Просмотр содержимого документа
««Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»»
- «Применение системно-деятельностного подхода в обучении учащихся на уроках физики, используя методику исследовательской деятельности»
Учитель физики МБОУ «СОШ №10 с УИФ ИТД»
“ Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность Бернард Шоу
- В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний, универсальных действий, компетенций учащихся в соответствии с новыми стандартами, позволяющими ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации поставленных задач способствует системно-деятельностный подход в обучении, заложенный в новые стандарты
- Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся “открывают” их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя заключается в организации исследовательской деятельности учащихся таким образом, чтобы они самостоятельно додумались до решения проблемы урока и объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Два пути реализации системно-деятельностного подхода:
- проведение целых, законченных творческих уроков, основным образом сконструированных, в которых учащиеся сами добывают знания, учатся осознавать их, осмысливать, отрабатывать;
- введение в традиционные уроки фрагментов, посвященных творческой познавательной деятельности учащихся, то есть, возможно, более полное «включение» ребят в выполнение разнообразных развивающих творческих заданий.
-
- Системно-деятельностный подход на уроках физики осуществляю посредством вовлечения учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, исследовательскую и рефлексивную деятельность; моделирования и анализа жизненных ситуаций на уроках; использования активных методик.
- Включить учащихся в активный процесс познания позволяют нестандартные формы проведения уроков, такие, как проблемная лекция, дискуссия, практикум, деловая игра
Используемая методика моей деятельности -исследовательские лабораторные работы.
учащиеся выясняют законы, описывающие физические процессы
- Реализацию системно-деятельностного подхода при проведении целого урока физики, продемонстрирую на примере исследовательской лабораторной работы по физике для 6 го класса.
Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
- Цель урока состоит в том, чтобы
- 1.научиться измерять выталкивающую силу, действующую на погруженное в жидкость тело, исследовать от чего зависит эта сила;
-
- 2.способствовать развитию исследовательских навыков – умения ставить перед собой цель, искать способы достижения поставленной цели, анализировать полученные данные, делать выводы; способствовать развитию умения работать самостоятельно и в сотрудничестве с товарищами.
- Исследовательская работа носит дифференцированный характер, уровень сложности зависит от теоретической подготовленности учеников, их умения работать с приборами, самостоятельности.
- I уровень – обязательный минимум знаний, умений, навыков
- II уровень – исследование по предложенному плану
- III уровень – самостоятельное исследование
- На 1 этапе урока “Организационный момент” (стадии настроя на работу) происходит включение учащихся в деятельность. Продолжительность этапа 2 минуты
2 этап Беседа с классом.
1. Формулируем цели работы. Выясняем, что мы хотим узнать, чему научиться.
2. Выясняем, какие приборы и материалы для этого необходимы: динамометр, сосуды с различными жидкостями (можно использовать воду и соляной раствор), различные тела (тела могут отличаться плотностью, объемом, формой).
3. Вспоминаем, как работаем с динамометром. Определяем цену деления динамометра.
4.Размышляем, как измерить выталкивающую силу.
План действий
- Определить вес тела в воздухе.
- Определить вес тела в жидкости.
- Найти разность показаний динамометра.
- Делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело равна разности веса тела в воздухе и веса тела в жидкости
5. Выясняем, от чего может зависеть выталкивающая сила:
- Намечаем план исследования: проверить зависимость выталкивающей силы от
- а) плотности жидкости;
- б) объема погруженного тела;
- в) плотности тела;
- г) формы тела;
- д) глубины погружения тела.
- (План может быть предложен самими учащимися).
- 6. Выясняем, как определить зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости: взять одно тело и жидкости разных плотностей. Сравнить измеренные выталкивающие силы в обоих случаях.
- Для определения зависимости выталкивающей силы от объема погруженного тела, берем одну жидкость и тела разного объема, изготовленные из одного материала. (В данном опыте имеется в виду полное погружение тела в жидкость. Вариантом может служить частичное погружение одного и того же тела).
- Задания в, г, д предлагаются для самостоятельного исследования. (В качестве тел можно использовать гайки, болты, пластилиновые шарики и т.д.)
Ход работы (Дифференцированное выполнение заданий: на «3» - уровень 1, на «4» - +уровень 2, на «5» - +уровень 3)
- Уровень 1
- 1) Определение выталкивающей силы, действующей в воде на данное тело
- (любое из имеющихся). F в = P 1 – P 2 F в = …. H
Уровень 2 2)Исследование:
а) зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.
- В воде ( ρ 1 = 1000 кг/м 3 ): F в1 = …
- В соленой воде ( ρ 2 = 1030 кг/м 3 ): F в2 = …
- Вывод: ….
б) зависит ли выталкивающая сила от объема тела.
Половина цилиндра в воде: F в1 = …
- Весь цилиндр в воде: F в2 = …
- вывод
Уровень3
- а) зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела:
- 1. F в у дна = …
- 2. F в у поверхности = …
- Вывод: ….
V1 4 Ж вода Т №1 h1≠h2 " width="640"
Таблица результатов
Уровень
№ опыта
1
1 контрольный
Условия проведения опыта
2
2
Ж вода
Т №1
Вес тела в воздухе
Р 1 , Н
3
Вес тела в жидкости
Р 2 , Н
Ж раствор соли Т №1
3
Выталкивающая сила
F=Р 1 -Р 2 , Н
Ж вода Т №1 V2 V1
4
Ж вода
Т №1 h1≠h2
Обсуждение полученных результатов .
- Первый опыт является обязательным для выполнения всеми учащимися. Он же является контрольным: сравнивая с ним результаты, полученные в других экспериментах, можно сделать вывод о зависимости выталкивающей силы от той или другой величины.
- Обсуждая результаты опытов, делаем вывод: выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость, зависит только от плотности жидкости и объема погруженного тела.
-
III. Подведение итогов урока .
-
- В ходе беседы выясняем чему научились на уроке, что узнали нового о выталкивающей силе, какие трудности возникли при выполнении работы.
-
- В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти в окружающем мире или придумать самим примеры использования выталкивающей силы
Заключение
- Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.
-
Используемые источники:
- 1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
- 2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009
- 3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006
- 4. Болготова В.С. «Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке физики». http://www.profistart.ru/ps/blog/12656.html 2 .
- 5. Самсонова Н. Ю. «Познавательный интерес как фактор развития активности и самостоятельности обучения школьников на уроках физики»