Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционно-логопедического процесса. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые методы и приемы взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов, сопровождающих семью на протяжении всего дошкольного детства. Новая модель выпускника детского сада в условиях введения ФГОС предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы можно за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Поэтому в соответствии с ФГОС , а также с введением ФАОП ДО необходим поиск новых, инновационных технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями с использованием нетрадиционных форм работы. На помощь приходят современные образовательные технологии, которые я успешно применяю в процессе образовательной деятельности с детьми, в работе с родителями. Одна из них - технология проектирования.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать речевые способности, познавательный интерес, логическое мышление, творчество, коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, помогает более эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников. Метод проектов всегда предполагает постановку, решение проблемы и получение результата. В процессе реализации проекта специалист помогает родителям правильно организовать взаимодействие со своим ребёнком, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Организация проектной деятельности с родителями, воспитанниками, педагогами помогает мне охватить более глубоко и широко различные направления в работе по речевому развитию. Опыт показывает, что использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он помогает детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности. Работая с дошкольниками, я обратила внимание, что воспитанники проявляют интерес к художественной литературе: задают вопросы, обсуждают содержание, примеряют на себя образы героев. Я поняла, что как учитель-логопед, исходя из интересов детей, могу решать речевые задачи через художественную литературу, а именно: обогатить словарный запас, формировать грамматически правильную речь, диалогическую речь, связную речь. Таким образом, возникла идея по созданию проектов: «Любимая книга», «Зимняя сказка», «Защитники Отечества», «В гостях у осени». На основном этапе работы над проектом были разработаны тематические папки, книжки, сделанные детьми совместно с родителями. Каждый проект завершался итоговым мероприятием: литературные и спортивные праздники, викторины, конкурсы, утренники. Более подробно хотелось бы рассказать о создании проекта « В гостях у осени».
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, вовлечение родителей в деятельность ДОУ
Задачи:
- - развить познавательную, речевую активность дошкольников;
- - повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
- - повышать творческую активность педагогов;
- - создавать праздничную и положительную атмосферу.
Срок реализации проекта: сентябрь-октябрь
Тип проекта: творческий.
По продолжительности: средней продолжительности
Участники: педагоги ДОУ, дети и их родители.
Этапы реализации
Подготовительный :
- сбор информации;
- подготовка пособий
Основной:
- работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, посещение выставки, проведение занятий соответствующей тематики);
- работа с родителями (оформление информационных стендов по определенной теме, сбор материала для выставки, организация совместной деятельности родителей и детей для создания выставок в группах, оформление тематической папки);
- оснащение предметно - развивающей среды (оформление групп в соответствии с темой, организация совместной выставки).
Заключительный:
- систематизация материалов;
- проведение праздничных мероприятий
Анализ деятельности по использованию проектов показывает, что знания дошкольников по проблеме систематизировались, расширились, увеличился словарный запас, речь обогатилась образными выражениями, сформировалось умение составлять творческие рассказы. Реализация подобных проектов способствует включению родителей в коррекционный процесс, повышает их компетентность в вопросах развития речи детей.
Просмотр содержимого документа
««Применение современных образовательных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда и родителей в условиях реализации ФАОП ДО»
«Применение современных образовательных технологий в совместной деятельности учителя-логопеда и родителей в условиях реализации ФАОП ДО»
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционно-логопедического процесса. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным, педагоги ищут новые методы и приемы взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечивали решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов, сопровождающих семью на протяжении всего дошкольного детства. Новая модель выпускника детского сада в условиях введения ФГОС предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Поскольку родители являются первыми педагогами, а дошкольные учреждения оказывают им помощь в воспитании и развитии ребенка, родители играют главную роль в сообществе педагог – родитель – ребенок. Установить “обратную связь” с ними, учесть их пожелания и интересы можно за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Поэтому в соответствии с ФГОС , а также с введением ФАОП ДО необходим поиск новых, инновационных технологий в работе с дошкольниками, тесное сотрудничество с родителями с использованием нетрадиционных форм работы. На помощь приходят современные образовательные технологии, которые я успешно применяю в процессе образовательной деятельности с детьми, в работе с родителями. Одна из них - технология проектирования.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать речевые способности, познавательный интерес, логическое мышление, творчество, коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, помогает более эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников. Метод проектов всегда предполагает постановку, решение проблемы и получение результата. В процессе реализации проекта специалист помогает родителям правильно организовать взаимодействие со своим ребёнком, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Организация проектной деятельности с родителями, воспитанниками, педагогами помогает мне охватить более глубоко и широко различные направления в работе по речевому развитию. Опыт показывает, что использование проектного метода в работе с детьми старшего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он помогает детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности. Работая с дошкольниками, я обратила внимание, что воспитанники проявляют интерес к художественной литературе: задают вопросы, обсуждают содержание, примеряют на себя образы героев. Я поняла, что как учитель-логопед, исходя из интересов детей, могу решать речевые задачи через художественную литературу, а именно: обогатить словарный запас, формировать грамматически правильную речь, диалогическую речь, связную речь. Таким образом, возникла идея по созданию проектов: «Любимая книга», «Зимняя сказка», «Защитники Отечества», «В гостях у осени». На основном этапе работы над проектом были разработаны тематические папки, книжки, сделанные детьми совместно с родителями. Каждый проект завершался итоговым мероприятием: литературные и спортивные праздники, викторины, конкурсы, утренники. Более подробно хотелось бы рассказать о создании проекта « В гостях у осени».
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, вовлечение родителей в деятельность ДОУ
Задачи:
- развить познавательную, речевую активность дошкольников;
- повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
- повышать творческую активность педагогов;
- создавать праздничную и положительную атмосферу.
Срок реализации проекта: сентябрь-октябрь
Тип проекта: творческий.
По продолжительности: средней продолжительности
Участники: педагоги ДОУ, дети и их родители.
Этапы реализации
Подготовительный :
- сбор информации;
- подготовка пособий
Основной:
- работа с детьми (организация совместной деятельности с детьми, посещение выставки, проведение занятий соответствующей тематики);
- работа с родителями (оформление информационных стендов по определенной теме, сбор материала для выставки, организация совместной деятельности родителей и детей для создания выставок в группах, оформление тематической папки);
- оснащение предметно - развивающей среды (оформление групп в соответствии с темой, организация совместной выставки).
Заключительный:
- систематизация материалов;
- проведение праздничных мероприятий
Анализ деятельности по использованию проектов показывает, что знания дошкольников по проблеме систематизировались, расширились, увеличился словарный запас, речь обогатилась образными выражениями, сформировалось умение составлять творческие рассказы. Реализация подобных проектов способствует включению родителей в коррекционный процесс, повышает их компетентность в вопросах развития речи детей.