Введение
Волейбол как динамичная игра является одним из тех видов спорта, в которых развитие двигательных качеств является первоочередной задачей. Высокий уровень развития физических качеств - это главное условие владения техникой и тактикой волейбола. Двигательные действия волейболистов заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку. В частности, у волейболистов необходимо развивать те физические качества, которые особенно нужны для игровой деятельности.
Актуальность: проблема, связанная со слабо выраженной физической подготовкой у волейболистов, существует во многих школах Тулунского района. Нет специальных тренажеров для развития физических способностей, поэтому производители выпускают различные приспособления, которые позволяют сделать занятия более эффективными и экономичным. Из всего разнообразия спортивного оборудования хотелось бы выделить эластичные ленты, которые используются в фитнесе. Помимо этого, эспандеры приемлемы в цене и эффективны в развитии физических качеств.
Цель: улучшение физических качеств у волейболисток в возрасте от 15- 17 лет, с помощью комплекса упражнений с экспандером.
Задачи:
познакомить волейболисток с эластичной лентой (терабэнд);
создать комплекс упражнений с ленточными эспандерами для развития физических качеств у волейболистов 15-17 лет.
укреплять мышечный тонус, развивать координацию движений, равновесие через цикл непосредственно образовательной деятельности;
воспитывать силу, выносливость, гибкость;
сформировать устойчивый навык выполнения различных действий с нестандартным оборудованием: ленточным эспандерам;
укрепить мышечный тонус, как следствие улучшить фигуру и осанку.
Гипотеза: Составление комплекса специальных упражнений на развитие физических способностей у волейболисток 15 - 17 лет возможно, если уточнить характер деятельности специальных упражнений на развитие физических способностей.
Объект исследования: Процесс развития физических способностей у волейболистов 15-17 лет.
Предмет исследования: Физические качества у волейболистов 15-17 лет.
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты физических качеств у девушек старшего школьного возраста 1.1.Общая характеристика физических качеств и их развитие в старшем подростковом возрасте Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечением оптимального развития физических качеств, присущих человеку. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и координация.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития способностей определяются такими факторами, как длительность жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях [3]
Необходимо иметь представление о физиологических изменениях в организме под влиянием физических упражнений, о состоянии организма, возникающее во время тренировочных занятий. Кроме того, физическая подготовка, смысл которой заключается в развитии двигательных качеств, является одной из составляющих систем подготовки спортсменов к соревнованиям.
1.2.Значение физических качеств в волейболе
Физическая подготовка имеет особое значение в работе с волейболистками. Она является составной частью учебно-тренировочного процесса. От уровня развития физических качеств и способностей, специфических для игры в волейбол, зависит овладения обучающимися технико-тактическими навыками.[1]
Влияние специфических для волейбола средств на всестороннее развитие и функциональное состояние организма полностью зависит от уровня овладения навыками игры. Поэтому на начальном этапе многолетнего процесса подготовки волейболисток упражнения по технике, тактике и сама игра в волейбол недостаточно влияют на общее физическое развитие игроков. Итак, чтобы нагрузка на занятиях была оптимальна, нужно выполнить определенное количество общеразвивающих и подготовительных упражнений.
Сила волейболистов имеет большое значение, она необходима в прыжках, передачах и подачах, а также ударах мяча. От уровня развития силы зависит скорость движений [2]
Для совершенствования межмышечной координации необходимо подбирать упражнения, выполняемые с силовыми напряжениями. Мы решили разработать комплекс упражнений для улучшения физических качеств, с помощью резиновых лент.
Глава 2. Ленточный эспандер как эффективное средство развития физических качеств Ленты (терабэнд)- это новый, спортивный тренажер, предназначенный для упражнений на развитие небольших групп мышц. Главный принцип тренировки с эспандером заключается в растяжении. Изначально, ленты-эспандеры использовались в медицине с целью предотвращения травм и восстановления после них. Однако сегодня можно видеть, что этот тренажер активно используется в процессе тренировок как со взрослыми, так и с детьми. Они изготовлены из 100% латекса, благодаря чему способны выдерживать большие нагрузки, не теряя своих свойств, имеют несколько уровней упругости для людей с разной физической подготовкой. Обычно встречается три уровня сопротивления: мягкий, средний и жесткий.[5]
2.1.Преимуществом использования эластичных лент Основное преимущество, это приемлемая цена. Покупка такого тренажера не нанесет ущерб вашему семейному бюджету.
Второй аспект — это мобильность, лента не займет много места в вашей квартире, в отличие от громоздких тренажеров. Тренировки с ленточным эспандером, в сочетании с правильным питанием, поспособствуют быстрому снижению веса и избавлению от целлюлита. Упражнения с ленточным эспандером позволят держать мышцы в тонусе, что благотворно повлияет на самочувствие и общее состояние здоровья.
Заниматься с лентами эспандерами можно в любом возрасте, при любом весе и с любой физической подготовкой. Это один из немногих спортивных снарядов, с которыми можно заниматься женщинам во время беременности. Просто выберите соответствующее вашим возможностям сопротивление, для поддержания мышц в тонусе. Обширный спектр упражнений. С одной лентой, стоимостью 300-500р, вы можете выполнять упражнения на все группы мышц, а также полноценный комплекс на растяжку.
Глава 3. Организация исследования. Эксперимент Исследование проведено на базе МОУ «Афанасьевская СОШ» деревни Афанасьева. В исследовании принимали участие 10 девочек, 15 - 17 лет, занимающиеся волейболом третий год, которые имеют одинаковый уровень физической подготовки. Девочки разделены на две группы, контрольную и экспериментальную. Тренировки в контрольной группе продолжались по методике учителя физкультуры, а в экспериментальной группе тренировки проходили по предложенному комплексу упражнений.
На первом этапе изучалась научная, методическая литература по состоянию проблемы, формировалась цель, гипотеза, задачи. В этот период подбирали средства и методы для достижения наиболее высоких приростов в двигательных качествах волейболисток.
На втором этапе были изучены спортивный зал и экспандеры, с которыми предстояло работать. При помощи предложенных тестов выявлен уровень подготовленности юных волейболисток.
Результаты данных тестов позволили определить уровень подготовленности занимающихся и, исходя из них, формировалась дальнейшая программа воспитания физических качеств.
На основе результатов тестирования, сформировали две группы (примерно равные по подготовленности) по 5 человек. Первая группа - экспериментальная (группа «ЭГ»), вторая - контрольная (группа «КГ»). Девушки в этих группах занимаются волейболом третий год и имеют одинаковый уровень технической и тактической подготовки и возраст 15-17 лет.
Эксперимент проводился в течение восьми месяцев (с сентября по апрель) без нарушения тренировочного процесса, в обычных для занимающихся условиях. Группа «ЭГ» занималась по предложенному комплексу упражнений в рамках действующего расписания тренировочных занятий 2 раза в неделю (вторник, четверг), в одно и то же время, продолжительность занятия составляла 30 мин. Группа «КГ» продолжала заниматься по общепринятой программе.
На третьем этапе было отобрано несколько наиболее эффективных упражнений и на их основе составлены комплекс упражнений с экспандером, который применялся в экспериментальной группе.
На четвертом этапе, проведено заключительное тестирование обоих групп занимающихся. Данные тестирований, полученные на начальном и заключительном этапах эксперимента, проанализированы и математически обработаны, что позволило сопоставить их друг с другом, и выявить эффективность предлагаемых методик, далее обрабатывались полученные результаты.
Глава 4. Результаты исследования и их обсуждение 4.1.Методика развития двигательных качеств
волейболисток 15 - 17 лет
Многолетняя подготовка волейболисток строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе.
Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе систематического подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития. Волейболистки занимаются четвёртый год и находятся на этапе спортивной подготовки, поэтому целесообразно увеличение часов подготовки, направленных на развитие специальной физической подготовки. Это основывается на том, что с увеличением конкурентной борьбы и ранга соревнований увеличиваются и требования к специальной физической подготовки.
4.2.Показатели развития двигательных качеств у
волейболисток 15 - 17 лет
Исходя из Федерального стандарта спортивной подготовки по волейболу взято два теста для определения уровня развития таких физических качеств как быстрота и сила. Для определения уровня гибкости взят тест из общепринятых норм ГТО.
Первичное тестирование проводилось на второй недели сентября, а контрольное на второй недели апреля. После сравнения результатов, которые показали девочки, на первичном тестировании заметили некую особенность: средние показатели в экспериментальной группе незначительно больше, нежели показатели в контрольной группе. Можно предположить, что это обусловлено психологическим фактором, так как именно они участвовали в экспериментальной группе, и на них возлагалась большая ответственность.
Упражнения для развития физических качеств применялись в разной последовательности и сочетании. Комплекс представлен в (приложении 2). С целью повышения уровня эффективности физической подготовки в дополнительном образовании волейболисток на этапе базовой специализации, разработаны комплексы упражнений. Упражнения направлены на физическую подготовку.
Для определения прыгучести и взрывной силы ног использовали тест «Уччелли». Определялась высота прыжка с места. Девушки вставали боком к стенке спортивного зала и поднимали правую руку вверх, далее отмечали деление, которого они коснулись. Затем из исходного положения, стоя на всей ступне из полуприседа, взмахивая руками, выпрыгивали вверх и дотрагивались до стены, также отмечали деление. Отталкивание и приземление не должно было выходить за пределы предварительно начерченного два квадрата 50х50 см. Результат учитывали в сантиметрах, по разности между конечным исходным показателем. Девушкам давалось три попытки на выполнение теста. Засчитывался лучший результат. Трудностей при выполнении не возникало. Волейболистки отлично справились с данным тестом. В результате проведенного теста в контрольной группе средний показатель развития силы составил 34,7+ 0,9 см. В то же время в экспериментальной группе этот показатель 34,3+0,6 см. Используя комплекс упражнений с экспандером на тренировочном занятии в экспериментальной группе можно наблюдать, что показатели выполнения данного теста составили 37,2+0,07 см, напротив практически без изменения в контрольной группе 35,2+ 0,8 см.
Для определения уровня гибкости использовали наклоны вперед из положения стоя. С этой целью в спортивном зале заранее подготовили гимнастическую скамью с линейкой измерения. Испытуемые вставали на скамью, ноги обязательно должны были быть выпрямлены в коленях, ступни ног располагались параллельно на ширине 10-15 см. Затем по команде девушки выполняли два предварительных наклона, ладони двигались вдоль линейки измерения. Далее при 3 наклоне девушки максимально наклонялись и удерживали касание линейки в течение 2 секунд. Результат определяли выше уровня гимнастической скамьи знаком «-», ниже - знаком «+». При выполнении этого теста трудностей не возникало. В результате проведенного теста в контрольной группе средний показатель развития гибкости составил 14,5+ 0,8 см. В то же время в экспериментальной группе этот показатель 14,8+0,8 см. Используя комплекс упражнений на тренировочном занятии в экспериментальной группе можно наблюдать, что показатели выполнения данного теста составили 16,2+0,07 см, напротив практически без изменения в контрольной группе 15,2+ 0,6 см.
Так для определения уровня координационных способностей использовали в игре так называемую имитацию блокирования мяча, затем девушки отжимались 1 раз и выполняли передачу мяча (после каждого раза действий) с 6,3 м на точность в заранее подготовленную в спортивном зале мишень на стенке, по 10 раз с каждой точки. Передача мяча выполнялась с оптимальной траекторией. Учитывалось количество попаданий. У девушек возникли трудности при выполнении данного теста, а именно после отжимания нужно было резко встать и выполнить передачу. Резкая смена деятельности нарушила координацию и поначалу не все могли попасть в мишень, но к концу эксперимента, благодаря специально подобранным упражнениям с экспандером трудностей почти не возникало и у девушек количество попаданий в мишень увеличилось. В результате проведенного теста в контрольной группе средний показатель развития координационных способностей составил 14,8+ 0,6 попаданий. В то же время в экспериментальной группе этот показатель составил 15,7+0,5. Используя комплекс упражнений на тренировочном занятии в экспериментальной группе можно наблюдать, что количество попаданий составило 17,3+0,03, напротив практически без изменения в контрольной группе 15,5+ 0,5.
Таблица 6
Сравнительная таблица показателей уровня развития физических способностей контрольной и экспериментальной групп на начало и в конце эксперимента.
Показатели | Начало исследования | Конец исследования |
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ |
1. Прыжок в высоту с места, см | 34,7 0,9 | 34,3 0,6 | 35,2 0,8 | 37,2 0,7 |
2.Наклон вперед, см | 14,5 0,8 | 14,8 0,8 | 15,2 0,6 | 16,2 0,7 |
3.Передачи мяча | 14,8 0,6 | 15,7 0,5 | 15,5 0,5 | 17,3 0,3 |
4.3.Результаты исследования представлены и в процентном соотношении
Как видно из рисунка 1 на начало эксперимента средний показатель контрольной группы в наклоне вперед из положения стоя составил 14,5 см, что составляет 90,6% от максимального результата, а в конце эксперимента составил 15,2 см, что составляет 95%, таким образом средний показатель увеличился на 4,4%. А в экспериментальной группе на начало эксперимента составил 14,8 см это 92,5%, в конце эксперимента составил 16,2 см это 101,3% и увеличился на 8,8%.
Рис 1. Наклон вперед из положения стоя
Как видно из рисунка 2 на начало эксперимента средний показатель контрольной группы в прыжке в высоту с места составил 34,7 см, что составляет 72,3% от максимального результата, а в конце эксперимента составил 35,2 см, что составляет 73,3%, таким образом средний показатель увеличился на 1%. А в экспериментальной группе на начало эксперимента составил 34,3 см это 71,5%, в конце эксперимента составил 37,2 см это 77,53% и увеличился на 6%.
Рис 2. Прыжок в высоту с места
Как видно из рисунка 3 на начало эксперимента средний показатель контрольной группы в передачах мяча после блокирования составил 14,8 раз, что составляет 74% от максимального результата, а в конце эксперимента составил 15,5 раз, что составляет 77,5%, таким образом средний показатель увеличился на 3,5%. А в экспериментальной группе на начало эксперимента составил 15,7 раз это 78,5%, в конце эксперимента составил 17,3 раз это 86,5% и увеличился на 8%.
Рис 3. Передачи мяча после блокирования
4.4.Эффективность использования комплексов упражнений направленных на развитие двигательных качеств у волейболисток 15 - 17 лет На третьем этапе в результате анализа научно-методической литературы, направленных на развитие физических качеств выбраны наиболее эффективные упражнения и на их основе составлен комплекс (приложение 2)
Таблица 4.
Уровень физической подготовки контрольной группы
Показатели | НЭ | КЭ |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | Низкий |
1. Прыжок в высоту с места,см | 0% | 28,6% | 71,4% | 0% | 35,7% | 64,3% |
2.Наклон вперед, см | 50% | 50% | 0% | 50% | 50% | 0% |
3.Передачи мяча | 0% | 64,3% | 35,7% | 0% | 71,4% | 28,6% |
Проанализировав полученные результаты можно сказать, что незначительно увеличился показатель силы, увеличился с 28,6% до 35,7%. Показатель гибкости остался без изменений на начало и конец эксперимента. Что касается показателя передачах мяча после блокирования то можно отметить, что высокий результат не был показан ни в начале эксперимента ни в конце.
Таблица 5.
Уровень физической подготовки экспериментальной группы
Показатели | НЭ | КЭ |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | Низкий |
1. Прыжок в высоту с места, см | 0% | 21,4% | 78,6% | 0% | 57,1% | 42,9% |
2.Наклон вперед, см | 50% | 50% | 0% | 50% | 50% | 0% |
3.Передачи мяча | 0% | 78,8% | 21,2% | 0% | 100% | 0% |
В экспериментальной группе можно отметить значительное увеличение показателей силы, если на начало эксперимента низкий результат показали 78,6%, то к концу эксперимента он снизился до 42,9%. Гибкость же, как и в контрольной группе осталась без изменения на высоком и среднем уровне. Передачи мяча после блокирования стали на среднем уровне у всей группы, по сравнению с началом эксперимента, где 21,2% было низких показателей.
В таблице 6 показаны результаты контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.
Таблица 6
Двигательное качество | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
Сила | 35,2 0,8 | 37,2 0,7(комплекс 2, таблица1) |
Гибкость | 15,2 0,6 | 16,2 0,7(комплекс 5, таблица 1) |
Координационные способности | 15,5 0,5 | 17,3 0,3(комплекс 4, таблица1 ) |
Видно, что у ЭГ показатели выше, чем у КГ, это связано с тем, что ЭГ занималась по предложенным комплексам упражнений с экспандером, а КГ по общепринятой программе.
Заключение
В условиях отсутствия дорогостоящих тренажеров, специального оборудования, используя элементарный инвентарь, разработан комплекс упражнений с экспандером для комплексного воспитания физических качеств волейболисток 15-17лет.
Экспериментально проверена эффективность разработанного комплекса, который позитивно влияет на развитие физических качеств волейболисток 15-17лет. По всем показателям физической подготовленности в конце эксперимента наблюдалась положительная динамика. Сопоставляя полученные данные экспериментальной и контрольной группы можно констатировать, что выдвинутая гипотеза развития физических качеств с применением разработанных комплексов оказалась эффективной
Динамика, полученная в результате эксперимента, свидетельствует о подтверждении гипотезы. Цель нашей работы достигнута, задачи решены.
Список литературы и интернет ресурсы
Гордон, С. М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие / С. М. Гордон. – М. : Физическая культура, 2008. – 256 с.
Железняк, Ю.Д. Волейбол: У истоков мастерства. / Ю. Д. Железняк – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 208 с.
Чумаков, П.А. Спортивные и подвижные игры. М.: Просвещение, 2007. – 543с.
ВФитнес-Модели!ПроектМихедАлександра https://life-another.ru/uprazhnenija/uprazhneniya-dlya-voleybolistov-espander/#:~:text=Упражнения%20для%20волейболистов%20эспандер.%20–,же%2C%20но%20перемещение%20приставными%20шагами (дата обращения 27.10.2020 года)
ИНФОУРОК https://infourok.ru/razvitie-fizicheskih-kachestv-u-yunih-voleybolistov-3814971.html (дата обращения 20.01.2021 года)
Приложения
Приложение 1
Количественные показатели уровня физической подготовки для КГ и ЭГ на начало и конец эксперимента
| Наклон | Высота | Передачи |
нэ | кэ | Нэ | Кэ | нэ | Кэ |
кг | эг | кг | эг | Кг | эг | Кг | Эг | кг | эг | Кг | эг |
1 | 19 | 14 | 19 | 16 | 36 | 35 | 37 | 36 | 17 | 17 | 16 | 17 |
2 | 13 | 18 | 14 | 19 | 36 | 34 | 36 | 36 | 15 | 15 | 16 | 18 |
3 | 16 | 16 | 16 | 18 | 30 | 32 | 32 | 34 | 14 | 16 | 18 | 18 |
4 | 11 | 19 | 12 | 19 | 32 | 34 | 32 | 40 | 15 | 16 | 14 | 16 |
5 | 18 | 17 | 18 | 18 | 34 | 33 | 35 | 39 | 11 | 15 | 13 | 16 |
Приложение 2
Комплекс упражнений с эспандером
Название | Выполнение |
Отжимания с сопротивлением | Возьмите эспандер за два конца в руки. Закиньте его за спину. Примите упор лежа, придавив концы эспандера ладонями к полу. На вдохе согните руки в локтевом суставе и опустите тело вниз практически до касания пола грудью. Задержитесь в таком положение на 1-2 секунды. После чего на выдохе распрямите руки и выжмите себя от пола. |
Разведение рук в стороны | Встаньте на середину эспандера. Ноги на ширине плеч. Возьмите руками за края, и встаньте ровно. На выдохе разводим руки в сторону. Следите за тем, чтобы локти находились выше кисти. В верхнем положении, сделайте небольшую паузу. Далее на выдохе, опустите руки в исходное положение. |
Махи ногами в стороны | Снова проденьте ноги в петлю-кольцо. Только в этот раз развернитесь к опорной поверхности боком (сначала правым, для примера). Левую конечность поднимите и сделайте мах вверх. Медленно вернитесь в исходное положение. Повторите то же самое на другую сторону. Выполняйте упражнения с фитнес лентой по 10-12 раз в 3-4 сета. |
Жим к низу с эспандером | Закрепите среднюю часть эспандера за кронштейн или прижмите его дверью. Возьмитесь за его концы руками и сделайте несколько шагов назад, чтобы растянуть эспандер. Прижмите локти к телу, немного наклонитесь вперед и согните ноги в коленях. На выходе разгибаем руки за счет сокращения трицепса. При этом, разворачиваем руки ладонями вниз и немного разводим их в стороны. Делаем небольшую паузу и возвращаемся в исходное положение. |
Приседания с эспандером | Начало стандартное для упражнений, выполняющихся стоя. Становимся на середину эспандера. Расставляем ноги на ширину таза (чуть уже плеч). Берем края. Сгибаем руки в локтях и выставляем перед собой, так, чтобы эспандер оказался сзади предплечий. Спина прямая, в пояснице естественный прогиб. Взгляд направлен вперед и немного вверх. На вдохе, отводим таз назад и сгибаем ноги в коленях. Делаем небольшую паузу в нижнем положении. И на выдохе, встаем из приседа. |
Разгибание рук из-за головы | В станьте в разножку. То есть одна нога спереди другая сзади. За заднюю стопу закрепите эспандер. Его края возьмите в руки и поднимите их над головой. На вдохе, сгибаем руки в локтевых суставах и опускаем края эспандера за голову. Сделайте небольшую паузу, максимально растяните трицепс. На выдохе, выпрямляем руки и возвращаемся в исходное положение. |
Разведение рук в стороны с эспандером | Встаньте на середину эспандера ногами. Возьмите его концы в руки. Руки вытянуты вперед Пытаемся растягивать экспандер как можно сильнее Делаем небольшую паузу в таком положении, и медленно расслабляем руки. |
Выпрыгивания из приседа | Начало стандартное для упражнений, выполняющихся стоя. Становимся на середину эспандера. Расставляем ноги на ширину таза (чуть уже плеч). Берем края. Сгибаем руки в локтях и выставляем перед собой, так, чтобы эспандер оказался сзади предплечий. Спина прямая, в пояснице естественный прогиб. Взгляд направлен вперед и немного вверх. На вдохе, отводим таз назад и сгибаем ноги в коленях. Делаем прыжок вверх Снова приседаем |
Приложение 3
| |
Отжимания с сопротивлением |
| |
Разведение рук в стороны |
| |
Махи ногами в стороны |
| |
Жим к низу с эспандером |
| |
Приседания с эспандером |
| |
Разгибание рук из-за головы |
| |
Разведение рук в стороны с эспандером |
| |
Выпрыгивания из приседа |