ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Е.В.Каленчук
учитель химии и биологии
Государственное учреждение образования
«Ремезовская средняя школа Ельского района»
аг.Ремезы, Ельский район
Аннотация: В статье рассматривается возможность повышения качества знаний учащихся, при использовании на уроках химии современных технологий обучения, таких как технология критического мышления, технология сотрудничества и технология опорных конспектов, которые могут быть использованы в практике преподавания химии в общеобразовательных школах.
Abstract: The article considers the possibility of improving the quality of students knowledge when using modern teaching technologies in chemistry lessons, such as the technology of critical thinking, the technology of cooperation and the technology of reference notes, which can be used in the practice of teaching chemistry in general education schools.
Ключевые слова: современные технологии, традиционное обучение, химия.
Keywords: modern technologies, traditional education, chemistry.
В настоящее время прослеживается тенденция роста количества информации и «обязательного минимума» необходимых знаний учеников средней школы, при этом количество часов, отведенных на преподавание естественных наук сокращается, поэтому перед учителями химии возникает проблема обеспечения качественного обучения учащихся [2, с. 72].
Это означает, что сейчас необходимо учить школьников самостоятельности и способствовать становлению их активными соучастниками
учебного процесса. В этом случае учитель исполняет роль организатора познавательной деятельности учащегося, для чего ему следует пользоваться современными образовательными технологиями [1, с. 44; 3, с 72].
Особое место в развитии познавательных способностей учащихся должно уделяться развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков, т.е. умению выделять новое, умению провести собственные иллюстрации изучаемых теоретических фактов, умению изучать материал самостоятельно, пользоваться приемами анализа и синтеза [1, с. 44].
Применение на уроках химии технологии опорных конспектов способствует фиксации внимания учащихся на главном, наглядности, обучению обобщениям [2, с. 72].
Развитию мыслительных навыков учащихся, грамотному планированию собственной деятельности, повышению качества восприятия и усвоения знаний способствует технология развития критического мышления [3, с. 73].
В свою очередь технология сотрудничества способствует умению грамотно ставить цель и находить пути для ее реализации, вовлекает детей на совместную работу, воспитывает самостоятельность и предприимчивость [1, с. 44].
Данные современные технологии могут легко вписываться в учебный процесс. Таким образом, их применение в современном мире заслуженно стало достаточно актуальным в сфере образования и воспитания.
Цель: изучение качества приобретенных школьниками знаний при использовании традиционного обучения и современных технологий при обучении химии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Знакомство с литературой по теме исследования.
Планирование и проведение педагогического эксперимента по применению традиционного обучения и современных педагогических технологий в 8 классах.
Разработка материалов и проведение сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс преподавания химии в школе.
Предмет исследования: традиционные и современные технологии в методике обучения химии как инструмент повышения качества знаний.
Данная работа направлена на исследование достоверности следующей гипотезы: применение современных технологий в учебно-воспитательном процессе преподавания химии в школе может повлиять на повышение качества знаний обучающихся.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ литературы по теме исследования (методических работ, научных источников); эмпирический (проведение педагогического исследования и эксперимента)
Была проведена диагностика качества знаний, определены модальность, организационные, коммуникативные и информационные ОУУН учащихся для установления возможности использования различных технологий на уроках; оценка контрольных работ и активности учащихся контрольной и экспериментальной групп на уроке, проведение рефлексии среди учащихся для определения эффективности использования различных технологий на уроках химии.
Общее количество школьников, принимающих участие в эксперименте на разных его этапах, составило 53 человека. Контрольная группа учащихся была в количестве 28 человек, а экспериментальная состояла из 24 учащихся.
В обеих группах обучающиеся в большинстве своем активные, проявляющие интерес на учебных занятиях.
Для определения уровня успеваемости по освоению дисциплины «Химия», уроки по темам первого раздела в обеих группах учащихся проходили в традиционной форме. Затем была проведена контрольная работа, по которой
определялся средний балл групп. Среднее количество баллов в контрольной и экспериментальной группах практически одинаково – 3,90 и 3,94 балла, соответственно.
Учебные занятия, которые проводились в традиционной форме с применением современных форм работы, велись с обильным использованием презентаций, созданных в программе Microsoft PowerPoint.
По завершению изучения каждого раздела с использованием определенной технологии в каждой группе проводилась контрольная работа, результаты которой позволили оценить эффективность использования современных технологий на уроках химии.
После проведения уроков с использованием технологии развития критического мышления с контрольной работой справились 65% обучающихся контрольной группы и 61% учеников экспериментальной группы, оценку «5» за эту работу в контрольной группе получили 22% учащихся, а в экспериментальной таковые отсутствовали;
Таким образом, использование ТРКМ в образовательном процессе не оказало положительного влияния на уровень знаний обучающихся на учебных занятиях по химии, а, наоборот, наблюдается меньшая успеваемость учащихся по сравнению с группой, обучающейся по классической форме работы.
На втором этапе работы занятия в экспериментальной группе проходили с использованием технологии сотрудничества, а в контрольной группе продолжались в классической форме. По завершению данного этапа с написанием контрольной работой справились 64% обучающихся из контрольной группы и 80% учеников, осваивавших материал с помощью технологии сотрудничества. Количество школьников, справившихся на оценки «4» и «5» в обоих группах приблизительно одинаковое, но в группе, занятия в которой проходили с использованием технологии сотрудничества, количество учеников написавших работу на «3» выше (50% против 36% ).
Использование технологии сотрудничества оказывает положительное влияние на уровень знаний обучающихся на учебных занятиях по химии, так как количество учеников справившихся с работой в экспериментальной группе в целом выше, чем в контрольной.
На третьем этапе работы занятия в экспериментальной группе проходили с использованием технологии опорных конспектов, а в контрольной группе – в классической форме. После их проведения обнаружено, что с контрольной работой справились 55% обучающихся из контрольной группы и 84% учеников из экспериментальной. Количество учащихся, написавших контрольную на
«отлично», выше в группе, изучавшей материал раздела только с помощью традиционных технологий обучения (9% против 5%), зато значительная часть обучающихся, а именно 42% обучающихся экспериментальной группы и 18% контрольной справились с заданиями на оценку «4».
Использование технологии опорных конспектов совместно с традиционным обучением значительно повышает качество усвоения материала, о чем свидетельствует повышение успеваемости учащихся.
Результаты работы позволяют утверждать, что использование современных технологий обучения, а именно технологии сотрудничества и технологии опорных конспектов повышают усвояемость преподаваемого материала посредством активации познавательной деятельности и творческого потенциала, что позволяет добиться качественного и быстрого усвоения учебной дисциплины и практической цели.
Библиографический список:
Баишева, Н. Ю. Применение технологии сотрудничества на уроках химии для активации познавательной деятельности учащихся / Н. Ю. Баишева, И. И. Павлов. — Текст : непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы X Междунар. науч.-практ. конф..
— Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2018. — С. 44-45.
Варова, Т. А. Использование опорных сигналов на уроках химии / Т. А. Варова, А. Л. Марченко. — Текст : непосредственный // Амурский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 72-76.
Звонарёва, Е. А. Применение технологии критического мышления на уроках химии / Е. А. Звонарёва, М. И. Жукова, Н. И. Кочергина. — Текст : непосредственный // Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики : материалы V Всерос. науч- практ. конф. — Челябинск : Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. — С. 72- 76.