СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях дистанционного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях дистанционного обучения»

Никифорова С.Ю.,

заместитель директора по ИОП, учитель информатики МБОО Старомайнская СШ №2


Применение различных форм информационно-коммуникационных технологий в условиях дистанционного обучения


В даное время, в связи с непростой ситуацией во всем мире, дистанционное обучение является реальной альтернативой обучению в стенах школы. В связи с внедрением новых информационных технологий в систему образования и неспособностью традиционных форм обучения всегда предоставить доступное и качественное образование, применение технологий и средств дистанционного обучения позволяет выстраивать совершенно новые образовательные модели.

Ознакомившись с системой дистанционного обучения, видно, что использование средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) обеспечивает процесс обучения рядом преимуществ:

  • неограниченное время работы, определяемое потребностями самого обучаемого;

  • возможность обучения без отрыва от работы, учебы;

  • осуществление более полного учета индивидуальных особенностей слушателей за счет предоставления возможности выбора темпа усвоения материала и выбора пауз в работе;

  • создание условий для внутренней мотивации;

  • повышение степени устойчивости интереса к изучению;

  • создание более яркой (динамичной, запоминающейся и т.д.) визуальной информации благодаря мультимедиа.

Основным средством, используемым при проведении дистанционного обучения, является дистанционный курс, работая в котором обучаемые получат знания и приобретут необходимые им навыки и умения.

С помощью средств телекоммуникации (телеконференции, видеоконференции, вебинары) преподаватели имеют возможность осуществлять интерактивное общение со слушателями на протяжении всего курса. При помощи чатов и форумов можно быстро и своевременно скорректировать процесс обучения. Неоспоримый факт – ИКТ играет ведущую роль в работе курса.

Дистанционные методы обучения, основанные на современных технологических достижениях стали играть основную роль, поскольку обладают высокой степенью охвата и дальнодействия.

В настоящее время в мире накоплен значительный опыт реализации систем дистанционного обучения, использующих Интернет-технологии и телекоммуникационные системы. Существенное место занимают системы, использующие компьютерные сети, системы непосредственного телевизионного вещания, системы дистанционного обучения с использованием современных телекоммуникационных технологий.

Дистанционное обучение именно на базе компьютерных телекоммуникаций все более уверенно заявляет о себе. В связи с этим важно четко определиться с понятиями дистанционного обучения.

В развернутом описании под дистанционным обучением следует понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на любом расстоянии от образовательных учреждений с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией (спутниковое телевидение, радиотелефония, Интернет-технологии и т. д.). Это и есть информационно-образовательная среда, представляющая собой совокупность средств приема и передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационнометодического обеспечения, получаемая пользователем в виде дистанционного курса.

Система дистанционного обучения позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Огромным «плюсом» является тот факт, что такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от основной своей деятельности, возможность выбора любых дисциплин для изучения, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются известными преподавателями.

Анализируя существующие системы дистанционного обучения, можно выделить следующие технологии: кейс-технология, TV-технология и сетевые технологии. Рассмотрим их особенности.

При кейс-технологии учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс). Этот набор пересылается учащемуся по почте для самостоятельного изучения. Общение с преподавателями-консультантами осуществляется в созданных для этих целей региональных учебных центрах. К данной группе может быть отнесена традиционная технология заочного обучения.

TV-технология основана на использовании телевизионных лекций. Данная форма дистанционного обучения может считаться приемлемой в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовке кадров.

К сетевым технологиям относится Интернет-технология и технологии, использующие возможности локальных и глобальных вычислительных сетей. Данная технология имеет ряд преимуществ перед другими. Она позволяет проходить обучение по индивидуальному расписанию, имея постоянный контакт, как с преподавателем, так и с другими слушателями и администрацией учебного отдела. Возможность связи «многие-со-многими» является принципиальным отличием Интернет-технологии от иных технологий дистанционного обучения: такое взаимодействие создает эффект «присутствия».

В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.

Асинхронные - средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести следующие:

- форумы и доски объявлений. Удобство их использования заключается в публичном обмене опытом, знаний и любой другой информации. Достаточно создать новую тему (топик) или присоединиться к существующим, затем оставить свои сообщения. Информация будет доступна всем участникам процесса, что позволит в любой момент ответить или прочитать сообщение. В свою очередь, доски объявлений играют схожую роль, но ограничены по функционалу, поэтому наименее популярны. Такой способ обратной связи имеет положительную сторону - накопление информации. Все проведенные дискуссии можно прочитать и добавить свой ответ к ним в любое время;

- электронная почта. Одно из первых средств коммуникаций в интернете и все еще не менее популярное других. Целенаправленные вопросы, ответы или утверждения можно отправлять любому участнику процесса обучения на электронный адрес. Однако все чаще спам-фильтры блокируют письма, тем самым нарушая диалог и делая его ненадежным. Этот вид связи подходит только для персонального «адресного» общения, делая затруднительными публичные обсуждения. Накапливать материалы в виде электронных писем крайне неудобно, как и хранить их длительное время.

Синхронные - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения:

- голосовые и видео конференции. Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и слушателямими. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного;

- текстовые конференции (чаты). Наиболее распространенными вариантами общения являются персональные чаты между двумя участниками процесса обучения. Однако, при необходимости, чат может быть публичным с 3-я и более участниками процесса дистанционного обучения. К недостаткам можно отнести отсутствие визуального контакта, а со стороны преподавателя, невозможность проверить с кем он действительно общается. Это особенно важно в моменты тестирования и проверки знаний, например при проведении дистанционных экзаменов или семинаров.

Сочетание технологий и средств, предоставляет большие возможности, поскольку позволяет комбинировать и использовать лучшие элементы различных способов организации дистанционного обучения, в определенные моменты по усмотрению преподавателя «собирать» обучаемых в виртуальной аудитории, давая им необходимые пояснения и при этом контролируя знания обучаемых.

Анализ современного состояния и использования инновационных технологий в образовательной организации позволяет сделать вывод, что наибольшего эффекта от использования дистанционного подхода в учебном процессе можно достичь только в том случае, если иметь возможность комплексного использования различных средств информационных и коммуникационных технологий в различных видах учебной деятельности.