Использование приема «Шесть шляп» в начальной школе при работе с текстом на уроках литературного чтения в 1 классе на примере сказки Николаса Одленда «Медведь, который любил обнимать деревья»
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Технология и использованный метод «Шесть шляп» ориентированы на:
-Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной направленности.
-Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией.
Данный метод позволяет детям с разным уровнем речевого развития чувствовать себя комфортно и оценивать себя адекватно, быть соавтором уроков.
| Отвечает за факты, информацию. Кто главный герой? О чем говорится в этом произведении? |
| Найдет, что плохого в поступках героя, что плохого, ужасного в самом произведении. Что тебе больше всего не понравилось в этой произведннии? |
| Найдет , что хорошего в поступках героя, что хорошего можно взять для себя. Чем тебе понравился герой? Произведение? |
| Отвечает за эмоции. Что ты чувствуешь по отношению к геою, произведению. Какие эмоции ты испытал? Почему? |
| Какие ты дашь советы героям? |
| Чему нас учит это произведение? |
Я ввожу этот прием фронтально уже с 1 класса. Дети заметно оживляются при обсуждении того-или иного произведения, привыкают к функциям шляп.
Николас Одленд «Медведь, который любил обнимать деревья»
Белая шляпа. -О чем говорится в этой сказке?
-Говорится о том ,как медведь всех обнимал. Обнимал даже тех, кто его боялся. А
Больше всего на свете медведь любил обнимать деревья.
Черная шляпа. –Что тебе больше всего не понравилось в этой сказке?
- Пришёл мужик с топором и решил срубить любимое дерево медведя.
- Медведь обнимал зайку с любовью, а зайка боялся его. Я переживал за зайку. Вдруг раздавит!
Желтая шляпа. -Чем тебе понравился медведь? Сказка?
- Медведь был добрый и радостный. Любил природу.
- Медведь не съел мужика, хотя сначала хотел. Он сделал то, что больше всего любил делать-обнял его! Мужик не стал рубить дерево и убежал!
Красная шляпа. Какие эмоции ты испытывал, читая эту сказку?
-Радости! Я тоже захотел все обнимать!
-Веселое настроение. Я улыбнулся!
-Эмоции счастья! Все кругом хорошо. Небо, деревья, зайка, лось!
Зеленая шляпа. -Что ты посоветуешь героям?
-Быть дружными!
- Любить природу!
-Почаще обниматься!
Синяя шляпа – Чему нас учит эта сказка?
-Как важно не только заботиться о нашей природе, но и делать это, не причиняя вреда другим.
-Она учит, как важно уметь проявлять любовь и дружеское расположение к близким.
-Учит любить и беречь природу.
После фронтальной работы можно и первый раз поработать с приемом «Шесть шляп» и в группах именно на этом тексте.
Дети делятся на 6 групп. Каждому достаётся своя по цвету шляпа.
И вот на этом этапе ведется обучение работе в группах.
1роль. Ведущий. У него на карточке вопрос. Он его задает группе.
2роль. Дежурный . Он кратко записывает идеи или просто старается запомнить(младшие классы)
3роль .Участники. Отвечают, подают идеи.
Затем группы отвечают. Отвечает либо ведущий, либо ведущий назначает лучшего, кто может ответить на вопрос.