СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»»

«Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»   Учитель физики МБОУ «СОШ №10 с УИФ ИТД»  Ямиева Л.Г.
  • «Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»

Учитель физики МБОУ «СОШ №10 с УИФ ИТД»

  • Ямиева Л.Г.
   “ Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность Бернард Шоу В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты

  Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность Бернард Шоу

  • В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
  • Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Два пути реализации системно-деятельностного подхода:   проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать; введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.  

Два пути реализации системно-деятельностного подхода:

  • проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
  • введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
  •  
Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность; моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках; использования активных методик.
  • Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность; моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках; использования активных методик.
Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, практикум, деловая игра
  • Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, практикум, деловая игра
 Используемая методика моей деятельности -исследовательские лабораторные работы.   учащиеся выясняют законы, описывающие физические процессы

Используемая методика моей деятельности -исследовательские лабораторные работы.

учащиеся выясняют законы, описывающие физические процессы

Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики, продемонстрирую на примере исследовательской лабораторной работы по физике для 6 го класса.
  • Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики, продемонстрирую на примере исследовательской лабораторной работы по физике для 6 го класса.
 Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»   Цель урока состоит в том, чтобы 1.научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело, исследовать от чего зависит эта сила;  

Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

  • Цель урока состоит в том, чтобы
  • 1.научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело, исследовать от чего зависит эта сила;
  •  
 2.способствовать развитию исследовательских навыков – умения ставить перед собой цель, искать способы достижения поставленной цели, анализировать полученные данные, делать выводы; способствовать развитию умения работать самостоятельно и в сотрудничестве с товарищами.
  • 2.способствовать развитию исследовательских навыков – умения ставить перед собой цель, искать способы достижения поставленной цели, анализировать полученные данные, делать выводы; способствовать развитию умения работать самостоятельно и в сотрудничестве с товарищами.
Исследовательская работа носит дифференцированный характер, уровень сложности зависит от теоретической подготовленности учеников, их умения работать с приборами, самостоятельности. I уровень – обязательный минимум знаний, умений, навыков II уровень – исследование по предложенному плану III уровень – самостоятельное исследование
  • Исследовательская работа носит дифференцированный характер, уровень сложности зависит от теоретической подготовленности учеников, их умения работать с приборами, самостоятельности.
  • I уровень – обязательный минимум знаний, умений, навыков
  • II уровень – исследование по предложенному плану
  • III уровень – самостоятельное исследование
На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты
  • На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты
2 этап Беседа с классом. 1. Формулируем цели работы. Выясняем, что мы хотим узнать, чему научиться. 2. Выясняем, какие приборы и материалы для этого необходимы: динамометр, сосуды с различными жидкостями (можно использовать воду и соляной раствор), различные тела (тела могут отличаться плотностью, объемом, формой). 3. Вспоминаем, как работаем с динамометром. Определяем цену деления динамометра. 4.Размышляем, как измерить выталкивающую силу.

2 этап Беседа с классом.

1. Формулируем цели работы. Выясняем, что мы хотим узнать, чему научиться.

2. Выясняем, какие приборы и материалы для этого необходимы: динамометр, сосуды с различными жидкостями (можно использовать воду и соляной раствор), различные тела (тела могут отличаться плотностью, объемом, формой).

3. Вспоминаем, как работаем с динамометром. Определяем цену деления динамометра.

4.Размышляем, как измерить выталкивающую силу.

План действий Определить вес тела в воздухе. Определить вес тела в жидкости. Найти разность показаний динамометра. Делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело равна разности веса тела в воздухе и веса тела в жидкости

План действий

  • Определить вес тела в воздухе.
  • Определить вес тела в жидкости.
  • Найти разность показаний динамометра.
  • Делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело равна разности веса тела в воздухе и веса тела в жидкости
5. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила: Намечаем план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от  а) плотности жидкости;  б) объема погруженного тела;  в) плотности тела;  г) формы тела;  д) глубины погружения тела.   (План может быть предложен самими учащимися).

5. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила:

  • Намечаем план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от
  • а) плотности жидкости;
  • б) объема погруженного тела;
  • в) плотности тела;
  • г) формы тела;
  • д) глубины погружения тела.
  •   (План может быть предложен самими учащимися).
6. Выясняем, как определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости: взять одно тело и жидкости разных плотностей. Сравнить измеренные выталкивающие силы в обоих случаях.
  • 6. Выясняем, как определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости: взять одно тело и жидкости разных плотностей. Сравнить измеренные выталкивающие силы в обоих случаях.
Для определения зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела, берем одну жидкость и тела разного объема, изготовленные из одного материала. (В данном опыте имеется в виду полное погружение тела в жидкость. Вариантом может служить частичное погружение одного и того же тела). Задания в, г, д предлагаются для самостоятельного исследования. (В качестве тел можно использовать гайки, болты, пластилиновые шарики и т.д.)
  • Для определения зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела, берем одну жидкость и тела разного объема, изготовленные из одного материала. (В данном опыте имеется в виду полное погружение тела в жидкость. Вариантом может служить частичное погружение одного и того же тела).
  • Задания в, г, д предлагаются для самостоятельного исследования. (В качестве тел можно использовать гайки, болты, пластилиновые шарики и т.д.)
      Ход работы (Дифференцированное выполнение заданий: на «3» - уровень 1, на «4» - +уровень 2, на «5» - +уровень 3)    Уровень 1  1) Определение выталкивающей силы, действующей в воде на данное тело (любое из имеющихся). F в = P 1 – P 2 F в = …. H

Ход работы (Дифференцированное выполнение заданий: на «3» - уровень 1, на «4» - +уровень 2, на «5» - +уровень 3)

  • Уровень 1
  • 1) Определение выталкивающей силы, действующей в воде на данное тело
  • (любое из имеющихся). F в = P 1 – P 2 F в = …. H
Уровень 2  2)Исследование:   а) зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости. В воде ( ρ 1 = 1000 кг/м 3 ): F в1 = … В соленой воде ( ρ 2 = 1030 кг/м 3 ): F в2 = … Вывод: ….  б) зависит ли выталкивающая сила от объема тела. Половина цилиндра в воде: F в1 = … Весь цилиндр в воде: F в2 = …  вывод

Уровень 2 2)Исследование:

а) зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.

  • В воде ( ρ 1 = 1000 кг/м 3 ): F в1 = …
  • В соленой воде ( ρ 2 = 1030 кг/м 3 ): F в2 = …
  • Вывод: ….

б) зависит ли выталкивающая сила от объема тела.

Половина цилиндра в воде: F в1 = …

  • Весь цилиндр в воде: F в2 = …
  • вывод
Уровень3   а) зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела:  1. F в у дна = …  2. F в у поверхности = …  Вывод: ….

Уровень3

  • а) зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела:
  • 1. F в у дна = …
  • 2. F в у поверхности = …
  • Вывод: ….
V1 4 Ж вода Т №1 h1≠h2 " width="640"

Таблица результатов

Уровень

опыта

1

1 контрольный

Условия проведения опыта

2

2

Ж вода

Т №1

Вес тела в воздухе

Р 1 , Н

3

Вес тела в жидкости

Р 2 , Н

Ж раствор соли Т №1

3

Выталкивающая сила

F=Р 1 2 , Н

Ж вода Т №1 V2 V1

4

Ж вода

Т №1 h1≠h2

Обсуждение полученных результатов . Первый опыт является обязательным для выполнения всеми учащимися. Он же является контрольным: сравнивая с ним результаты, полученные в других экспериментах, можно сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от той или другой величины.   Обсуждая результаты опытов, делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.  

Обсуждение полученных результатов .

  • Первый опыт является обязательным для выполнения всеми учащимися. Он же является контрольным: сравнивая с ним результаты, полученные в других экспериментах, можно сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от той или другой величины.
  •   Обсуждая результаты опытов, делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.
  •  
III. Подведение итогов урока .     В ходе беседы выясняем чему научились на уроке, что узнали нового о выталкивающей силе, какие трудности возникли при выполнении работы.  

III. Подведение итогов урока .

  •  
  • В ходе беседы выясняем чему научились на уроке, что узнали нового о выталкивающей силе, какие трудности возникли при выполнении работы.
  •  
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в окружающем мире или придумать самим примеры использования выталкивающей силы
  • В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в окружающем мире или придумать самим примеры использования выталкивающей силы
Заключение Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.  

Заключение

  • Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
  •  
Используемые источники:     1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с 2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009 3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006

Используемые источники:

  •   1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
  • 2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009
  • 3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006
4. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики». http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html 2 . 5. Самсонова Н. Ю. «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»
  • 4. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики». http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html 2 .
  • 5. Самсонова Н. Ю. «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»