражительность, плаксивость.
И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать поистине здоровое потомство.
Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до 10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим на 1 час.
Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.
При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.
Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.
Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. К 12 часам обычно наступает падение работоспособности. Первая фаза это – врабатывание, она длится до 7 минут. Средняя продолжительность активного внимания первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.
Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания, обучения грамоте.
В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается. Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.
Поэтому лучше готовить домашние уроки так:
1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.
2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.
4-й урок – более лёгкий.
Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.
Для работы с компьютером отводится такое же время.
3. Заключительный этап
Выступление агитбригады «МЫ ЗА ЗДОРОВУЮ НАЦИЮ!»
1-й участник.
Март звонком весёлым нас собрал в школу.
В кабинете смех ребячий летит куда-то ввысь.
2-й участник.
И мой дружок по классу вдруг, как признанье скажет,
Как здорово – здоровым быть и это важно всем!
ВСЕ: Быть здоровым не так уж и просто!!! Было бы здоровье, а всё остальное будет!
1-й участник.
В новом тысячелетии наступает момент,
Когда мы за всё бываем в ответе!
2-й участник.
Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая,
Приобщаясь к дурным привычкам, о здоровье своём забывает!
3-й участник.
Как нация истощена! На краю гибели она!
Одна у нас планета, и жизнь дана одна!
4-й участник. Современное общество страдает от алкоголизма, курения и наркомании.
ВСЕ: Нация в опасности!!!
5-й участник. Люди болеют СПИДом и венерическими болезнями!
ВСЕ: Нация в опасности!!!
1-й участник.
Разрушаются семьи, молодёжь не учится.
Нация в отчаянии!
ВСЕ: Нация в опасности!!!
2-й участник.
От отчаяния к надежде и к здоровому образу жизни!!!
Гоните прочь болезни, здоровье всех полезней!
3-й участник.
Здоровье – наш компас земной, и удача – награда за смелость!
Мы спортом займёмся с тобой, здоровье – хорошее дело!
ВСЕ: Здоровье – это здорово! Мы за здоровый образ жизни!!!
4-й участник. Мы хотим, чтобы среди всех жителей Земли не было равнодушных ни к своему здоровью, ни к здоровью окружающих.
5-й участник.
Вам, родитель, я говорю: Со здоровьем дружен спорт!
Стадион, бассейн и корт, зал, каток – везде всем рады.
За старание в награду станут мышцы ваши твёрды,
будут кубки и рекорды!
1-й участник. Можно фитнесом заняться.
2-й участник. На коньках всем нам кататься.
3-й участник. Лыжи – тоже хорошо!
4-й участник. Баскетбол и волейбол.
5-й участник. И футбол, хоккей, танцпол.
1-й участник. В общем, двигаться спортивно и красиво, и активно!!!
2-й участник. Помните, везде, всегда, надо двигаться, друзья!
3-й участник. Помните, сделать ошибку, очень просто – исправить – трудно!
4-й участник. Не забывайте протягивать руку помощи тому, кто попал в беду!
5-й участник. Помните, мы пришли в этот мир, чтобы сделать его краше!
ВСЕ: Мы выбираем здоровую нацию.
1-й участник. Мы выбираем здоровье!
2-й участник. Физкультуре и спорту –
ВСЕ: ДА!
3-й участник. Вредным привычкам –
ВСЕ: НЕТ!!! НЕТ!!! НЕТ!!!
Дорогие родители, берегите себя и своих детей. Спасибо Вам за сотрудничество! Желаем Вам здоровья! (Советы родителям)