Применение современных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Материаловедения» с целью повышения эффективности образовательного процесса и реализации требований ФГОС СПО
Бестолков Д.А
ТОГАПОУ «Промышленно – технологический колледж» им В.И. Заволянского
89996807153, [email protected]
Прогресс науки и техники стимулирует ученых на использование новых металлов и создание сплавов с необходимыми свойствами. Так, развитие авиации дало толчок росту производства алюминия и его сплавов; развитие электротехники – расширению применения меди и вольфрама; для артиллерии и другой военной техники потребовались магний и прочные легированные стали; появление сверхзвуковой авиации и создание космических аппаратов привело к скачку выплавки титана.
Самородные металлы встречаются теперь редко, а такие металлы, как алюминий, цинк, магний, титан и многие другие, встречаются в земной коре главным образом в виде прочных соединений с кислородом, серой, кремнием или галогенами. Современные способы получения чистых металлов сложны и многоступенчаты.
Как обогащается руда, как из нее получают важнейшие металлы и сплавы, каковы их основные свойства, как их достичь, можно узнать, изучив учебную дисциплину материаловедение.
Учебная дисциплина «Материаловедение» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла и служит базовым материалом для изучения профессиональных модулей, для выполнения курсовых и дипломных проектов. Согласно стандартам третьего поколения данная учебная дисциплина формирует у будущего специалиста как общие, так и профессиональные компетенции. Основная задача – привить умения и навыки, которые необходимы при решении профессиональных задач.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
- выбирать способы соединения материалов;
- выбирать виды термической обработки и режимы;
- рекомендовать способы изменения структуры материалов для улучшения их свойств.
Главная задача учебного занятия – научить студента учиться, самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно добывать знания, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, нестандартно мыслить, принимать решения.
Но чтобы это все работало, необходимо укрепить и развить мотивацию студентов к обучению, то есть создать комплекс мер для развития благоприятного климата, необходимого для решения этой основополагающей задачи. Рассмотрим основные вопросы формирования у студентов мотивации на уроках и предложим различные формы и методы.
В настоящее время изучение основ общепрофессиональных учебных дисциплин остается важным фактором при подготовке специалиста среднего звена в силу того, что они обладают огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом и является базовыми дисциплинами для изучения профессиональных модулей и реализации общих и профессиональных компетенций.
Каковы же наши шансы, наши возможности для решения этой глобальной задачи?». Студенты не хотят грызть гранит науки, не желают учиться, им не интересно. Да, весь вопрос упирается в то, что бы заинтересовать студента, заставить его самообразовываться, развить тягу к учению, чтобы он мог сказать: «хочу все знать».
Формирование мотивации учения – одна из основных проблем в современном образовании и является делом общественной важности, ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация является основным критерием для ее формирования. Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс, познание самого себя, ответственность. Мотивация – это ключ к душе студента, которая открывает все уголки его сознания, готовые учиться и познавать.
Для формирования познавательных мотивов можно использовать следующие приемы: планирование целей вместе со студентом; связь теоретического материала с практикой; разнообразные формы урока (урок – презентация, урок – конференция, Что Где Когда? Хочу все знать); организация творческой, поисковой деятельности (проектная деятельность, рефераты, мини – исследования); организация ситуации успеха каждого студента (дифференцированное обучение – посильные задания каждому ученику, составление вариантов задач студентами, составление тестов, составление таблиц – классификаторов, ребусов, кроссвордов ).
Открытые уроки и уроки, проводимые в недели предметно – цикловой комиссии позволяют повысить уровень учебной деятельности студентов, усилить социальные и личные мотивы на уроках.
Таким образом, осознание студентами своих мотивов в учебной деятельности и доминирование их социальных и личных мотивов в обучении способствует осознанному усвоению общетехнических знаний, умений и навыков, что позволяет повысить уровень овладения программным материалом и развить логическое мышление студентов.
Список литературы
Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. № 1. С. 27–33.
Инновационные подходы и технологии в общем и профессиональном образовании: учебно-методическое пособие / Е. А. Алисов, Е. Н. Корнева, С. А. Кравченко и др.; МПГУ, РОСИ. – Москва: МПГУ; Курск: РОСИ, 2019. – 226 с. - ISBN 978-5-88995-165-0.
Морозов А.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя как важнейший
ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в условиях
цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал.
2019. № 6 (131). С. 43–48.
Насуцева Ф.А. Формирование и оценка функциональной грамотности в системе работы по повышению качества общего образования / Ф.А. Насуцева // Учебный год. – 2022. – № 2 (68). – С. 35–37.
Носов С.И. От цифровизации образования к цифровизации экономики / С.И. Носов // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы ХІ Международной научно-практической конференции, посвященной 25- летнему юбилею кафедры и 114-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 16 июня 2021 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова; Базовая кафедра «Управление проектами и программами Capital Group»; Под редакцией В. И. Ресина. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2021. – С. 151–156.
Факторович, Алла Аркадьевна. Педагогические технологии: Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович . – 2. изд., испр. и доп . – Москва : Юрайт, 2020 . – 128 с. – (Профессиональное образование) . - На тит. л. подзаг.: Книга доступна на образовательной платформе "Юрайт" urait.ru, а также в мобильном приложении "Юрайт. Библиотека" . – Библиогр.: с. 123-128 .