Федеральное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Ишимбайское специальное
учебно-воспитательное учреждение закрытого типа»
Доклад на тему:
«Применение современных образовательных технологий
на занятиях учебной практики»
Подготовила мастер п/о: Галиулова О.М.
г. Ишимбай
2018г.
Учение, лишённое всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к
овладению знаниями.
Приохотить ребёнка к учению –
гораздо более достойная задача,
чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Время диктует новые требования к уровню и содержанию подготовки молодых специалистов, занятых в современном производстве. Изменилась общая логика развития производственной деятельности и это касается всех видов труда – от самого простого физического, до сложного умственного. Проявляются совершенно новые тенденции, о которых ранее даже не упоминали. От понимания этой ситуации обществом в целом и, особенно, специалистами, работающими в сфере образования, зависит успех продвижения нашей страны к развитию и процветанию.
Система профессионального образования в России претерпевает трансформации, связанные с вхождением в мировое образовательное пространство; как следствие, происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
В настоящее время перед профессиональным образованием стоят сложные задачи – не только подготовка грамотного специалиста, но и формирование профессионально-компетентного, конкурентоспособного выпускника, который готов к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.
Практические занятия составляют важную и обязательную часть теоретического и практического обучения студентов профессиональных образовательных учреждений СПО. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование умений, являющихся составной частью профессиональных и общих компетенций, а компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством технологий.
Применение современных образовательных технологий при проведении практических занятий позволяет оптимально соединить теорию с практикой, эффективно использовать время учебного занятия и получить высокие качественные образовательные результаты.
Под технологией обучения (от греч. techne – мастерство, искусство и logos – знание, учение) понимается совокупность методов и средств обработки, изменения и представления учебной информации. Это наука о способах воздействия преподавателя/мастера на обучающихся в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство мастера состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии мастер основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. При этом преподнесение информации практически всегда происходит в форме монолога. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развёрнутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ обучающихся в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое обучающихся, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задаёт применяемая технология. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, адаптированную к современным требованиям.
Непременным условием эффективности современного процесса обучения является развитие активности обучающихся и её поддержание в течение всего периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой возможно найти в области выбора оптимальных методов и средств обучения.
Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить некоторые:
информационно-коммуникационные технологии;
игровые технологии;
проблемное обучение;
личностно-ориентированные технологии;
здоровьесберегающие технологии
Информационно–коммуникационные технологии
Среди многих форм активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях довольно широко в настоящее время используются информационно-коммуникационные технологии.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: разнообразить формы работы, осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями персонального компьютера, развивать интерес к изучаемому материалу, активизировать внимание обучающихся, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность, формировать коммуникативные навыки, повышать творческий потенциал личности и мотивацию, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса.
Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если человек привлечён в активные действия в процессе обучения.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Можно применять видеоролики, презентации, различные тесты, задания развивающего характера.
Одним из преимуществ использования мультимедийных презентаций в обучении является возможность выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении можно нарисовать необходимые таблицы, схемы, графики на доске, бумаге или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт со студентами, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Другое преимущество заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.
Презентацию можно считать увлекательным способом вовлечения студентов в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.
Компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности студентов и создает у них положительную мотивацию.
Применение компьютерных технологий позволяет:
- наполнить урок новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность обучаемых;
- прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность обучаемых, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Игровые технологии
Главная цель учебной практики – практическое обучение воспитанниц профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей.
Чтобы привлечь воспитанниц к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать их мыслительную и познавательную деятельность. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока.
По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:
уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая игра, викторина;
уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;
уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, «живая газета»;
уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
Развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.
Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.
Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у обучающихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между обучающимися.
Мастер п/о является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.
Проблемное обучение
В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят обучающихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя/мастера самостоятельной поисковой деятельности обучаемых по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Основная задача – направить деятельность обучающихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.
Проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:
Проблемное изложение. Мастер ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.
Частично–поисковая деятельность. Работа обучающихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.
Исследовательская деятельность. Самостоятельный поиск обучающихся решения проблемы.
Сущность проблемного обучения заключается в столкновении обучающихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».
При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов занятия, направленных на оформление мысленной деятельности обучающихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер п/о может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер п/о, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера п/о, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию мастер направляет обучающихся на её решение, организует поиск решения. Таким образом, обучающийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат – у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Проблемное обучение формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции.
Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики; обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития студента. Результатом использования личностно–ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации обучающихся. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитанницам знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к обучающимся в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуаллизации личности.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Можно выделить разные подходы:
Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного обучаемому.
Дифференцированный подход – выделение групп на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход – распределение обучающихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Образовательный процесс строится на учебном диалоге мастера п/о и обучающейся, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность обучающейся к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.
Работа с обучающимися по данной технологии зависит от мастера п/о – его желания, общей и педагогической культуры, личностных качеств. При этом к мастеру производственного обучения предъявляются следующие требования: он должен иметь ценностное отношение к обучаемому, культуре, творчеству; проявлять гуманную педагогическую позицию; заботиться о сохранении физического здоровья обучающихся; уметь создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеть разнообразными педагогическими технологиями, уметь придать им личностно-развивающую направленность; проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого обучаемого.
Здоровьесберегающие технологии
Состояние здоровья молодого поколения – важный аспект благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В нашей стране в последние годы заметно возросло внимание к вопросам здоровья учащихся и студентов.
Содержание и характер труда сегодня требуют от молодого специалиста, вступающего в самостоятельную жизнь, не только глубоких знаний своей профессии, но и достаточно высокого интеллектуального и физического развития, творческого и активного отношения к труду.
Здоровьесберегающая технология – это условия обучения студента (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Реализация задач в данном направлении должна базироваться на принципах профилактической направленности; доступности информации, помощи и услуг на групповом и индивидуальном уровнях, дифференцированного подхода, анонимности и конфиденциальности. Поэтому необходимо создать механизмы реализации нескольких направлений концепции данной работы: становление культуры семейных отношений, бытовой культуры, формирование физической и медицинской культуры, культуры проведения свободного времени, пропаганда здорового образа жизни и искоренения вредных привычек.
Здоровый образ жизни и здоровье личности неразрывно связаны между собой. Быть здоровым, сохранять и приумножать свои внутренние ресурсы для будущего специалиста – значит трудиться с полной отдачей физических и интеллектуальных сил, быть конкурентоспособным, заботиться о своем профессиональном самосовершенствовании.
Cистемное использование здоровьесберегающих технологий (их элементов) ведёт к снижению показателей заболеваемости, улучшению психологического климата.
Рассмотрев существующие инновационные образовательные технологии, применимые при получении среднего профессионального образования, можно сделать следующие выводы:
Целью каждой образовательной технологии является развитие у обучающихся умения работать с информацией, использовать информационные ресурсы, работать в команде и самостоятельно, качественно выполнять поставленные задачи или проблемы, что, в конечном счете, ведет к заинтересованности обучающихся в образовательном процессе и повышению уровня их подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, различные виды технологий способствуют развитию познавательных и творческих интересов у учащихся. Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться ее составной частью. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Преподавателю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения занятия. Возникает огромное желание подойти к ученику и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и ученики: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет преподавателю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы. Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Человек не рождается музыкантом, художником, профессионалом своего дела. Его этому надо учить. А для этого педагогу самому надо всю жизнь учиться, искать новые и новые пути совершенствования мастерства.
Список используемой литературы:
Брызгалова, С. И. Проблемное обучение в начальной школе: учеб. пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1998.
Бунеев, Р. Н. Образовательные технологии. Сборник материалов / Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Козлова С., А., Мельникова Е. Л., Чиндилова О. В. – М.: Баласс, 2008.
Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. –
М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Кругликов Г.И. Методическая работа мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Кругликов Г.И. Учебная работа мастера профессионального обучения. –
М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. –
М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. – М.: Народное образование, 2009.
Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.