Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДНОЙ В ИЗУЧЕНИИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Исаак Ньютон
(4 января 1643 – 20 марта 1727)
Ньютон открыл ещё в 1665—1666 годы,
однако не публиковал его до 1704 года.
В своих работах функцию называл
флюентой,
а производную функции –
флюксией.
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1 июля 1646 – 14 ноября 1716)
Лейбниц первым опубликовал теорию и ввел обозначение производной
которое применяется и сейчас
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Архимед (287 год до н.э. – 212 год до н.э.)
Разработал метод построения касательной к спирали (Архимедовой спирали)
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Аполлоний Пергский
(262 год до н.э. – 190 год до н.э.)
Строил касательные к гиперболе, параболе и эллипсу
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Жозеф Луи Лагранж
(25 января 1736 – 10 апреля 1813)
Лагранж ввел термин «производная» в 1797 году и общепринятые обозначения
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Гийом Франсуа Лопиталь
(1661 – 2 февраля 1704)
Автор первого учебника по математическому анализу
«Анализ бесконечно малых», 1696
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Ответьте на вопросы:
Вопрос 1 : Что называется производной?
Вопрос 2 : В чем геометрический и физический смысл производной?
Вопрос 3 : В решении каких типов задач применяется производная?
Вопрос 4 : Сформулируйте признаки монотонности функции и признаки экстремумов?
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Установите соответствие между функцией и ее производной
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в экономических расчетах
Задача 1
Стоимость эксплуатации катера, плывущего со скоростью км/ч, составляет
С какой скоростью должен плыть катер, чтобы стоимость 1 км пути была наибольшей?
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в экономических расчетах
Задача 2
Функция полных издержек производства имеет вид:
где х – объем производства продукции (в условных единицах)
Определить, при каком объеме производства продукции средние издержки имеют наименьшее значение?
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Ответьте на вопросы:
Вопрос 1 : Формула перемещения при равноускоренном движении?
Вопрос 2 : Физический смысл производной? Физический второй производной?
Вопрос 3 : Закон Ома для полной цепи?
Вопрос 4 :Мощность в цепи постоянного тока?
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в физике
Задача
Материальная точка движется по прямой согласно закону
где s(t) – путь в метрах, t – время в секундах.
В какой момент времени из промежутка [4;10] скорость движения будет наибольшей и какова величина этой скорости?
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в физике
Задача
Сила тока I в цепи определяется согласно закону Ома
где E – ЭДС источника, R – сопротивление внешнего участка, r – сопротивление внутреннего участка цепи.
При каком R мощность на внешнем участке цепи является наибольшей?
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в физике
Мощность электрического тока выражается формулой:
Исследуем полученную функцию на экстремум:
Критические точки:
0 , функция возрастает, при R r , разность r-R То есть, точка R=r – точка максимума функции. Следовательно, при R=r достигается наибольшая мощность " width="640"
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в физике
Получаем,
при R r , разность r-R 0 , функция возрастает,
при R r , разность r-R
То есть, точка R=r – точка максимума функции.
Следовательно, при R=r достигается наибольшая мощность
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в химии
Количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью:
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в химии
Изменение количества вещества за момент времени
составит
Отношение
- средняя скорость реакции за
данный период времени
по определению есть производная
функции p(t)
.
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Производная в химии
Количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью:
Скорость химической реакции задается зависимостью:
Скорость химической реакции в момент времени t=3 :
Итак, скорость химической реакции в момент времени 3 равна нулю
Применение производной в изучении естественно-научных дисциплин
Решите примеры и составьте высказывание гениального мыслителя!
2
сколько
200
скрыто
1
математики
в каждой
заключено
201
науке
5
0
истины
общественной
0,6
столько
1,004
5 e
,
1,4
лжи
6 е
в ней
¾
естественной
Иммануил Кант