Слайд 1 Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с ТМНР
Cегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии.
Слайд 2 Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается. Основой любой технологии служит четкое определение конечной цели.
Специфика работы психолога состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Традиционные образовательные технологии в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся (объяснительно–иллюстративные технологии, игровые технологии, личностно-ориентированные технологии и др.).
Однако, одним из путей модернизации традиционных технологий, является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Какие же современные образовательные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога ?
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
-
здоровьесберегающие технологии
-
информационно-коммуникационные технологии
-
личностно-ориентированные технологии
Рассмотрим данные технологии подробнее.
Слайд 3 Здоровьесберегающая технология.
Направления здоровьесберегающих технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- технологии обучения здоровому образу жизни;
- коррекционные технологии.
Слайд 4 -гимнастика для глаз;
Слайд 5-гимнастика дыхательная;
Слайд 6 -гимнастика пальчиковая;
Слайд 7 -нейро-зарядка;
Слайд 8 -подвижные и спортивные игры;
Слайд 9 -динамическая пауза;
Слайд 10 -релаксация (для релаксации требуется большее количество времени, поэтому, когда я ее применяю, стараюсь делить занятие на две части, сначала развивающие упражнения, игры, а в конце занятия расслабление, которое я провожу в сенсорной комнате);
Слайд 11 - игротерапия с элементами литотерапии (Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека). Известно, что у детей с интеллектуальными, речевыми нарушениями наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, нарушения координации движений, низкий уровень развития мелкой моторики рук.
На занятиях коррекционно-развивающих занятиях специалист не только развивает речь, внимание, мышление, память, но и ведет работу по коррекции личностных нарушений, преодолению моторного недоразвития. Современный подход в психолого-педагогической реабилитации детей инвалидов предполагает разработку новых, нетрадиционных методов работы и применение их на практике.
-коммуникативная игра
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации; развивают средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им; развивают умение понимать друг друга; вникать в суть полученной информации; учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывают доверительное отношение друг к другу; развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.
Слайд 13● Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Репка», «Бабочка и ветерок», «Игра со стульчиками»).
Слайд 14● Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало» и др.)
Слайд 15 ● Тактильные игры, когда дети трогают друг друга, держатся за руки («Гори ясно», «Волк и гуси»);
- Слайд 16 игротерапия (Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры, в котором на глубинном ценностном уровне происходит волшебное таинство собирания и укрепления собственного «Я», успешное моделирование собственного, настоящего и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме);
- Слайд 17 игро-тренинги;
- Слайд 18 массаж рук (при систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения: катание одного грецкого ореха или шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.).
Слайд 19 Коррекционные технологии: - технологии музыкального воздействия;
- Слайд 20 сказкотерапия (Слайд 21 психо-коррекционные сказки);
- Слайд 22 логоритмика;
- Слайд 23 -арт-терапия:
Слайд 24 Изотерапия:
-
Слайд 25 Рисование;
-
Слайд 26 Рисование песком;
-
Слайд 27 Монотипия;
-
Слайд 28 Пластилиновая живопись;
-
Слайд 29 Нейрографика;
-
Слайд 30 Мандалотерапия и др.
- Слайд 31 цвето-терапия;
- Слайд 32 психогимнастика.
Слайд 33 Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к воспитанию и обучению детей, такие, как включение в процесс образования современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности.
Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, так как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Преимущества компьютера состоят в следующем:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Введение информационных технологий в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:
-изучение компьютера
- коррекция психического здоровья
-повышение эффективности обучения
-интеграция детей в информационное общество.
В своей работе я использую следующие компьютерные технологии:
Слайд 34 -обучающие и развивающие игры и задания (сообщают знания, формируют умения и навыки ), например на развитие внимания, изучение геометрических фигур, изучение цветов, развитие мышления и т.д.
Слайд 35 -диагностические методики.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятие на компьютере создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
Так же, в своей работе я стараюсь использовать личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей системы образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и в школьном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Слайд 36 Я стараюсь создать ребенку развивающее пространство, в котором ведущую роль занимают материалы Монтессори, позволяющие ему проявлять собственную активность и наиболее полно реализовывать себя.
Таким образом, подводя итоги, использование новых образовательных технологий в работе педагога-психолога направлено на всестороннее и гармоничное развитие личности ребенка, а также на повышение и улучшение качества и уровня занятий.
Слайд 37 Спасибо за внимание!