Жил да был маленький принц.
Он жил на планете,
которая была чуть побольше его самого…»
Каждый ребёнок – уникальная яркая самобытная планета со своей индивидуальной плодородной почвой для семян знаний и умений. От того, что войдёт в ядро планеты, сердце и разум ребёнка, зависит его будущее. Рост и развитие всегда встречаются с новым и неизведанным, а значит и неизбежны трудности.
Готовя к школе ребёнка, родители нацеливают его на овладение навыками письма и чтения. Но проблема нарушений письменной речи становится всё более актуальной в школьном обучении, при том, что разнообразие информации и литературы для родителей по подготовке детей к школе растёт.
Почему же так происходит? Неужели не достаточно простой автоматизации процессов письма и чтения? Что же делать, если трудности уже появились и переросли в проблему?
Практика логопедической помощи учащимся с нарушениями устной и письменной речи подтверждает, что часто эти нарушения письменной речи возникают из-за следующих проблем:
сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;
трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека;
неспособности верно оценить пространственное расположение объектов;
затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов;
трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.).
Недостатки сформированности пространственных представлений сочетаются с ошибками и неточностями восприятия времени, что является следствием недостатков психомоторного развития, а это - общая неловкость, неточности в координации движений. В школе у детей формируется плохой почерк, они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Как следствие – не успевают работать в классе, не усваивают материал. Распутать ком проблем возможно через восстановление согласованной работы четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
В работе с детьми я столкнулась с проблемой того, что использование только упражнений для усвоения пространственно-временных представлений у детей уже не достаточно. А без сложенного пазла знаний и умений у ребёнка в этом вопросе решить проблему овладения письменной речью не удастся.
Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни. Это высказывание Константина Дмитриевича Ушинского характеризует мой вектор в решении педагогических задач.
Изучение новых научных публикаций, поиск ответов на мои вопросы в смежных науках, обмен опытом с коллегами, анализ игрового процесса детей (а сейчас это в основном компьютерные игры) привели меня к применению приёмов метода сенсорной интеграции в работе над пространственно-временными представлениями. Метод позволяет через стимуляцию коры первой (сенсорной) сигнальной системы головного мозга активировать работу коры второй (понятийной) сигнальной системы, а значит уменьшить количество трудностей в письменной речи детей.
Сенсорная интеграция – это процесс, в ходе которого человек принимает, различает и обрабатывает ощущения, поступающие через различные сенсорные системы: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную, проприоцептивную, вестибулярную, что позволяет совершенствовать движения, обучение и поведение. Сенсорная интеграция– это способность воспринимать информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять наиболее значимую информацию, анализировать информацию,вырабатывать соответствующую
ответную реакцию.
Метод был разработан американским врачом-трудотерапевтом Джин Айрес , работавшей в Калифорнии с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро. Часто у детей из-за компьютерных игр, длительного просмотра телевизора, чрезмерной требовательности родителей возникают сенсорные перегрузки зрения, слуха и сенсорный голод всего остального.
И опять схема: вопросы - поиск – изучение - анализ – апробация. Ещё и ещё. И наконец, долгожданное совпадение ожиданий и результата – моя встреча с методикой «Буквограмма» Светланы Юлиановны Шишковой, кандидата психологических наук, семейного психолога, нейропсихолога. Упражнения на координацию движений, упражнения с буквами, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения – основные в методике. Знания из труда Ирины Николаевны Садовниковой «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» позволили мне с уверенностью приступить к первой ступени в создании системы - углублению в изучении «Буквограммы».
Вторая ступень – апробация в работе классического приёма записи буквы на лице из методики « Буквограмма».
Третья ступень - состыковка приёмов сенсорной интеграции и приёмов «Буквограммы» - запустила в мою работу использование приёма записи буквы на лице пальцем, НО с использованием индивидуальных напальчников из разных материалов, что позволяет ещё больше привлечь в работу тактильную, проприоцептивную, вестибулярную сенсорную системы.
Новаторские упражнения удивили детей и родителей. Ползание, записывание буквы на лице - дети с улыбками и хорошим настроением приступали к выполнению инструкций. По методике я предложила детям представить, что наше лицо - это строчка. Верх и низ лица – это ширина строки, в которую вписываем букву, или высота буквы; правая и левая граница лица – это ширина буквы. Указательный палец - это наша природная ручка, а ручка согнутой, кривой, вялой быть не может. Например, указательным пальцем, в индивидуальном напальчнике из подкрахмаленной бязи красного цвета, от верхней правой точки на лбу пишем букву О. Буква должна быть вписана в границы лица. Точка начала написания является точкой окончания написания буквы. Ребенок внимательно смотрит, как я выполняю упражнение на себе, затем пробует сделать самостоятельно то же самое упражнение (показывает на себе):
1) без зеркала; 2) перед зеркалом; 3) без зеркала. Повторяем до тех пор, пока ученик не начнет легко, быстро и правильно выполнять упражнение.
Важно следить за тем, чтобы указательный палец руки, которым ребенок выполняет упражнение, был прямой, а 1, 3, 4, 5 пальцы – плотно сжаты. Однако пальчики у детей устают, поэтому обязательно выполняем с детьми пальчиковую гимнастику или массаж рук шариками су-джок, кварцевым песком, кофе разного помола и аромата, шишками или ребристыми карандашами. Опять вступают в работу тактильная, проприоцептивная, вестибулярная, сенсорная системы, к ним подключается ещё и обонятельная сенсорная система.
Данная система упражнений позволяет расширить спектр весёлых упражнений в работе учителя-логопеда, активизируя работу коры обеих сигнальных систем головного мозга, а значит приблизить победу над трудностями в письменной речи.
На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там и хорошие семена хороших, полезных трав. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться.
А вот какие семена проснуться зависит от условий, которые мы создадим на каждой уникальной, яркой, самобытной планете….