СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных педагогических инноваций при оформлении механизма управления качеством образования в общеобразовательных организациях.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение современных педагогических инноваций при оформлении механизма управления качеством образования в общеобразовательных организациях.»

Применение современных педагогических инноваций при оформлении механизма управления качеством образования в общеобразовательных организациях.

В современной образовательной системе России одним из ключевых элементов является применение педагогами в своей профессиональной деятельности всевозможных инновационных технологий и методов, являющихся составляющей частью качественного образования в общеобразовательных организациях. Вопросы применения инновационных технологий в образовании, как и вопросы качественного образования представляют интерес для науки в общем и педагогики, в частности. Следует отметить, что на качество образования влияют ряд специальных средств, технологий и методов с помощью которых улучшается образовательный и воспитательный процесс [5]. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс рассматривается как процесс управляемой, совместной, творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, который создает условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий [1]. Модернизация системы образования Российской Федерации основной своей целью считает воспитание, развитие и обучение всесторонне развитого ребенка, вследствие создания соответствующих благоприятных условий для его самореализации, самовыражения и формирования высокоорганизованной и социально-адаптированной личности. При этом образовательные организации и педагогические работники обязаны самостоятельно определить оптимально более выгодный вариант в системе обучения и воспитания каждого отдельно взятого учащегося или воспитанника. Следовательно, в процессе воспитания и обучения возникает большая потребность в разработке и применении новых инновационных подходов в деятельности педагогических 8 работников, а также развитие педагогической компетенции в работе с инновационными формами и методами, включая повышение профессиональных знаний педагогов, направленных на работу в сфере применения инновационных технологий. Актуальность выбранной темы обусловлена мотивированным использованием в процессе обучения, во внеурочной деятельности и во внеклассной работе инновационных педагогических приемов и методов, направленных на формирования у учащихся и воспитанников умения самостоятельно собирать и использовать полученные знания и навыки, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы и умозаключения. Следует, согласиться с мнением Н.Р. Юсуфбекова, который под педагогической инновацией понимает особенность содержания возможных изменений в педагогической деятельности, ведущие к ранее неизученному и не встречавшемуся в педагогической практике состоянию, полученному возможному результату, в ходе развития и применения соответствующих практик в процессе обучения и воспитания[3]. «Педагогическая инновация» по мнению М.М. Поташкина и О.Г. Хомерики, это процесс освоения нового метода в учебной деятельности, технология учебного процесса и сама учебная программа [4]. Таким образом, под «педагогической инновацией» в области формирования качественного образования, следует понимать возникающие изменения в системе образования и воспитания, направленные на ее систематическое улучшение и развитие. Следует отметить, что педагогические инновации, как систематический процесс изменения и улучшения системы образовательной деятельности могут вносить самостоятельно, как сами образовательные организации за счет собственных материальных активов, так и изыскивать возможности привлечения дополнительных мощностей, в виде нового оборудования, средств информационно-телекоммуникационного обеспечения, новых интернет - технологий, включая технологию виртуальных школ. В рамках введения педагогических инноваций в систему образования и воспитания при осуществлении внеклассной и внеурочной деятельности образовательным организациям в своей деятельности следует согласиться с мнением, Яшковой Е.В. к.п.н., доцентом Нижегородского государственного педагогического университета, которая в своих научных трудах рекомендовала ориентироваться на следующие принципы: - создание благоприятных условий для творческого развития личности ребенка, в целях формирования его социальной адаптации и мобильности; - формирование и развитие культуры личности ребенка [7]. «Педагогические инновации» являясь существенным элементом развития качественной образовательной системы, способствуют накоплению и изменению разнообразных нововведений в образовательном пространстве, что приводит к трансформации всей системы образования и воспитания в целом [2]. 9 Введение «педагогических инноваций» в процесс обучения и воспитания осуществляется с применением современных технологий обучения, к которым относят: «кейс - технологии», технологии полного усвоения знаний, технологии формирования поэтапного формирования умственных действий, Интернет - технологии, Web – технологии, компьютерные развивающие и обучающие программы, программы – игры, тренинг – технологии, а также все виды проектного обучения. В процессе проведения внеурочных и внеклассных занятий в образовательной организации должны быть созданы посредством введения элементов педагогических инноваций надлежащие условия для развития у ребенка собственных талантов и интересов в области постижения духовно-нравственных ценностей и традиций. В соответствии с письмом Министерства образования и науки от 12 мая 2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования» в сфере образования России устанавливают, что внеурочная работа, как и внеклассная является наиболее эффективным средством и формой развития творческого потенциала у ребенка. Она направлена на укрепление здорового образа жизни у детей, формирования героико-патриотического и духовно-нравственного воспитания ребенка, а также расширение его интеллектуального потенциала [1]. С помощью внеурочной и внеклассной работы решаются важные задачи в образовательном процессе, к которым можно отнести оптимизацию учебной нагрузки, адаптация учащихся в группе, классе, определение склонностей и способностей у ребенка, а также трудностей при подготовке к занятиям. Применение новых образовательных технологий во внеурочной деятельности позволяет создать благоприятную обстановку для индивидуального развития ребенка, расширить его творческий потенциал при создании соответствующих условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков [3]. Применение «педагогических инноваций во внеурочной и внеклассной деятельности» в частности позволяет более детально расширить воспитательную и социальную функции педагога, что само по себе является стимулом для роста его профессиональной компетентности. Посредством осуществления внеурочной деятельности и внеклассной работы в образовательных организациях обеспечивается развитие культурных интересов у обучающихся и воспитанников, а также решаются задачи их нравственного воспитания и развития [6]. Следует отметить, что проведение внеурочных занятий и внеклассных мероприятий в современном образовательном процессе позволяет организовать содержательный досуг учащихся и воспитанников в школе. При этом методика и формы проведения данных мероприятий должны проводиться в рамках норм действующих федеральных государственных образовательных стандартов в соответствии с основными направлениями развития личности ребенка. Проведение внеурочных и внеклассных мероприятий в образовательных организациях позволяет органично сформировать досуговую активность у учащихся и воспитанников. 10 При этом, успешная реализация внеурочной и внеклассной работы с учащимися и воспитанниками определяется установленным для них уровнем мотивации, что не всегда отвечает требованиями предъявляемым педагогами. В целях повышения интереса учащихся к инновационным направлениям внеурочной и внеклассной деятельности, в рамках улучшения качества образования, необходимо выбирать для работы нестандартные формы активности, в корне отличающихся от классических уроков не только по содержанию, но и по стилистике общения педагогического работника с детьми. Действующие нормы законодательства в сфере образования не предусматривают универсальных методических рекомендаций к ведению внеурочных и внеклассных мероприятий, педагоги наделены правом, самостоятельно выбирать приоритетные и инновационные формы и методы ведения занятий. Данные методы и формы применяются в зависимости от контингента учащихся и воспитанников, их возрастных, психологических, психофизических и интеллектуальных особенностей, а также с учетом материальной базы соответствующей образовательной организации, пожеланиями детей и их родителей (законных представителей) [5]. Таким образом, перемены в организации образовательного пространства того или иного образовательного учреждения возможны лишь с применением педагогических инновационных методов и форм к ведению внеурочного и внеклассного образовательного процесса. Лишь они смогут не только обогатить кругозор ребенка предметными знаниями, но и вооружить его универсальными способами для развития и совершенствования формирующийся самостоятельной личности. Следовательно, внеурочная и внеклассная работа – это уникальная возможность для организации межличностных отношений в классе и группе, как между детьми, так и между детьми и учителем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: Письмо от 12 мая 2011 г. n 03-296 // СПС «КонсультантПлюс».

2. . Барабанов Р.Е. Инновации в образовании// Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – №1. – С.16-17.

3. Крутых А.В. Внедрение инноваций в систему высшего образования России// Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 02 (56). Часть 3. Февраль с.28-30.

4. Макарова С.Э. Инновации в образовании // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/ issues/ 2015/01/45538 (дата обращения: 25.10.2022).

5. Селюкова, Е.А. Инновационная и опытно-экспериментальная педагогическая деятельность в сфере современной образовательной практики // Сибирский педагогический журнал. – №3. – 2019. - С. 394-400. 11

6. Хомерики, О.Г., Поташкин, М.М., Лоренсов, А.В. Развитие школы как инновационный процесс. Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: «Новая школа». – С. 45.

7. Шувалова, К.В., Яшкова, Е.В. Особенности внедрения педагогических инноваций в образовательный процесс // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - №2 (36). – 2019. – С.455 – 462